Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста
Автор: Гаджимагомедова Татьяна Гаирбековна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.07.2015
Статья просмотрена: 745 раз
Библиографическое описание:
Гаджимагомедова, Т. Г. Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста / Т. Г. Гаджимагомедова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8449/ (дата обращения: 15.11.2024).
Научные и эмпирические наблюдения за шестилентними детьми свидетельствуют о серьезных изменениях, происходящие в психологическом облике старшего дошкольника и широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя в ходе практической деятельности через общение со взрослыми и сверстниками.
Анализ литературных источников по проблеме старшего дошкольного возраста позволил нам сделать вывод, что данный возраст неаиболее благоприятен (сензитивен) для:
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы (умения учиться);
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития шестилетнего ребенка. Многие авторы отмечают, что именно в этом возрасте преобразуются интеллект, личность, социальные отношения, ведущую роль начинает приобретать учебно-познавательная деятельность. Однако это не исключает того, что шестилетний ребенок активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Старший дошкольный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Именно в этот период задачей взрослого является не только создание предметно-развивающей среды, но и формирование качеств будущего ученика, поэтому, в первую очередь, культивируются взрослыми в детях этого возраста организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр. Однако, большинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки, связанной с началом школьного обучения. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, так как не имела бы необходимых оснований. Чем больше качественно новых приобретений будет у старшего дошкольника, тем легче он справится с предстоящими сложностями школьного обучения.
Развитие психики старших дошкольников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности — сюжетно-ролевой и дидактической игры. Включаясь в такого рода игры, дети постепенно учатся подчиняться требованиям, что предполагает появление новых качеств психики.
Например, ребенок учится управлять своим вниманием согласно требованиям занятий. Ребенку хочется смотреть в окно, где выпал первый снег или кошка карабкается на дерево, но нужно слушать объяснение нового способа решения задания, и не просто слушать, а хорошо запомнить все детали этого способа, чтобы правильно его выполнить. Постоянное следование требованиям педагога, управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности. Постепенно это качество, как один из важнейших психических процессов, ляжет в основу учебно-познавательной деятельности шестилетнего ребенка. Это проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудности и препятствия.
При выполнении тех или иных заданий дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации (особенно наглядно эта внутренняя работа проявляется на занятиях по труду). Необходимость контроля и самоконтроля в учебно-познавательной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у шестилетних детей способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.
Одно из важных требований к учебной-познавательной деятельности детей данной возрастной группы состоит в том, что они должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает взрослый. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить, которые предполагают формирование у старших дошкольников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря им психика старшего дошкольника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в школе, для нормального перехода позиции дошкольника к позиции ученика с его особыми возможностями и требованиями. Мы полагаем, что сформированность этих новообразований ляжет в основу развития когнитивных компетенций шестилетних дошкольников.
Мы предполагаем, что процесс формирования когнитивных компетенций в этом возрасте может быть связан с:
1) расширением круга представлений шестилетних детей о событиях и явлениях окружающего мира, пробуждение познавательного интереса к этим вопросам;
2) воспитанием эмоционально-ценностного отношения к событиям и явлениям окружающего мира;
3) обращением шестилетних дошкольников к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне: его осмысление, анализ и интерпретация на основе наблюдения за явлениями и событиями окружающей жизни, на основе самонаблюдения и самопознания, сравнение своего опыта с опытом других людей;
4) комплексном развитии у шестилетних дошкольников всех показателей познавательного интереса: познавательно-интеллектуальных предпочтений, интереса к когнитивно насыщенным сферам деятельности, познавательной активности, ценностного отношения к ситуации учения, позиции школьника.
Установлено, что в качестве субъектов развития когнитивной компетентности старшего дошкольника выступает социально и педагогически ориентированное сообщество родителей и специалистов-профессионалов. Содержание их педагогической деятельности, направленной на старшего дошкольника, предполагало содействие оптимальному развитию знаний и навыков, характеризующих их когнитивную компетентность. В связи с этим нами проанализирована предложенная Л. С. Выготским и уточненная в новых условиях Д. И. Фельдштейном классификация следующих двух групп знаний и навыков:
1. Освоение детьми предметно-практических навыков:
- осуществление адекватного возрасту самообслуживания (соблюдение основ здорового образа жизни, правил личной гигиены и режимных требований, уборка своих вещей и игрушек и т. п.) и элементарного труда с учетом национальных (семейных) и общечеловеческих традиций (помощь по дому, хозяйству, участие в приготовлении пищи, забота о младших, престарелых и других членах семьи);
- организация своего социально-деятельностного пространства и осуществление детской деятельности (заниматься игровой и неигровой деятельностью самостоятельно и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умея высказывать свои желания и учитывать мнение партнеров);
- пользование средствами инфраструктуры (телефон, телевизор, магнитофон, компьютер и др.);
- выполнение правил личной безопасности в социуме (соблюдение домашних правил личной безопасности, правил дорожного движения, поведения в транспорте, на природе, на улице, общения с незнакомыми людьми и т. п.).
2. Усвоение детьми норм человеческих отношений со сверстниками и взрослыми с учетом разнообразия традиций общения народов:
- познание ценностей культуры и норм поведения своего и других народов (представления о сущности понятий гражданина и патриота, об истории, быте, культуре, природе своей родины; о многообразии культур других народов);
- формирование базовых представлений о статусном положении и функциях того или иного пола в семье, о стереотипах поло-ролевого поведения, специфичного для девочек и мальчиков, общепринятых в поликультурном обществе, и выработка соответствующих норм поведения и общения;
- овладение основами знаний и навыками духовно-нравственного поведения в семье и окружающей среде, осознание культурных норм поведения в обществе с учетом национальных и общечеловеческих ценностей;
- установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками и взрослыми с учетом национальных семейных традиций и общечеловеческих ценностей (находить друзей среди детей своего и противоположного пола, уметь дружить и играть, делиться с другими, сочувствовать другому независимо от национальной принадлежности и культурных предпочтений); планировать и осуществлять действия с учетом интересов других людей;
- усвоение базовых требований и правил поведения в школе и выработка соответствующих умений на основе толерантности (навыки двуязычного общения со взрослыми и детьми согласно принятому в поликультурном обществе этикету: обращения, просьбы, предотвращение и разрешение конфликтов и т. п.); проявление необходимой активности и умений выполнять задания самостоятельно и совместно с другими детьми.
Это позволило нам предположить, что развитие когнитивных компетенций у детей старшего дошкольного возраста реализуется через интегративную форму подачи материала. Интегративный подход складывается из взаимосвязанных компонентов воспитательной технологии:
1) определения значимого содержания в контексте основного направления и тем недельного погружения;
2) интегративной поддержки заявленной тематики через игровую деятельность, режимные моменты, прогулку;
3) привлечения родителей воспитанников к осмысленному поддержанию познавательного интереса изучаемой тематики;
4) осуществления социокультурной поддержки со стороны музеев, театров, выставок и т. д. в рамках научного осведомления.
Именно интегративный подход, по нашему мнению, позволяет сформировать одну из ключевых компетенций старшего дошкольного возраста — когнитивную. Используя данный подход к формированию когнитивных компетенций педагог помогает ребенку выделить существенный момент ситуации и учит детей выполнять алгоритм действий, приводящий к намеченному результату. В работе по формированию когнитивных компетенций как основы учебно-познавательной деятельности необходимо учить ребенка ставить цели, искать пути и способы их достижения. Однако ребенок шести лет еще не может самостоятельно организовать свою учебно-познавательную деятельность и нуждается в руководящей и направляющей поддержке педагога.
Для того, что бы правильно организовать учебно-познавательную деятельность детей педагогу требуется:
- умение привлекать ребят и развивать у них интерес к исследовательской деятельности; умение стимулировать актуальные знания и жизненный опыт; формировать активное отношение к явлениям окружающей действительности;
- умение ясно и чётко излагать материал; умение логически правильно проектировать и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу;
- создавать проблемные ситуации и другие условия для развития познавательных процессов, чувств, воли, культуры поведения; стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление, практиковать постановку проблемных вопросов, требующих применения знаний;
- прививать устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- владеть культурой общения и учить детей этому;
- создавать условия для комфортного психологического контакта для своих воспитанников.
Литература:
1. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С.8–15.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С.34–42.
3. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.34–49. 5. 4.Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. С.224
4. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды –Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт. 1999. С.320