Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жильцова, Ю. В. Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании / Ю. В. Жильцова, В. А. Попов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8378/ (дата обращения: 15.11.2024).

Большая значимость проблемы употребления молодежью наркотических веществ обусловлена современной ситуацией в обществе, которую можно охарактеризовать как достаточно критическую, так как с каждым годом увеличивается число детей и подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами.

По данным ФСКН России за последние десять лет количество официально зарегистрированных в стране больных с диагнозом «наркомания» выросло почти на 60 %. Основная масса наркопотребителей приходится на возраст от 18 до 25 лет.

Психолого-педагогические исследования проблемы профилактики наркомании представлены достаточно четко в работах отечественных авторов: В. А. Попова (социально — педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков), В. Ф. Круглянского (наркомания и токсикомания у подростков), Л. С. Горбатенко (родителям и педагогам: все о наркомании), А.Г Макеевой (педагогическая профилактика наркомании в школе).

Исследованием психолого-педагогических тренингов по профилактике наркотизации занимаются педагоги: А. Г. Грецов (психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи), А. И. Хажилина (профилактика наркомании: модели, тренинги сценарии), Е. А. Короленко (тренинг как форма профилактики наркомании).

Поскольку лечебные мероприятия при сформированной физиологической и психологической зависимости от наркотиков крайне, особенно актуальным представляется тренинговая работа [1, c. 3]. Именно посредством психолого-педагогического тренинга можно решить большой спектр задач, важных для осуществления профилактики наркотизации, а так же формирования мотивационно-потребностной сферы личности. Предлагаемый метод направлен на развитие таких личностных качеств, которые позволили бы молодым людям, наиболее конструктивными путями решать возникающие на их жизненном пути проблемы, достигать поставленных целей.

Реализации причин употребления наркотиков подростками могут способствовать факторы, которые определяются как обстоятельства, повышающие вероятность употребления индивидуумом различных ПАВ. Любой из этих факторов не является гарантией развития зависимости в будущем, а лишь указывает на имеющийся повышенный риск. Факторы риска отражают актуальность и необходимость в современной жизни организации тренинговых занятий по профилактике наркомании среди молодежи.

Выделим особенности старшего подросткового периода склонного к употреблению наркотиков:

1.                  Старший подросток легко поддается негативному влиянию сверстников, позиционируя себя как взрослого легко может попробовать наркотик, не видя в этом ничего плохого.

2.                  Подростки осознают социальные ожидания взрослых, но не могут им следовать вследствие повышенной ориентации на сверстников. Сверстники зачастую являются не лучшей компанией демонстрирующей противоправный образ жизни, но такой образ жизни и привлекает их.

3.                  В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению. В суждениях подростков преобладает прямолинейность, черно-белая логика, перепаду одной крайности в другую. Все это приводит к обостренной потребности в создании своего собственного мира, хотя бы в воображении, а иногда и путем изменения своего сознания, посредством психоактивных и наркотических веществ.

4.                  В этот период перестраивается эмоциональная сфера. Отнютьпроблемы встречающиеся на жизненном пути кажутся старшему школьнику решаемые только путем их заглушения (алкогольными напитками, курением табака), или изменения своего сознания, в котором нет ни проблем не трудностей. Ошибочное представление о не решаемости сложившихся ситуаций разрушает личность подростка.

5.                  Чувство взрослости не оставляет старшего подростка на протяжении всего периода, а запреты со стороны родителей и «профилактические лекции» наоборот только подталкивают к употреблению наркотических средств. Выражая при этом свой протест и свою «взрослость».

Таким образом, подросток является главным объектом тренинговых групп по профилактике наркотизации. Тренинговая группа — специально организованная малая группа, где ее участники при взаимодействии с ведущим активно включаются в работу, которая направлена на развитие самой группы, разрешение проблем и самосовершенствования ее членов, а так же на выработку новых навыков и умений.

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы обнаружили большое количество подходов к выделению особенностей тренинговых групп. Представим подход И.В Вачкова, который послужил основой для выделения социально — психологических особенностей тренинговых групп:

1.      групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению проблем связанных с употреблением наркотических веществ;

2.      человек существо социальное и ему важно мнение окружающих людей, а группа отражает общество в миниатюре, которая помогает менять свои ценности, интересы так, чтобы не оставалось место наркотикам;

3.      дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами с наркотиками, алкоголем, токсикоманией и д. р.

4.      в группе человек может обучаться новым умениям, например, не поддаваться соблазну употребления ПАВ, разрывать отношения с людьми, которые подталкивают к употреблению наркотических средств и т.п;

5.      в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя, и для знакомства с новыми эффективными способами поведения и противостояния наркотикам;

6.      взаимодействие в группе создает напряжение, которое меняет отношение человека к наркотикам;

7.      группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания, так же помогает поиску причин появления в жизни ПАВ;

8.      групповая форма работы предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия и лечение в клинике.

Тренинговая группа является важной составляющей тренинговой формы работы, потому что именно посредством включенности и вхождения в нее, подросток сможет изменить свое отношение не только к сложившимся стереотипам, ценностям, нормам, но и к наркотическим веществам.

Нами было проведено исследование на базе школы № 29 г.Владимира, по методике М. Рокича (Ценностные ориентации) и анкете по профилактике наркотикатизации. В исследовании приняло участие 34 человека 9 класса.

Полученные данные представлены на рисунке 1, показывают терминальныепредпочитаемые и отвергаемые ценности из блока «А».

Рис.1. Результаты методики «Ценностные ориентации» предпочитаемые и отвергаемые ценности из блока «А» (М. Рокич)

 

Полученные данные свидетельствуют о том, к предпочитаемым ценностям испытуемые относят ценности: «здоровья» (75 %) этому содействует активная пропаганда ЗОЖ в настоящее время; так же особое внимание приобретает ценность «активная жизненная деятельность» (67 %); ценность «интересная работа» (50 %) связи с дальнейшим выходом из школы и выбором профессии, далее идет ценность «жизненная мудрость» (46 %), «любовь» (38 %) и «счастливая семейная жизнь» как ценность немного отходят на второй план (38 %). К отвергаемым: «счастье других» (60 %) наиболее выражена как отвергаемая, испытуемых заботит лишь свое благополучие и своя жизнь; следующая ценность «творчество» так же отрицается (54 %); красота природы и искусства интересует меньше всего подростков (46 %).

Анализ результатов представленных на рисунке 2 отражает инструментальным предпочитаемые и отвергаемые ценности из блока «Б».

Рис. 2. Результаты по методике «Ценностные ориентации» предпочитаемые и отвергаемые ценности из блока «Б» (М. Рокич)

 

Анализ данных свидетельствует о том, что к инструментальным предпочитаемым ценностям относят: «воспитанность» (70 %), преподнесения себя с хорошей стороны, далее выдвигается ценность «жизнерадостность» (43 %), позитивный взгляд на мир; так же выделяется ценность «честность» (33 %), как средство достижения цели; ценность «самоконтроль» в собственном поведении и поступках. К инструментальным отвергаемым ценностям относят: «непримиримость к недостаткам в себе и других» (46 %), так же ярко выраженной является ценность «рационализм» (46 %), «терпимость» (46 %) объясняется наличием чувства взрослости, не желании кого-то слушать и ждать; далее отвергается ценность «независимость» (40 %), не готовность полностью обеспечивать свою жизнь самостоятельно.

Проведенная анкета показала следующие результаты:

1.      Через средства массовой информации узнают о наркотиках 66,6 %, через чужой опыт 33,3 %, так же у 25 % опрошенных имеются знакомые, страдающие наркотической зависимостью. У 50 % опрошенных наркоманы вызывают лишь чувства нетерпения, 29,1 % совершенно безразлично относятся к ним, а у 20,8 % вызывают лишь чувства сострадания и жалости.

2.      По мнению 41,6 %, толкает на употребление и первую пробу наркотика круг общения (друзья, товарищи, окружающие), 33,3 % считают, что именно любопытство толкает на такой ответственный шаг и 25 % отметили, что одиночество является причиной употребления ПАВ.

3.      На вопрос «Поступали ли Вам предложения попробовать наркотик?» 79,1 % ответили «НЕТ», и лишь 20,8 % отметили «ДА».

4.      Изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков по мнению 33,3 %, может изменение законодательства, 20,8 % отвечают, что только введение принудительного лечения будет наиболее эффективно, 16,6 % отмечают действенным усиления антинаркотической пропаганды среди молодежи, 8,3 % выдвигают контроль родителей.

5.      Как считают 58,3 %, тестирование обязательно должно проводится анонимно, лишь 25 % считают, что нет в этом необходимости. Средний возраст испытуемых составляет 14–16 лет (70,8 %), но и 29,1 % составляют подростки 12–14 лет.

Таким образом, из проведенной диагностики, можно сделать вывод, что представленная иерархия ценностей напрямую связана с особенностями подросткового возраста и его кризисом. В этом возрасте, у подростков происходит резкая переоценка ценностей, осуществляемая под влиянием сферы окружения, которая зачастую может носить негативный характер, что развивает риск попадания в плохие компании, злоупотребления наркотическими веществами, бродяжничеству.

Так же большинство подростков узнают о наркотиках из фильмов, газет, журналов. Друзья и близкий круг общения становится мотивацией для первой пробы наркотического вещества (за компанию). Больше половине опрошенных уже поступали предложения к употреблению ПАВ. По мнению опрошенных, чтобы изменить ситуацию с незаконным употреблением наркотиков, необходимо ужесточить наказания за счет законодательства.

Подросток, являющийся объектом тренинговых групп по профилактике наркотизации, это легко поддающийся влиянию сверстников, не стрессоустойчивый, считающий себя взрослым и самостоятельным, человек. Личность, которая в силу своей неопытности, незрелости не может решить встречающиеся на его жизненном пути трудности, выбирает простое решение всех проблем — употребление ПАВ. По их мнению, так проблема найдет быстрое решение, придет спокойствие и умиротворение, иными словами жизнь без забот. Но все это лишь заблуждение!

Следовательно, хотелось бы еще раз подчеркнуть акутальность и востребованность внедрения в работу с такими подростками именно психолого — педагогических тренингов по профилактике наркотизации молодежи.

 

Литература:

 

1.                  Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. ISBN 5–699–19699–4

2.                  Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. / И. В. Вачков. — М: Ось — 89, 2001. — 214 с. ISBN 5–86894–318-X

3.                  Грецов, А.Г. — Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. — СПб.: Питер, 2007. — 160 с. ISBN 978–5-469–00

4.                  Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов, М. В. Данилова, Т. В. Егорова и др.; под ред. В. А. Попова. –М.: Академия, 2013. — 176 с. — (Сер.Бакалавриат) ISBN 978–5-7695–7425–2

5.                  Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — М.: Академия, 2012. — 192с. ISBN 978–5-7695–8730–6

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ценность, группа, наркотик, профилактика наркотизации, вещество, профилактика наркомании, старший подросток, тренинговая группа, употребление ПАВ.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних