Практика работы с эмоциональными проблемами одаренных учеников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 27.06.2015

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Ермекова, А. А. Практика работы с эмоциональными проблемами одаренных учеников / А. А. Ермекова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8414/ (дата обращения: 15.11.2024).

Ключевые слова: одаренные дети, способности, талант, эмоциональные проблемы, ранняя диагностика,тест Гарднера, тест Айзенка, тест Дж. Брунера.

 

Каждый учитель в своей практике сталкивается с проблемой обучения одаренных детей, которые чаще всего выделяются неординарными знаниями, высокой скоростью мышления и не «вписываются» в рамки стандарта. Хуже, когда способности ребенка вообще никак не проявляются, и школа считает его «посредственным» учеником, а он на самом деле, гениальный химик, к которому просто не нашли «ключик». То есть «скрытые» и «явные» проявления разных способностей учеников должны выявляться в частности в школе.

На плечи учителя ложится огромная ответственность: создать благоприятные условия для развития способностей каждого ученика, которые со временем могут перерасти в талант. При ранней диагностике способностей детей можно выявить те способности, которые в отсутствии условий могут годами не проявляться. Один из известных на сегодня Центр талантливой молодежи Университета (CTY) Джонса Хопкинса, расположенный в г.Мериленд штата Балтимор, США. Миссия CTY — выявление одаренных детей и развитие талантов отобранных учащихся посредством разработки и применения дифференцированных учебных программ. В Казахстане АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» тесно сотрудничают с этим центром. Сотрудничество заключается в подготовке тренеров для обучения учителей стратегиям и методам обучения одаренных детей. Подготовленные тренеры обучают учителей в рамках внутришкольных курсов. Пройдя эти курсы учитель пересматривает свой подход в планировании уроков. Не изменяя содержание уроков качественно пересматривается подача урока, исходя из принципов дифференциации. Таким образом, хотелось бы поделиться своим небольшим опытом в работе с одаренными детьми. Апробация проводилась на уроках информатики в 7 классе.

По эмоциональным особенностям одаренные дети очень ранимы. Они разочаровываются еще больше, когда подходящий им темп обучения несопоставим со скоростью обучения в классе. Повышенная чувствительность, гиперактивность и реакция центральной нервной системы могут вызвать у одаренных учащихся внутреннюю отрицательную реакцию на «тормозное устройство», другими словами на процесс, не позволяющий учащимся обгонять других по скорости обучения. В связи с чем была поставлена цель: выполнить диагностику способностей и потребностей учащихся. Здесь важно правильно организовать сотрудничество с психологами. Школьные психологи используют тест «ШТУР» (школьный тест умственного развития), который предназначен для диагностики умственного развития подростков. В 7- х классах ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Также используется тест на выявление множественного интеллекта Гарднера, тест Айзенка,тест Дж. Брунера на мышление и креативность. Как было сказано выше, в качестве источника наблюдения были ученики 7 класса, которые особенно нуждаются в поддержке и выявлении способностей, так как в Назарбаев Интеллектуальную школу отбор происходит на базе 7 класса и в первый год в новой школе им необходима адаптация. Кроме тестов, выявлению одаренности способствуют наблюдения родителей, сверстников и одноклассников, куратора и учителей предметников. Таким образом, в целом ученики 7С класса имеют высокую познавательную активность и средний уровень тревожности. Среди учащихся класса выделили для наблюдения трех учеников А, В, С. В таблице 1 представлены характеристики учеников и результаты диагностики этих учащихся. У всех трех учеников уровень познавательной активности — высокий, однако в других показателях они отличаются.

Таблица 1

 

Ученик А

Ученик В

Ученик С

Общие характеристики

Явное проявление одаренности: активен на уроках, обладает высокой скоростью мышления, способности проявляет на всех предметах: об этом говорят учителя предметники и его достижения. Пользуется уважением среди одноклассников. Сильно переживает за оценки. Уровень тревожности — высокий, уровень гнева- низкий.

Проявляется сильная раздражительность, желание быть «лидером», проявляет эгоизм, самолюбив, обладает хорошей памятью, но не может довести начатое до конца.Познавательная активность: высокая, уровень тревожности низкий, однако уровень гнева — высокий, уровень тревожности — низкий.

Выделялся своим поведением (со слов учителей он мог бездействовать на уроке). Быстрая смена настроения, проявление агрессии в виде отказа выполнения заданий учителя. Скрытая одаренность.

Уровень гнева — средний, тревожности — средний.

Результаты тестов

IQ- высокое. По тесту Кольба ученик А является рационалом — деятелем, по тесту Гарнера обладает натуралистическим интеллектом-85 % и логическим интеллектом- 100 %, тест Бруннера обнаружил высокий показатель символического, знаковое мышления и креативности.

IQ- выше среднего. По тесту Кольба ученик В — интуит, по Гарнеру проявляются несколько направлений одаренности — музыкальное, логико-математическое, внутриличностное. По тесту Бруннера у него показатели знакового, образного, предметного и символического мышления и креативности — высокие.

IQ- среднее. По тесту Кольба ученик С является интуитом, тест Бруннера обнаружил средний показатель символического мышления, низкий уровень знакового мышления, низкий уровень креативности, средние показатели знакового мышления.

 

Исходя из данных анкетирования, а также наблюдения за ними на уроках информатики для каждого ученика мною был разработан индивидуальный план для каждого ученика. Поэтому в зависимости от выявленной эмоциональной проблемы были выбраны разные пути решения, представленные в таблице 2.

Таблица 2

 

Эмоциональная проблема

Путь решения

Результат

Ученик А

Высокий уровень тревожности. Скрытый перфекционизм. Стабилен и сосредоточен, не может расслабиться, так как постоянно в процессе

Использование любых тщательно выбранных материалов для чтения, биографии или романы, чтобы ознакомить с персонажами или людьми, у которых тоже был перфекционизм. В качестве домашнего задания изучение биографии известных личностей. Обсуждение на уроках перфекционизма, так как он отражен в жизнях других, и развить в себе способность справиться с этим. Создание комфортных условий для поддержки эмоционального состояния ученика.

Уровень тревожности снижен. В группе хорошие отношения со сверстниками.

Сделал выбор в изучении физики на олимпиадном уровне

Ученик В

Высокий уровень гнева. Явно выраженный перфекционизм. Не может сосредоточиться на конкретной цели. Переменчивый интерес к наукам. Не доводит до конца начатое. Проявляет интерес в технике и программированию. Невнимательный.

 

- Личные беседы с постоянной поддержкой его начинаний.

— Книготерапия (рекомендовать фильмы книги о биографии современных гениев в информационных технологий)

Уровень гнева снижен.

Сделал выбор в изучении информатики на олимпиадном уровне (программирование)

Ученик С

Интровертность. Высокая степень раздражительности. Болезненно реагирует на свои неудачи. Неуверен в себе.

– Поставить учителей предметников в известность по поводу его раздражительности

—Разговоры тет-а-тет с учителем

—Поощрять рефлексию и самоанализ как часть процесса писания

—Поощрять работу в группе.

Уровень гнева снижен. Однако уровень тревожности в конце года повысился. Причины выяснены. Еженедельно стал посещать психолога.

 

В ходе мини-исследования были поставлена и решена следующая задача: обеспечить эмоциональную «гармонию» на каждом уроке и подобрать для каждого индивидуальный подход.

Ученик А обсуждался на мини-педконсилиуме, его тревожность была снижена после работы с психологом и рядом его удач на олимпиаде по химии, физике, математике. Он занимается углубленно физикой с учителем физики, в перспективе планирует участие на олимпиадах международного уровня. Его достижения за этот учебный год пока самые высокие в классе. Он также участвовал в трех онлайн олимпиадах по информатике, в двух из которых взял призовые места.

У ученика С были проблемы с поведением на некоторых уроках, поэтому провели мини-консилиум с учителями предметниками и коллегиально выработали определенную тактику. Выяснилось, что он требует к себе внимательного отношения, поэтому поощрение за выполненную работу должно быть в любом форме (устно, письменно, невербальными методами). Эта тактика дала свои результаты. Агрессия снизилась, отзывы о нем изменились. Со своей стороны постаралась его заинтересовать изучать информатику «с опережением», в результате он участвовал на онлайн олимпиадах по информатике и имеет на конец учебного года призовые места.

Ученик В в течение года по своему желанию посещал психолога, уровень гнева на конец года снизился. Его уровень гнева выражался не в конфликте с одноклассниками, а в нетерпимости к своим неудачам, которые он очень близко воспринимал и приходил в состояние «эмоционального взрыва». Беседа с психологом по поводу ученика В показала, что в конце года он переживает за успеваемость, это выразилось в уровне тревожности — высокий, но уровень гнева снизился. Он выбрал информатику для изучения ее с «опережением». Во всех трех онлайн олимпиадах по информатике показал отличный результат.

«Гармония» в групповой форме работы позволит каждому ребенку проявить свои способности на определенном задании. Если в одной группе с учеником А собирались ученик В и ученик С, то продуктивность работы становилось выше среднего: рационал А вырабатывал стратегию, интуит В апробировал, а эмоционал был исполнителем, так как взять инициативу и ответственность он не мог. Поэтому задания должны подаваться с разной «начинкой», вызывать интерес и будоражить сознание.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы о практике работы с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми требует внимательного соблюдения эмоциональной атмосферы обучения. Только обоснованный научный подход должен лежать в основе выбранных методов решения эмоциональных проблем. Совместная работа учителя с психологом может создать реальную картину психологического состояния обучаемого. Одаренность немыслимо развивать без эмоционального компонента, он является «движущей силой» развития. Используя задания высокого порядка для разных типов мышления, групповую форму работу, основанную на знании типов мышления учеников можно создавать эмоциональный климат для развития когнитивных способностей одаренных учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень гнева, уровень тревожности, ученик А, тест, ученик В, ученик С, CTY, знаковое мышление, класс, онлайн олимпиад.

Ключевые слова

способности, одарённые дети, талант, ранняя диагностика, эмоциональные проблемы, тест Гарднера, тест Айзенка, тест Дж. Брунера., тест Дж. Брунера

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников посредством интерактивной образовательной платформы в процессе обучения

образовательный процесс, способность, педагогический эксперимент, проблема развития, больший масштаб, интеллектуальный потенциал

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хо...

Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками

В статье рассматриваются сложности диагностики одаренности ребенка. Автор приходит к выводу, что каждый ребенок потенциально одарен. Тьюторский подход в работе с одаренными детьми нацелен на раскрытие и развитие способностей каждого ребенка посредств...

Экспертная оценка качества предметных тестовых заданий — один из важных аспектов развития дидактического тестирования

Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности

В статье рассматривается актуальность проблемы, приводятся определения понятия «толерантность», определяется важность английского языка при формировании основ толерантности, описываются технологии, позволяющие воспитывать толерантное сознание учащихс...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса гуманитарных и технических специальностей вуза (на примере СибГТУ)

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.

Качество тестовых заданий — основа объективного контроля уровня знаний учащихся

В статье обсуждаются проблемы отбора тестовых заданий, используемые при контроле знаний учащихся. Обсуждаются нормативные характеристики отбора тестовых заданий.

Применение проблемного обучения в колледжах как способ формирования профессионально важных качеств

В статье исследуется влияние проблемного обучения на формирование профессионально важных качеств студентов колледжа.

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников посредством интерактивной образовательной платформы в процессе обучения

образовательный процесс, способность, педагогический эксперимент, проблема развития, больший масштаб, интеллектуальный потенциал

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хо...

Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными школьниками

В статье рассматриваются сложности диагностики одаренности ребенка. Автор приходит к выводу, что каждый ребенок потенциально одарен. Тьюторский подход в работе с одаренными детьми нацелен на раскрытие и развитие способностей каждого ребенка посредств...

Экспертная оценка качества предметных тестовых заданий — один из важных аспектов развития дидактического тестирования

Нестандартные уроки и приёмы по воспитанию толерантности

В статье рассматривается актуальность проблемы, приводятся определения понятия «толерантность», определяется важность английского языка при формировании основ толерантности, описываются технологии, позволяющие воспитывать толерантное сознание учащихс...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса гуманитарных и технических специальностей вуза (на примере СибГТУ)

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.

Качество тестовых заданий — основа объективного контроля уровня знаний учащихся

В статье обсуждаются проблемы отбора тестовых заданий, используемые при контроле знаний учащихся. Обсуждаются нормативные характеристики отбора тестовых заданий.

Применение проблемного обучения в колледжах как способ формирования профессионально важных качеств

В статье исследуется влияние проблемного обучения на формирование профессионально важных качеств студентов колледжа.