Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса
Автор: Сергеенкова Кристина Витальевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 24.06.2015
Статья просмотрена: 1487 раз
Библиографическое описание:
Сергеенкова, К. В. Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса / К. В. Сергеенкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8406/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья представляет собой сравнительный анализ традиционного и современного урока, делает акцент на необходимости пересмотра его формы организации.
Ключевые слова: традиционный урок, урок по ФГОС.
Главной задачей ФГОС ставят развитие деятельной и активной личности, вооруженной не только эмпирическими знаниями, но и умениями применить их на практике. Поставленная задача требует перехода к системно-деятельностному подходу, который на корню рушит сложившиеся взгляды на урок, его структуру и участников. В Таблице 1 мы представили основные моменты, которые следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, уроку по ФГОС.
Таблица 1
Традиционный урок |
Урок по ФГОС |
Основная форма организации — урок (с традиционными этапами) |
Основная форма организации — урок, НО с измененным смыслом дидактической категории (в форме экскурсии, практикума, собеседования и т. д.) |
Метод: объяснительно-иллюстративный как наиболее часто встречающийся |
Метод: многообразие методов и форм |
Структура урока: учитель сообщает и определяет тему, цели, задачи, осуществляет контроль без включения учащихся в процесс. |
Структура урока: ученик — живой участник образовательного процесса, который сам формулирует тему, цель (одну и диагностируемую), задачи (3 и диагностируемые), осуществляет контроль (само- и взаимоконтроль), дают оценку своей деятельности под руководством учителя. |
Последовательность этапов: — организационный, — проверка домашнего задания, — закрепление новых знаний, — всесторонняя проверка знаний, — информация о дом. задании, — инструктаж подготовка к усвоению нового материала. |
Последовательность этапов: — мотивация к учебной деятельности, — создание проблемной ситуации, — выявление причины затруднения, — поиск способов разрешения возникших затруднений, — реализация плана разрешения возникшего затруднения, — проверка эффективности найденного способа деятельности, — самостоятельная работа и самопроверка, — рефлексия и самооценка. |
Знания (количество): пройденного материала; «встреча» знаний и самого человека не происходят (Б.Эльконин); дезинтеграция; запоминание; |
Знания (качество): мыслительных действий; «встреча» знаний и человека; интеграция; просмысливание и переоткрывание |
Учитель: знание своей предметной области; ориентация на развитие ЗУНов; |
Учитель (= тьютор): знание связей своей предметной области с другими; ориентация на развитие способностей |
Ученик: разрыв между сильными и слабыми учениками; ориентация на «среднего» ученика |
Ученик: отсутствие разрыва между сильными и слабыми учениками; учет уровня и возможностей ученика |
Обучение: копирование, повторение структуры науки; обучение только предметной области; обучение терминам (заучиваем); ______________ Содержание предметной области |
Обучение: целостное восприятие мира в деятельности; обучение приемам, техникам, схемам и т. д.; обучение понятиям (формируем); Деятельность (надпредметное основание)
Содержание предметной области |
Деятельность: репродукция |
Деятельность: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества |
Домашнее задание: одно для всех |
Домашнее задание: учащиеся выбирают сами, возможно дифференцировка. |
Мы видим качественные изменения в современном обучении, хотя его основной формой до сих пор остается урок. Это может быть объяснено консервативными взглядами общества и участников образовательного процесса на понятия «обучение», «образование». Пройдет еще немало времени прежде, чем ныне существующая традиционная форма организации будет заменена вследствие изменения её структуры и новыми ролями ее участников, так как на сегодняшний день наблюдаются изменения в структуре данной дидактической категории.
Литература:
1. Вахрушев, А.А., Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock
2. Вахрушев, А. А. Современные проблемы модернизации образования / А. А. Вахрушев. М.: Начальная школа +до и после. — 2003. — № 8. С. 44–57.
3. Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А. К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 277 с.
4. Лазарев, В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В. С. Лазарев. М.: Педагогика, 1998. — С. 13–27.
5. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 50 с. (Серия «Новые стандарты»).
6. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. — 288 с.
7. Хуторской, А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. — 63 с. (Серия «Новые стандарты»)
8. Хуторской, А. В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». — 2012. — № 2. — [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529–10.htm
Ключевые слова
традиционный урок, урок по ФГОС., урок по ФГОСПохожие статьи
Урок как основная форма организации обучения в современной школе
Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.
Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе
В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.
Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения
посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе
Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую. На примере учебного пособия «Английский язык для а...
Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.
Урок в современной школе
В статье анализируется содержание и структура современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на основных критериях, которые необходимо учитывать на уроке, а также рассматриваются современные методы и приёмы, используемые на уроках.
Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования
В статье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.
Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения
В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.
Обучающие технологии в учебном процессе
Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...
Единая система обучения: цели, задачи, принципы создания
Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых ...
Похожие статьи
Урок как основная форма организации обучения в современной школе
Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.
Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе
В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.
Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения
посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ учебного пособия по английскому языку в рамках требований к учебной литературе
Основные требования к учебной литературе касаются принципов организации учебного материала и принципов изложения материала. Автор рассматривает как теоретическую сторону вопроса, так и практическую. На примере учебного пособия «Английский язык для а...
Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебного процесса и дается краткая характеристика послевоенного образования.
Урок в современной школе
В статье анализируется содержание и структура современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на основных критериях, которые необходимо учитывать на уроке, а также рассматриваются современные методы и приёмы, используемые на уроках.
Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего и среднего профессионального образования
В статье дан сравнительный анализ общих компетенций ВПО и СПО третьего поколения, представлены общие для всех стандартов компетенции.
Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения
В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.
Обучающие технологии в учебном процессе
Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...
Единая система обучения: цели, задачи, принципы создания
Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых ...