Проект «Непослушные пальчики»
Авторы: Пермякова Елена Николаевна, Павлова Елена Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.06.2015
Статья просмотрена: 2753 раза
Библиографическое описание:
Пермякова, Е. Н. Проект «Непослушные пальчики» / Е. Н. Пермякова, Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8397/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность:
В последнее время отмечается тенденция на увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной степени тяжести. Речевые нарушения могут проявляться уже в раннем возрасте, поэтому их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет улучшить и ускорить речевое развитие у детей дошкольного возраста, совершенствовать звуковую культуру речи, расширить словарный запас.
Авторы проекта: Пермякова Е. Н. — учитель-логопед, Павлова Е. В. — воспитатель
Название образовательного учреждения:
МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида»
Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Участники проекта: дети средней группы 4–5 лет, воспитатель, родители, учитель-логопед.
Форма организации детей: индивидуально-групповая работа
Ведущая деятельность: игровая
Год разработки и реализации учебного проекта: 2014–2015 год.
Опыт использования: проводился один раз в средней группе.
Продолжительность проекта: 4 месяца.
Проблема проекта: Дети очень любят играть. Но не все игры могут быть доступными и лёгкими. Когда в игру включаются пальчики, многие дети не могут выполнить элементарные движения. Отсюда и возникли вопросы:
— Почему не попасть в дырочку у ботинка?
— Почему у Вас получается «пришить» орешек к белочке, а у меня нет?
— Как заплести косу у гусеницы?
— Как завязать бантик на голове у гусеницы?
Что же делать? Как развить у детей навыки ручной умелости?
Давайте играть с детьми в игры, которые помогут развить мелкую моторику, в игры, которые помогут стать детским пальчикам ловкими и умелыми.
Цель проекта: реализация преемственности между ДОУ и родителями, посредством совместной проектной деятельности «Непослушные пальчики», формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики
Задачи проекта:
1. Формировать и тренировать координацию пальцев и кистей рук.
2. Развивать навыки ручной умелости.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.
4. Обогащать словарный запас, связную речь.
Гипотеза проекта:
Совместная деятельность педагогов и родителей по развитию мелкой моторики детей будет более эффективна, если реализуются следующие условия:
- переход родителей от пассивных наблюдателей над работой к активному участию и сотрудничеству;
- правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей;
- создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, коррекционные
Форма продуктов проектной деятельности:
- изготовление детьми тренажёра на развитие мелкой моторики «Весёлые карандаши»;
- итоговое занятие
Ожидаемые результаты:
- развитие индивидуальных особенностей и физической активности детей, через включение различных пальчиковых игр в повседневные занятия детей;
- повышение интереса к играм, направленным на развитие моторики;
- развитие речи детей, обогащение словаря;
- активное участие родителей в совместной деятельности;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- профессиональный рост педагогов
Направления проектной деятельности:
1. Работа над развитием мелкой моторики рук у детей
2. Развитие высших психических функций: память, зрительное и слуховое внимание, восприятие
3. Работа с семьёй:
- участие родителей в мероприятиях ДОУ: мастер-класс, изготовление пособий, игр на развитие мелкой моторики, родительское собрание
Таблица 1
График работы над проектом
Этапы |
Сроки |
Содержание |
1. Подготовительный |
1–3 неделя ноября |
1. Определение целей и задач проекта. 2. Составление плана мероприятий. 3. Подбор методической литературы. 4. Ознакомление родителей с проектом |
2. Основной |
4 неделя ноября, декабрь-январь |
1. Изучение необходимой литературы и работ педагогов по данной теме 2. Проведение мероприятий в рамках проекта 3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте 4. Написание конспектов проводимых мероприятий. 5. Обогащение предметно-развивающей среды в кабинете логопеда и в группе. 6. Создание картотеки пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики. 7. Помощь педагогам ДОУ в подборе и проведении игр. Мероприятия для детей: 1. Участие во всех мероприятиях проекта. 2. Разучивание пальчиковых игр Мероприятие для родителей: 1. Помощь в пополнении предметно-развивающей среды по теме проекта. 2. Изготовление пособий на развитие мелкой моторики. |
3. Заключительный |
февраль 2015 |
1. Подведение итогов. Создание презентации. 2. Анализ выполнения плана проекта. 3.Анализ успешности работы с детьми, родителями. Выступление на педсовете. Показ итогового занятия. |
Таблица 2
Тематическое планирование проектной деятельности (ноябрь 2014 — февраль 2015г.)
Направление работы |
Приблизительный срок |
Продукт |
Ответственные |
1.Сбор материала для создания картотеки игр по развитию моторики |
Декабрь-январь |
Картотеки: — пальчиковых игр — игр на развитие мелкой моторики — игр с использованием нестандартного оборудования |
Воспитатель, учитель-логопед |
2.Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта |
На протяжении всего периода работы |
Изготовление игр, пособий на развитие мелкой моторики |
Воспитатель, учитель-логопед, родители |
3.Консультация для родителей «Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей» |
Ноябрь |
Папка — передвижка |
Воспитатель |
4.Родительское собрание по теме: «Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Непослушные пальчики» в группе «Ягодка» |
Ноябрь |
Протокол собрания |
Воспитатель |
5.Мастер класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» |
Декабрь |
Буклет для родителей |
Учитель-логопед |
6.Занятие по развитию речи по теме «Осень» с использованием пальчиковых игр |
Ноябрь |
Конспект занятия |
Воспитатель, учитель-логопед |
7.Изготовление с детьми тренажёра «Цветик-семицветик» |
Декабрь |
Коллективная работа |
Воспитатель |
8.Изготовление с детьми тренажёра «Весёлые карандаши» |
Январь |
Фотоотчёт |
Воспитатель, учитель-логопед, дети |
9.Изготовление игр на развитие мелкой моторики |
Декабрь-январь |
Выставка работ |
Родители |
10.Изготовление атрибутов к Новому году «Фонарики для гномиков» |
Декабрь |
Фонарики |
Родители, дети |
11.Изготовление пособия «Выложи узор в тарелке» |
Декабрь |
Одноразовые тарелки, контурные рисунки |
Учитель-логопед |
12.Изготовление пособия «Весёлые дорожки» (фасоль) |
Декабрь |
Нарисованные дорожки различной конфигурации |
Воспитатель |
13. Изготовление пособия «Умелые ручки», «Гусеница» |
Январь |
Разнообразная крупа, контурные рисунки. Пособие с использованием лент, пуговиц, вязаных ковриков, шнурков |
Воспитатель |
14.Итоговое занятие |
Февраль |
Конспект занятия |
Воспитатель, учитель-логопед |
15. Выступление на итоговом педсовете. Анализ успешности работы по проекту |
Февраль |
Презентация |
Учитель-логопед, воспитатель |
Ценность проекта:
- создание условий для своевременной коррекционно-развивающей помощи по развитию мелкой моторики у детей, не посещающих занятия учителя-логопеда;
- изменение дидактического оснащения образовательного процесса в средней группе ДОУ;
- оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в вопросах развития мелкой моторики у детей:
знаю и понимаю проблему ребёнка;
умею и буду использовать полученные знания;
хочу овладеть знаниями по данной проблеме;
могу самостоятельно помочь;
- отсутствие формализма в организации работы с семьёй
Возможности дальнейшего развития проекта:
1. На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Непослушные пальчики»:
- педагогам группы продолжать проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей;
- родителям закреплять полученные и сформированные навыки у детей в домашних условиях
2. Представить данный проект на Всероссийском или Международном уровне в рамках сотрудничества обмена методическими разработками по созданию единого образовательного пространства между ДОУ и семьёй.