Некоторые особенности организации коррекционной работы на уроках музыки в общеобразовательной школе
Авторы: Боронина Елена Владимировна, Кадина Вероника Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 19.06.2015
Статья просмотрена: 685 раз
Библиографическое описание:
Боронина, Е. В. Некоторые особенности организации коррекционной работы на уроках музыки в общеобразовательной школе / Е. В. Боронина, В. В. Кадина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8371/ (дата обращения: 15.11.2024).
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоянии здоровья и поведении, достигая 45–50 % от общего контингента (по данным Н. П. Вайзмана). [5] Каждый из них нуждается в коррекционной, компенсирующей и реабилитационной работе. Такие дети приходят учиться в обычные школы, где нет коррекционных классов, и без должного к ним внимания, негативно влияют не только на дисциплину в классе, но и на весь учебный процесс, мешая усваивать знания своим одноклассникам.
Для детей с трудностями в воспитании и поведении существует термин «трудный ребёнок». Он не является научным. Это общее обозначение детей, отличных от других одним отрицательным признаком: все они представляют трудности в отношении воспитания. Данный термин чаще всего используется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».
Существуют как внешние, так и внутренние причины социально-педагогической запущенности. Внешними причинами являются недостаток семейного воспитания и допущенные ошибки в воспитательной образовательной работе, а внутренними причинами — могут быть индивидуальные психологические и личностные особенности ребёнка.
В категорию «трудный ребёнок» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами. Рассматриваемая категория детей, сталкиваясь с какими — либо препятствиями, в достижении своих целей, переживает особое эмоциональное состояние — фрустрация (от лат. frustration — обман, тщетное ожидание). В состоянии фрустрации ребёнок испытывает комплекс негативных эмоций: гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т. д. длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности ребёнка. Такое состояние повышает агрессивность, провоцирует появление комплексов неполноценности. В таких условиях очень важно выбрать правильные методы психологической и педагогической работы с «трудными» детьми.
В наше время существует достаточно много отечественной психологической и педагогической литературы посвященной теме воспитания «трудно воспитуемых детей», сложности и значимости данного периода детства и связанных с ним трудностей. Предлагается достаточно много профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующие традиционные и нетрадиционные методы работы с детьми, это рекомендации М. Р. Битяновой [2], И. В. Дубровиной [9], Р. В. Овчаровой [16–17], Л. В. Выготского и многих других [3–4].
Группа учёных под руководством доктора педагогических наук Н. М. Назарова
[15] с большим вниманием изучали возможности взаимодействия педагогики и искусства в коррекционном направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии и воспитании. Анализируя эти процессы, учёные выделили особое место воспитанию средствами искусства. По их мнению, это новое направление педагогической науки, базируясь на трёх областях научного знания — педагогики, искусства и психологии, воздействует на нравственно — этические, эстетические, коммуникативно — рефлексивные основы личности и способствует адаптации ребёнка в социуме.
Одним из наиболее доступных видов искусства для восприятия «трудных детей» является музыка. Она имеет огромное влияние на подсознание ребёнка и может быть средством успокоения и лечения.
Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель говорил о влиянии музыки на душевное состояние человека. Исследования его ученика Аристоксена в области музыкального лада привели к новым открытиям: фригийский лад действует на человека возбуждающе, а дорийский успокаивает и лучше всего подходит для воспитательных целей.
Музыка является одним из предметов эстетического цикла в общеобразовательной школе. На уроке учитель использует различные формы и методы работы: слушание музыкальных произведений, пластическое дирижирование, исполнение песен, игра на шумовых музыкальных инструментах, ритмические упражнения, движения под музыку и многие другие. Эти занятия оказывают на учащихся положительное психотерапевтическое действие, снимая нервно — психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно в связи с установленными Федеральным законом РФ «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» уроки эстетического цикла — музыка, изобразительное искусство, физическая культура ставятся после более сложных предметов.
На уроках музыки применяются арт-терапевтические приёмы, которые не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческий потенциал ребёнка.
В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Это метод развития сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм искусства. Всего существует четыре вида терапии искусством.
Музыкотерапия — контролируемое использование звуков и музыки в коррекции психики человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) — психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояние личности. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. [12]
Эти методы применяются для развития навыков общения, повышения самооценки ребёнка и укрепления уверенности в себе.
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
1. Безоценочное восприятие всех работ. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своих чувств и мыслей.
2. Дети — сами эксперты своих работ.
3. Все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от профессиональных качеств ребёнка. Каждая работа уникальна.
4. Сохранение детской тайны.
5. Рассказ о своей работе осуществляет сам ребёнок.
При работе с классом нужно установить определённые правила.
1. Внимательно слушать друг друга
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Все должны себя чувствовать комфортно.
6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.
Использование на уроках музыки техники, предложенной С. К. Кожохиной в своей книге «Растём и развиваемся с помощью искусства» [12], даёт возможность связать воедино воспитание эстетического восприятия музыки, развитие исполнительских возможностей, музыкально — слуховых представлений, музыкальной памяти и слуха учащихся, способность ярко характеризовать образ, оказывая корректирующее воздействие на организм ребёнка.
Упражнение № 1: «Танец радости»
Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики или джаза); шифоновые платки или шарф; краски (гуашь, акварель, масляная пастель); бумага, кисти, баночка для воды.
Первый этап. «Музыка и движение».
Движение под музыку с шифоновой тканью. Ткань, выполняет функцию защиты. Ребёнок становится одновременно видимым и не видимым, это даёт свободу движения и выражения чувств и эмоций под музыку. Музыка и движения помогут ребёнку избавиться от напряжения и получить удовольствие от управления своим телом.
Второй этап. «Живопись» (творческая работа).
Закончив танец, предложите нарисовать картину с любым изображением, но главное условие это выразить в цвете эмоции, и ощущения испытываемые детьми во время танца.
Третий этап. «Описание картины».
По завершении творческой работы необходимо придумать название для картины и сочинить историю по своей картине.
Во время и после окончания работы необходимо хвалить детей. Впоследствии важно организовать выставку картин в классе и провести презентацию для родителей.
Данная работа помогает детям чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений и художественных образов.
Упражнение № 2. «Рождение художественного образа, навеянного классической музыкой.
Рекомендуемые музыкальные произведения: «Прелюдия» № 8 И. С. Бах; «Прелюдия» № 4 Ф. Шопена; «Баркарола» П. И. Чайковского; «Пастораль» Ж. Бизе; «Лебедь» К. Сен-Санса; «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.
Материалы для работы: краски «гуашь» или акварель, восковые мелки, бумага формата А3, кисти беличьи № 8, № 2, баночка с водой.
Первый этап. Слушание музыки.
Прослушав небольшое музыкальное произведение (2–3 минуты), попросить детей рассказать о том, что они представили во время звучания музыки.
Второй этап. Изображение представленного.
Изобразить на листке бумаги красками или восковыми мелками свои ощущения отражённые в образах.
Арт-терапевтические формы, используемые на уроке музыки, создают благоприятные условия для решения ряда важнейших задач: осознание наличия разных эмоциональных состояний у детей и умение выражать свои эмоции и чувства; развитие и укрепление внутреннего «Я»; помощь родителям с «особыми» детьми и детьми с признаками одарённости.
Музыка как вид искусства способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыкальное произведение доставляет удовольствие, то сердечно — сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка не приятна, то усиливается сердцебиение учащихся, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой, ногой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. Очень важны и актуальны сегодня музыкально — коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир.
Литература:
1. Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей. //«Журнал практического психолога», М., № 1, 1996.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
5. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М., 1994.-140.
6. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
7. Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
9. Дубровина И. В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1997.
10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.
11. Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.
12. Кожохина С. К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
13. Кравцова Е. Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.
14. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., 1993.
15. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
16. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.
17. Овчарова Р. Р. Психологический портрет социокультурно — и педагогически запущенного ребенка. М., 1994.
18. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.
19. Самоукина Н. В. Психотехнические игры и упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.
20. Фуржанов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.