Классный час «Семейные традиции и ценности»
Авторы: Шолохова Татьяна Васильевна, Ковпак Лилия Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 20.06.2015
Статья просмотрена: 7008 раз
Библиографическое описание:
Шолохова, Т. В. Классный час «Семейные традиции и ценности» / Т. В. Шолохова, Л. А. Ковпак. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8376/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель: осмысление необходимости сохранения семейных традиций и ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества.
Оборудование: компьютерная презентация, семейные фотографии, распечатки отрывков из произведений А. Б. Зубова «История религии», А. Максимова «О семейном обеде», задания для учащихся.
Ход классного часа.
Скажите, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет) То есть представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Выберите и пронумеруйте по мере убывания значимости те пять областей жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место — самое важное и т. д.)
Ответы: образование, семья, материальные блага, политика, карьера, религия, отдых, дети, увлечения, спорт и другие..
Посмотрите, как распределились места. Многие из вас на 1-е и 2-е место поставили семью и детей.
1. Что для вас означает слово «семья»? (Отвечают: семья — это, где тебя любят, это близкие люди, поддерживающие в трудную минуту, ничего не требуя взамен, место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой самое ценное, что есть у нас есть, это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.)
Да, действительно, семья — слово, понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
К сегодняшнему классному часу вам предлагалось записать и объяснить пословицы и поговорки о семье и семейных ценностях. Давайте зачитаем и объясним их.
1. «Семьёй дорожить — счастливым быть».
2. «Семья в куче, не страшна и туча»
3. «Человек без семьи, что дерево без плодов»
4. «Зачем семье клад, коли есть лад»
2. Знаете ли вы о своих предках (по рассказам родных и близких)?
3. Сохраняются ли в вашей семье семейные предания, рассказы, легенды?
4. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями ваших родителей и других родственников, о вашем детстве, детстве ваших родителей?
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть, самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
Семейные ценности — это не то, что хранится в вашей шкатулке или шкафу: дорогие костюмы и платья, украшения. А вот альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение, все это относится к семейным ценностям.
Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
5. Есть ли в вашем доме семейный альбом, какие фотографии в нем хранятся, какие особенно дороги?
6. Хранятся ли в вашей семье письма, открытки, семейные реликвии?
Семейный альбом может принять вполне современный вид, если его оцифровать и разместить на семейном сайте. Это возвращение к семейным корням семьи и возможность узнать ее прошлое. По рассказам бабушек и дедушек, опросам своих родственников можно построить родословное древо семьи. Это очень увлекательное и интереснейшее занятие, которое включает сбор биографий дальних и близких родственников, их детей, внуков, братьев и сестер. В дополнение к этому сейчас принято составлять семейные гербы, в которых находят отражение главные отличительные особенности или характеристики семьи.
Подобные занятия оставляют в памяти самые приятные воспоминания, а дети, вырастая, пытаются продолжить их в своих семьях. И это становится семейной традицией.
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Какие традиции существуют в вашей семье?(Ответы: проведение каждого лета в путешествии; празднование дня рождения; субботние обеды; семейные чтения;совместное проведение отпуска;посещение театра, концертов; совместное приготовление подарков…
Подробнее рассмотрим лишь некоторые:
СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует)
Учитель предлагает обменяться мнением после прочтения высказывания А. Б. Зубова:
Отрывок из произведения А. Б. Зубова «История религии»:
«Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приёмы с фуршетом: Совместный стол есть символическая демонстрация единства — вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым».
Из воспоминаний А. Максимова «О семейном обеде».
Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха — нашей бабушки.
Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.
Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.
Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: «Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. «Ну что, дети мои?! — обращалась она ко всем.
— Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.
За бабушкиным столом не раз решали мы важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, теток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивает раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у нее очень много. И однажды она сама объяснила мне. «Милый мой, — говорила бабушка, расставляя тарелки на столе накануне семейной встречи. — Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз месяц побыть вместе, посмотреть да другу в глаза».
ИТАК, совместный стол — символическая демонстрация единства.
А какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи? (Учитель предлагает высказать своё мнение).
Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.
(Учащиеся рассказывают о традиции семейного чтения, принятой в их семьях).
СЕМЕЙНЫЕ ТАДИЦИИ сближают всех родных, делают семью крепкой и дружной. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. В некоторых семьях принято, чтобы торжество начинал самый старший человек за столом, а в других это делает хозяин дома. У одних вместе со взрослыми за семейный стол обязательно сажают детей, а у других — нет…
Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их сегодняшний годовалый малыш пойдет в институт. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей т. н. «капсулу времени». Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте...
В некоторых семьях принято играть в настольные игры, например в «Лото», или устраивать семейные воскресные обеды. А другие регулярно ездят на машине по старинным городам, выезжают на шашлыки или просто фотографировать пейзажи, посещают памятные места. Важно, что это все создает теплую атмосферу уюта, стабильности и взаимной поддержки.
Семейной традицией могут стать еженедельные прогулки в лес. Парк, первый снеговик зимой, празднование прихода весны, изготовление скворечника для птиц. Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях.
Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. (Выбирают и записывают: любовь, дружба, ложь, добрые друзья, дым сигарет, взаимопомощь, уважение, ответственность, лень, семейные традиции, алкоголь, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, брань,родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, рукоприкладство, безделье).
Берегите свои семейные традиции и ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Ученица:
Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья — это труд, друг о друге забота,
Семья — это много домашней работы.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Поддержку и дружбу друг друга цените!
Приложение1
Вопросы для уч-ся:
1. Что для вас означает слово «семья»?
2. Знаете ли вы о своих предках (по рассказам родных и близких)?
3. Сохраняются ли в вашей семье семейные предания, рассказы, легенды?
4. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями ваших родителей и других родственников, о вашем детстве, детстве ваших родителей?
5. Есть ли в вашем доме семейный альбом, какие фотографии в нем хранятся, какие особенно дороги?
6. Хранятся ли в вашей семье письма, открытки, семейные реликвии?
7. Любители вы возвращаться домой из поездок, путешествий?
8. Отмечаете ли вы вместе праздники? Какие?
9. Как в вашей семье обращаются друг к другу, напутствуют, приветствуют?
10. Есть ли в вашей семье шутливые прозвища? Как они появились?
11. Чью любовь и заботу вы ощущаете на себе больше всего?
12. Какие игры любят в вашей семье? С кем и во что вы играете?
Приложение 2
1. Какие традиции существуют в вашей семье? Расскажите о них
2. Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились? В чем они состояли и как возникли?
3. Как в семье отмечают праздники и отмечали прежде? В каких случаях собиралась вся семья?
4. Есть ли в вашей семье фирменные семейные блюда? Передавались ли их рецепты из поколения в поколение?
5. Хранятся ли в вашей семье награды или семейные реликвии?
6. Каких нравственных принципов велят вам придерживаться родители? А какие принципы завещали им бабушка и дедушка?