Театральная деятельность как средство развития творческих способностей
Автор: Шилоносова Марина Владимировна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.07.2015
Статья просмотрена: 2633 раза
Библиографическое описание:
Шилоносова, М. В. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей / М. В. Шилоносова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 119-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8428/ (дата обращения: 15.11.2024).
Театр просвещает ум.
Он наполняет светом наш мозг.
Рамен Роллан
Переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его содержанию и организации. Одной из важных педагогических задач является повышение общекультурного уровня учащихся.
Конечно, мы развиваем речь и мышление учащихся. Как научить детей постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Я предлагаю эффективный путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности и понимания к художественному воображению — это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Театральное творческое объединение имеет свои принципы, свой алгоритм работы. В составленной программе «Топало и компания» детский театр рассматривается не только как средство достижения художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Программа «Топало и компания» — это совершенно другая форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Актуальность: развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из важных проблем педагогики и психологии.
Программа творческого объединения «Топало и компания» рассчитана на 1 год занятий с детьми 5 класса, 2 раза в неделю.
Занятия творческого объединения «Топало и компания» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
I раздел «Основы театральной культуры».
Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика»
Включает в себя ритмические, музыкальны игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел «Культура и техника речи»
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел
«Подготовка спектакля» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно — творческих умений.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Формирование общей культуры;
- Приобретение знаний и практики в области театрального искусства;
- Применение навыков актёрской раскованности на уроках литературы (чтение стихотворений, чтение по ролям и. т.д)
- Развитие сценической речи.
В результате освоения программы театрального творческого объединения «Топало и компания» учащиеся получают знания и приобретают определенные умения. К концу первого года дети научатся:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Топало и компания»
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога — создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе — рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Результативность занятий учащихся создается путем использования приема сомоомооценок, взаимооценок, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
«Театрализацию» можно использовать на уроках окружающего мира как один из видов самостоятельной творческой работы, что будет способствовать более осознанному восприятию текста. Использование приёмов и средств театрализации поможет ребёнку найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?».
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:
Занятия проводятся с учениками 5 класса. Оптимальное количество детей на занятиях 12–14 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении (актовый зал, свежий воздух). Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых активных совместных поисков.
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с одноклассниками
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Учебно-тематический план на год
1 |
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка |
1 ч. |
2 |
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). Подготовка к экологической сказке, посвящённой Дню Защиты воды «Как Вовка живую воду искал» |
2 ч. |
3 |
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). |
1ч. |
4 |
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» |
1ч. |
5 |
Техника грима. Гигиена грима. Приемы нанесения общего тона. |
1ч. |
6 |
Подготовка к экологическому спектаклю «Как Вовка живую воду искал». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.). Выразительное чтение сценария по ролям. |
1ч. |
10 |
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. |
1ч. |
11 |
Отработка ролей (работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) |
1ч. |
13 |
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. |
1ч. |
14 |
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т. п. |
1ч. |
16 |
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями |
1ч. |
17 |
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Составление рассказа «Человек — высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») |
2ч. |
20 |
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). |
1ч. |
21 |
Привычки дурного тона. (Этикет) |
1ч. |
22 |
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество) |
2ч. |
1 |
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких — одна» |
1ч. |
3 |
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т. п.). Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». |
1ч. |
5 |
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. |
2ч. |
6 |
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). |
1ч |
8 |
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Знакомство со сценарием сказки «В гостях у Емели». |
2ч. |
10 |
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т. п.). Репетиция отдельных сцен. Обсуждений предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. |
2ч. |
12 |
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. |
1ч. |
13 |
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. |
2ч. |
14 |
Выступление перед учащимися и родителями |
1ч. |
15 |
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») |
1ч. |
21 |
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») |
1ч. |
22 |
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. |
1ч. |
23 |
Нормы общения и поведения. Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память, посвящённая 70-летию Великой победы»». Анализ творческих работ. |
2ч. |
24 |
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья) |
2ч. |
25 |
Показать сценический этюд «Диалог — звукоподражание и «разговор» животных. (Курица — петух, свинья-корова, лев-баран, собака — кошка, две обезьяны, большая собака — маленькая собака). Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т. д.). Освоение сценического пространства. |
1ч. |
27 |
Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». |
1ч. |
28 |
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. |
1ч. |
29 |
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением |
1ч. |
30 |
Генеральная репетиция |
2ч. |
31 |
Выступление (творческий отчет на родительском собрании и открытые выступления). |
1ч. |
32 |
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). |
1ч. |
33 |
Анализ работы за год. |
1ч. |
Результат программы:
- «Театрализацию» используем на уроках литературы, как один из видов самостоятельной творческой работы, что способствует более осознанному восприятию текста. Благодаря использованию мною стихотворений, сказок, инсценировок уроки литературы проходят эмоционально насыщенно. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воздействует на воображение, обуславливает внутреннюю активность, а то, что вызывает эмоции учащихся, запоминается и осмысливается ими лучше.
- Разрабатываемый ребёнком материал становится составляющей его портфолио.
- Театрализация эффективно реализовывается совместно с проектной деятельностью учащихся. В таком случае сам спектакль будет являться продуктом проекта.
- Метод театрализации интересен в применении. Его могут использовать все учителя на уроках и во внеурочной деятельности, и работающие в основном и среднем звене. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать учебный материал, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя или персонажа. Именно в театрализации возможна апробация школьниками уже имеющихся у них знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Урок может проходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др.
Метод театрализации на уроках использую в своей работе второй год, потому что работать начала учителем в третьем классе. На данный момент являюсь учителем русского языка и литературы в 5 классе, классный руководитель (перешла в среднее звено). С 4 класса дети участвуют в различных школьных мероприятиях.
- Мною отмечено положительное влияние этого метода на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к предметам. Все это сказывается на уровне качества обучения. Подтверждение этому — успешное качество знаний по русскому и литературе 86 % в 2015 году (3 четверть). По результатам мониторинга выпускников начальной школы 2014 года школьники имеют уровень сформированности универсальных учебных действий выше среднего.
- Учащиеся победители и призёры районной олимпиады по русскому языку (2014 г.); Победители муниципального конкурса «Пять звёзд» (2014 г.), участники краевого конкурса «Дарования Прикамья» в номинации «Миниатюра» (2014 г); Победители краевой «Филологической недели»; призёры в конкурсе «Гражданское звучание» (2014), участники краевого конкурса «Вначале было слово».
- Вывод: увлечение театральной деятельностью помогает моим пятиклассникам в учёбе, повышает успеваемость, их речь становится яркой и образной, ребята легко справляются с различными творческими работами, становятся коммуникабельнее, активнее, раскованнее.
Хочется закончить свою работу словами В. А. Сухомлинского «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
Литература:
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н. К. Беспятова — М.: Айрис- пресс, 2003. — 176 с. — (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра — М.: ВЦХТ, 1998–139 с.
3. Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144.
4. Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы. — Волгоград: учитель — АСТ, 2002. — 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5–11 классы / авт. — сост. А. Н. Павлов. — М.: изд. НЦЭНАС, 2004. — 200 с.
6. Львова С. и. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 1996–416 с.