Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования
Автор: Гомбоева Дулма Олеговна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2015
Статья просмотрена: 1202 раза
Библиографическое описание:
Гомбоева, Д. О. Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования / Д. О. Гомбоева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8431/ (дата обращения: 15.11.2024).
Наиболее действенными и эффективными факторами стимулирования экономического роста и цивилизационнного прогресса XXI века можно считать одни из наиболее востребованных и перспективных продуктов человеческой деятельности — производство наукоемкой продукции и информации, а также экспорт научно-технических и образовательных услуг. В последнее время очень динамично развивается рынок международного образования. Наибольший объем образовательных услуг иностранцам оказывает высшая школа. Также крупным сегментов рынка образовательных услуг являются курсы иностранных языков для граждан различных стран. По последним данным необычайно возрос интерес к китайскому языку и культуре, обусловленный успехами страны в области экономики. По данным китайских источников число изучающих китайский язык во всем мире составляет 40 миллионов человек.
В условиях мирового экономического кризиса отношения России и КНР в целом можно охарактеризовать как перспективные и очень значимые для обеих сторон. Готовность обеих стран к конструктивному диалогу создает благоприятные условия для укрепления позиций России в регионе. С другой стороны, можно говорить о необходимости привлечения инвестиций стран Азиатско-тихоокеанского региона для развития Сибири и Дальнего Востока России. Касательно сферы образования у России и Китая много общих проблем и точек соприкосновения, особенно в таком трансграничном регионе как Забайкальский край. Поэтому необходимо обобщить накопленный опыт двух стран и придать ему новые стимулы.
В настоящее время сотрудничество в сфере образования реализуется как в формате двустороннего взаимодействия, так и в рамках международных организаций — через Образовательный фонд АТЭ и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В Соглашении правительств государств — членов ШОС «О сотрудничестве в области образования» написано: «Концепция создания евразийского образовательного поля как составной части мирового образовательного пространства приобретает особую актуальность в академическом, социальном и геополитическом плане» [7] (Шанхай, 2006).
В целях пропаганды языка и культуры правительство КНР в последние годы успешно реализует тактику привлечения в страну значительного числа иностранных студентов, что также является существенным источником инвестиций. В 2007–2008 учебном году общий доход Китая от обучения иностранных студентов составил около 880 млн долларов (при средней стоимости года обучения в 20 000 юаней — около 3000 долл.США). На преподавании китайского языка иностранцам в КНР было заработано около 132 млн долл. [8].
Основой стратегии привлечения иностранных студентов в Китае является гибкая шкала стипендий для иностранных учащихся, которая привлекает к их выплате местные органы власти, вузы и предприятия, при этом численность стипендиатов и размеры стипендий постоянно увеличиваются (табл. 1).
В 2006 г. Государственный стипендиальный совет и Китайский банк развития совместно открыли программу поощрения лучших иностранных студентов из развивающихся стран; позже в 2010 г. была опубликована разработанная в рамках «Плана обучения иностранцев в Китае» дополнительная программа для поощрения лучших иностранных учащихся по таким специальностям как экономика, финансы и менеджмент. Количество мест для бесплатного обучения иностранных граждан в вузах Китая возрастает ежегодном в среднем на 1000 человек. 77,8 % стипендиатов обучались на основных отделениях (том числе 53,7 % в магистратуре и аспирантуре).
Число научно-исследовательских институтов, университетов и прочих образовательных учреждений, которые обучают иностранных граждан, в 2012 г. возросло до 600, при этом в 13 из них количество иностранных студентов составило более 1000 человек.
Таблица 1
Год |
Численность иностранных студентов |
Численность стипендиатов |
Сумма, выделенная центральным правительством КНР на стипендии (млн.долл.) |
Число представленных студентами стран и регионов |
2008 [9] |
223,5 |
13,5 |
71,4 |
- |
2010 [10] |
240,0 |
- |
117 (и еще 16 — правительствами провинций) |
190 |
2012 [11] |
292,6 |
25,7 |
238 |
194 |
2015 [12] |
360,0 |
50,0 |
- |
- |
2020 |
500 (из них в вузах — 150) |
- |
- |
- |
Для работы с иностранными студентами правительство Китая выделило 5 экспериментальных площадок — вузы провинций Цзянсу, Харбинский политехнический и инженерный университеты, Пекинский университет иностранных языков и Сианьский научно-технический университет электронной промышленности. Также по решению Министерства образования КНР начиная с 2010–2011 учебного года организован единый подготовительный факультет для всех иностранных студентов, прибывших на обучение за счет стипендии правительства КНР (срок обучения 1–2 года в зависимости от выбранной специальности). На этих подготовительных курсах студенты получают базовые знания по китайскому языку, а также познают китайскую культуру [13].
Более того необходимо отметить, что правительство КНР поощряет распространение в университетах страны англоязычных и двуязычных программ. Также большое внимание уделяется изучению и внедрению принятых в мире новых моделей сотрудничества вузов и общества, что способствует налаживанию быта иностранных студентов и созданию для них более безопасных и удобных условий для жизни и учебы.
Основной объем образовательных услуг иностранцам в России оказывает высшая школа. В России по очной и заочной форме (включая вечернюю, дистанционную и экстернат) в 2008–2009 учебном году прошли обучение 166,1 тысячи студентов из более чем 170 стран мира. Однако самое массовое обучение иностранных граждан проходит на дневных отделениях российских вузов. В целом по стране данной формой подготовки кадров для зарубежных стран занимаются 757 вузов, в том числе 318 подведомственных Минобрнауке, 223 — подчиненных другим 25 министерствам, ведомствам и организациям, 23 вуза субъектов федерации и муниципальных и 188 — негосударственных. На протяжении последних лет лидерами по численности иностранных студентов являются МГУ им. М. В. Ломоносова (5,8 тыс. чел.), РУДН (5,3 тыс.чел.), Санкт-Петербургский государственный университет (3,8 тыс.чел.), Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (3,7 тыс.чел.), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (2,4 тыс.чел.) и Московская медицинская академия им. И. С. Сеченова (2,3 тыс.чел.). При этом ¾ иностранных студентов, обучающихся по очной форме, приезжают всего из 25 стран и прежде всего из Китая (17,3 тыс.чел., включая Тайвань, в 2008–2009 уч.г.), Казахстана (13,7 тыс.чел.), Индии (5,7 тыс.чел.), Украины (4,2 тыс.чел.) и Вьетнама (3,8 тыс.чел.).
Россия на мировом рынке образовательных услуг пока не является ведущим игроком. Согласно данным Центра по вопросам исследований и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), по уровню ежегодного дохода за счет экспорта образовательных услуг Россия отстает от ведущих стран мира. По разным источникам, в последние годы эта сумма колебалась от 150–200 млн долл. (0,5 % мирового рынка образовательных услуг [14]) до 0,5 млрд долл. (аналогичный показатель США 10,3 млрд, Австралии — 2,2 млрд, Китая — 0,9 млрд долл. [15]). Одна из основных причин состоит в том, что почти половина иностранных учащихся в российских вузах — граждане стран СНГ [16].
Причинами, обусловливающими относительно низкую долю России на международном образовательном рынке, принято считать трудность освоения русского языка как иностранного, суровый климат, низкое качество социальной инфраструктуры вузов, высокий уровень преступности на расовой и межэтнической почве. Также препятствием на пути дальнейшего развития России на мировом рынке образовательных услуг можно назвать значительные отличия российской системы образования от мировых моделей и тенденций. Можно выделить две наиболее яркие особенности этого явления:
1) низкая ожидаемая продолжительность обучения (дети в России позже, чем в большинстве развитых стран, поступают в школу и раньше ее заканчивают, в связи с этим необходимость компенсировать уровень подготовки на более высоких ступенях образования обеспечивается рекордным охватом населения третичным образованием);
2) низкий уровень финансирования высшего образования (государственные расходы на высшее образование в России в 2009 г. в расчете на одного учащегося составили менее 5 тыс.долл. США по ППС (паритет покупательной способности), эта цифра в два раза меньше, чем уровень расходов на эти цели в странах ОЭСР [17].
Многие руководители вузов, будучи под влиянием процесса интернационализации, гонятся не за качеством обучения иностранных студентов, а за количеством — «чем больше партнерских соглашений, тем успешнее международная интеграция, тем более престижным и привлекательным вуз является для других университетов и студентов» [18]. В погоне за статусом и рейтингом многие российские вузы заключили по несколько десятков соглашений с вузами КНР, однако вовсе не в состоянии эффективно их использовать. Зачастую эти соглашения подписывались, как правило, после многочисленных партнерских обязательств в рамках Болонского процесса. Большое количество партнерских соглашений характерно и для китайских вузов. В связи с этим многие европейские вузы сократили количество партнерских соглашений до 10–20 наиболее приоритетных.
Важным инструментом в развитии отношений обеих стран является Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в гуманитарной сфере. По итогам 17-й регулярной встречи глав правительств России и Китая в декабре 2012 г. были подписаны Меморандум о реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 г. и Меморандум взаимопонимания между Минобрнауки России и Министерством образования КНР о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования.
Сотрудничество России и Китая в образовательной сфере, согласно проекту Плана, включает в себя несколько направлений:
- совместную подготовку специалистов по программам высшего и послевузовского образования: поддержку совместных аспирантур, образовательных учреждений и ассоциаций профильных вузов, стимулирование разработки и выполнения ими совместных программ и научных проектов;
- активизацию прямых менжвузовских связей, особенно в приграничных регионах;
- расширение молодежных обменов в области образования, в том числе за счет активизации потенциала базовых центров, поощрение обучения молодежи в стране-партнере в ходе проведения Годов молодежных обменов (2014–2015гг.);
- совершенствование методики изучения и преподавания русского и китайского языков как иностранных. Повышение роли студенческих фестивалей искусств, летних и зимних лагерей для студентов и школьников, языковых конкурсов, выставок образовательных услуг вузов;
- страноведение: формирование общего банка ресурсов гуманитарного сотрудничества по инициативе регионов в координации как с государственными органами власти, так и с общественными организациями.
Таким образом, у России для укрепления собственных позиций на образовательном рынке КНР есть уникальные преимущества. Это и географическая близость двух стран, но и значительный образовательный и научный потенциал в ряде областей, а также сходство направлений модернизации систем образования в России и Китае.
На современном этапе необходимо более активное подключение государства к выработке стратегии укрепления позиций России на образовательном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, и Китая в частности, определения потенциала нашей страны как поставщика образовательных услуг, разработки программы приоритетов. Согласно Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 2011–2020 гг., разработка стратегии поручена Министерству образования и науки, а координацию работы осуществляет единый межведомственный орган — специально созданная для этого правительственная комиссия. Именно она должна восстановить макрорегулирующие функции государства в процессе международного сотрудничества университетов, объединить усилия государства, университетов, научных учреждений и общественных организаций. Ее задача будет заключаться в том, чтобы провести системный анализ имеющейся информации, получаемой от вузов, работников органов образования, и, самое главное, ученых из разных областей науки. Необходимо учитывать, что грамотное освоение образовательного рынка Китая невозможно без тщательного анализа не только тенденций развития его системы образования, но и общего социально-политического, экономического и культурного контекста.
Литература:
1. Гневашева В. А. Молодежь России: особенности профессионального становления / В. А. Гневашева. — М., 2012. — 331 с.
2. Горшкова М. К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 352 с.
3. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде: Коллективная монография / Под научной редакцией Е. Ю. Кошелевой. — Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. — 420 с.
4. Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной научной конференции 20–21 февраля 2001 года. — Воронеж, 2001. — Часть 1. — 176 с.
5. Сахарова Н. С., Томин Н. В. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве — времени высшего профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург, 2013. — № 2(151). — С. 221–225.
6. Скоблева Э. И. Модернизация системы высшего профессионального образования: организационно-экономический аспект: монография / Э. И. Скоблева. — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2010. — 280 с.
7. Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования: принято в Шанхае 15 июня 2006. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1497
8. В Китае растет число иностранных студентов // Эврика. 2009. 4 апр. URL:http://www.eurekanet.ru/ewww/promo_print/9583.html
9. Foreigners studying in China exceeds 200,000 // China.Org.Cn.26 марта 2009. URL: http://www.china.org.cn/china/news/2009–03/26/content_17502580.htm
10. China looks to attract more foreign students // China Daily/ 28 сентября 2010. URL:http://www.china.daily.com.cn/china/2010–09/28/content_11355912.htm
11. International students' scholarships to increase // China Daily. 26 апреля 2012. URL: http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2012–04/26/content_15143855.htm
12. Опубликован государственный 12-летний план развития образования. URL:http://news.scincenet.cn/htmlnews/2012/7/267228.shtm
13. URL:http://www.russian.cri.cn/1070/2009/08/07/1s302069.htm
14. Проблемы иностранных студентов в России: результаты исследования в рамках программы «Защита прав иностранных студентов в РФ». Воронеж: Изд-во Профсоюза Литераторов, 2008. С.7. URL: http://www.citizens.ru/upload/iblock/923/book_inostudy_A5_2007_new.pdf
15. Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 249–252.
16. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФЖ статистический сборник. Вып.9. / Авт.-сост. А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. М.: РУДН, 2012. С. 124. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/stat9.pdf
17. Education at a glance 2012: OECD Indicators. OECD Publishing.2012. URL: http://www.dx.doi.org/10.1787/eag-2012-en
18. Ганс де Вит. Интернационализация высшего образования: девять заблуждений // Journal of International Higher Education. URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/112/1029