Методологические аспекты в работе над стилем в дирижировании
Автор: Черноскутова Надежда Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 28.06.2015
Статья просмотрена: 185 раз
Библиографическое описание:
Черноскутова, Н. А. Методологические аспекты в работе над стилем в дирижировании / Н. А. Черноскутова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8426/ (дата обращения: 15.11.2024).
Стиль композитора — это в первую очередь специфические черты музыкального мышления, особенности его творчества в целом, обусловленные мировоззрением художника, порожденные исторической эпохой и социальными условиями его существования. Определение творческого стиля композитора создает основу для формирования стиля исполнения его произведений — так называемого исполнительского стиля.
Понятие «художественный стиль» обычно употребляют в двух значениях:
1. Как совокупность характерных, отличительных черт произведения искусства, архитектуры, музыки, поэзии, литературы, а также художественного или литературного направления, школы, эпохи.
2. Как прием, способ, метод работы.
В «Философском словаре» стиль в искусстве определяется как «исторически сложившаяся общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-исторического содержания» [1,326]. С этим определением перекликается определение музыкального стиля, данное Л.Мазелем: «Музыкальный стиль — это возникающая на определенной социально-исторической почве и связанная с определенным мировоззрением система музыкального мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения...в понятие стиля входят и содержание, и средства музыки. Входит содержательная система средств» [2,68]. В эстетике определяются три основных уровня художественного стиля: стиль исторический, или эпохальный, стиль направления и стиль индивидуальной.
Стиль исторический, самая широкая по масштабу категория, обобщает значительный круг, музыкальных художественных явлений в пределах более или менее длительного исторического отрезка времени. Менее широкая разновидность — стиль направления — предполагает дополнительные подразделения в зависимости от характера объединяющих признаков: «течение», «школа» в различном смысле этого понятия и др. Наряду с указанными стилевыми уровнями необходимо назвать еще один, носящий несколько отличный характер и потому занимающий особое место, — стиль национальный. Индивидуальный стиль занимает в иерархии стилевых уровней низшую ступень. Творчество отдельных художников является первоосновой, на которой возникают коллективные стилевые уровни. Определяется индивидуальный стиль художника общими особенностями, свойственными ряду его произведений, выраженными через их форму, образную и изобразительно-выразительную структуру.
Творчество венских классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена — объединяет глубина и жизненность содержания, стройность и ясность формы, естественность и простота, человечность и оптимизм. В то же время стиль и круг образов каждого из них ярко индивидуален.
В романтический период развития музыки (19 век) индивидуальные стили композиторов становились все менее похожими друг на друга. Например, хоровые произведения основоположника венской романтической школы Шуберта отличаются светлым, созерцательным характером, искренностью и непосредственностью чувства. В противоположность им, хорам Ф. Мендельсона свойственна большая сдержанность, спокойствие и ясность духа, некоторая рационалистичность.
Яркой стилистической индивидуальностью отличается творчество А.Кастальского, о котором Б. Асафьев писал: «Он — единственный даже тогда мастер русского хорового письма и тончайший знаток народного творчества, создатель естественного, а не школьно-педагогического стиля русской хоровой полифонии и гармонии» [3,129]. Своим творчеством Кастальский дал толчок развитию распевно-подголосочного стиля acappella, в котором претворялись интонационно — мелодические и ладовые элементы народного музыкального языка, фактуры многоголосного народного пения с присущими ему приемами голосоведения, импровизационностью и свободой развития.
Следует отметить, что познание стиля возникает только при условии полного и углубленного знания всего творчества композитора. Для этого требуется переиграть не один десяток партитур данного автора и его современников и, кроме того, «войти» в созвучную ему эпоху всеми возможными путями — через живопись, поэзию, историю, философию. Только при такой целенаправленной работе исполнитель может приблизиться к истинному пониманию стиля, избежать чуждых стилю влияний.
В чем же конкретно проявляется индивидуальный исполнительский стиль? Прежде всего, в различном понимании и чувствовании исполняемой музыки и различном способе ее передачи, хотя определяется различие исполнительской индивидуальности спецификой психологической и душевной организации личности, характера мышления, эмоционального склада артиста. Реализуются же все эти моменты в особом, присущем данному артисту способе передачи.
Исследователи исполнительства выделяют обычно три основных исполнительских стиля: классический, романтический и лирико-интеллектуальный.
Классический стиль исполнения характеризуется особым вниманием к точности текста, метрической строгостью и четкостью, отчетливым обозначением тяжелых долей тактов. Объективная логика определяет у исполнителя классического типа место и значение каждой детали, диктует строжайшее единство темпа, исключает какой бы то ни было субъективизм прочтения текста. Следует отметить, что этот тип среди хормейстеров встречается довольно часто, что связано в большой степени с подчас печальной практикой подготовки из студентов-хоровиков не музыкантов художников, а своего рода «руководителей-мастеровых», умеющих методически грамотно «настроить» хоровой «инструмент» и правильно выучить с хором нотный текст произведений.
Прямой противоположностью классического является романтический стиль исполнения. Представители этого стиля исходят не из нотных знаков, а из образных ассоциаций, рожденных текстом; не из конструктивных деталей, а из поэтической картины. Исполнитель-романтик вдохновляется поэтическими ассоциациями. Образами словесного искусства. Прелесть отдельного звучания, красота и трогательность отдельного эпизода, преобладание субъективного над объективным, эмоционального над рациональным, общего над частным порождает нередко некоторую «эскизность» исполнения. Но для такого воздействия артист должен обладать действительно яркой индивидуальностью, незаурядной, стихийной творческой силой, иначе исполнение в «романтическом» стиле таит в себе опасность дилетантизма.
Классический и романтический стили встречаются в исполнительской практике наиболее часто. Между этими полярными стилями стоит стиль, за которым в последнее время закрепилось название «лирический интеллектуализм». Этот стиль в равной мере отрицает романтическую приблизительность и классическую педантичность, статистическую объективность и экстатический субъективизм. В интерпретациях лучших представителей этого стиля таких, как Бузони, Рихтер, Гульд, почти нет места безотчетному, стихийному, подсказанному только интуицией. Зато много найденного, открытого. Постигнутого. Их трактовки — результат «вживания» в автора, результат работы художественного воображения, опирающегося на знание.
Курс хоровой литературы — одно из важных звеньев цикла специальных дисциплин, помогающих будущему дирижеру-хоровику в воспитании мировоззрения, овладении практическими знаниями отечественной и зарубежной хоровой литературы. Этот курс, изучаемый на дирижерско-хоровых факультетах (отделениях) средних и высших музыкальных учебных заведений, дает возможность правильно отобрать и применить на практике нужный хоровой репертуар и овладеть необходимыми навыками глубокого теоретического и вокально-хорового анализа. В отличие от аналогичной дисциплины в среднем музыкальном учебном заведении в вузе этот курс «основан на всестороннем изучении и глубоком анализе хорового творчества композиторов различных эпох и стилей и рассматривает творчество Композиторов- с точки зрения проблем хорового письма того или иного времени».
В нашей стране постоянно выходят учебные пособия, авторские и смешанные сборники, в которых публикуются произведения русских композиторов. Достаточно привести в качестве примера выпущенные в последнее время издательством «Музыка»: трехтомное издание «История русской музыки в нотных образцах» (составление и редакция профессора С. Л. Гинзбурга), два выпуска очерков «Русская хоровая литература» под редакцией С. В. Попова, «Хоровая полифония» (составитель К. Дмитриевская), сборники хоровых сочинений С. Дегтярева, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Серова, Д Танеева, С. Рахманинова и др., а также «Хоровой словарь» Н. Романовского, очерки «Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII вв». С. Скребкова, «Сборник хоровых произведений» (составитель К. Птица, два выпуска); «Русская хоровая литература» (составитель С. Попов, три выпуска). Нехватка в издании произведений русских композиторов восполняется в ряде выпусков серии «Библиотека студента-хормейстера».
Современный концертный хоровой репертуар охватывает наибольшее количество исторических эпох сравнительно с другими видами музыкального исполнительства. В программах концертов любого полноценного академического хорового коллектива можно встретить произведения от 16 века до наших дней. Поэтому верное понимание и передача исполняемой музыки является одной из важнейших проблем хорового исполнительства, весьма актуальной и сложной.
Хоровая музыка XIX — начала XX вв., закрепившая русский национальный стиль и получившая мировую известность, наиболее часто издаваемая и исполняемая, представлена в хрестоматии материалами, дополняющими основной курс, следующими жанрами: оперными хорами, кантатно-ораториальным творчеством и хорами без сопровождения. К числу редкоиздаваемых произведений следует отнести: «Пела, пела пташечка» А. Алябьева, Вступление и фуга М. Глинки, хоры из неоконченных сочинений М. Мусоргского, фуга П. Чайковского, кантата С. Танеева, «Пантелей-целитель» С. Рахманинова, «Ночь» А. Гречанинова, «Подблюдные» И. Стравинского.
Краткие аннотации, помещаемые в примечаниях к произведениям, в какой-то степени помогут преподавателям и студентам в изучении курса русской музыки.
Для того чтобы овладеть стилем, исполнитель должен обладать достаточно обширными знаниями не только в области музыки, но и в области истории, литературы, архитектуры, живописи, театра. Такая подготовленность даст ему возможность, определяя характерные особенности творчества композитора, увидеть и подчеркнуть в своем исполнении признаки типичные для данной эпохи, школы, избежать чуждых стилю автора влияний. Широкие знания, подкрепленные и проверенные в ходе живой исполнительской практики, — вот главный и, наверное, единственный путь подлинного овладения стилем. Именно во время работы над произведением, а затем в процессе творчества на сцене окончательно формируется настоящее понимание стиля, исполнения музыки композитора, освещенное дарованием артиста, проникнутое его индивидуальностью, его собственным исполнительским стилем.
Литература:
1. Философский словарь. М., 1980
2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1960
3. Асафьев Б. «О хоровом искусстве». М., 1980
4. Хайкин Б. Беседа о дирижерском ремесле. М. 1984
5. Хрестоматия по хоровой литературе для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано. Составитель Леонов. Музыка 1975