Эффективность применения метода проектного обучения
Автор: Курышева Светлана Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.07.2015
Статья просмотрена: 2110 раз
Библиографическое описание:
Курышева, С. Н. Эффективность применения метода проектного обучения / С. Н. Курышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8470/ (дата обращения: 15.11.2024).
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Получение знаний — теоретических по сути и энциклопедических по широте –долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее, как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. [1]
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект — буквально «брошенный вперед», т. е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. [2]
Практика показывает, что использование проектной методики обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). [4]
За пять лет моей работы с проектами заметны преимущества этой системы:
- снижение тревожности учащихся;
- проекты позволяют ученикам быть успешными;
- высокая мотивация;
- связь полученных знаний с реальной жизнью;
- развитие научной пытливости;
- лучшая закреплённость знаний.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость своей деятельности, сам стремится к ней.
Литература:
1. .Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
2. Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: «Аркти», 2012
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. — М.: «Просвещение», 2011.