Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Авторы: Попова Марина Владимировна, Токарева Светлана Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.07.2015
Статья просмотрена: 2538 раз
Библиографическое описание:
Попова, М. В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС / М. В. Попова, С. В. Токарева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8476/ (дата обращения: 20.12.2024).
Непосредственно образовательная деятельность — это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельности, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
Рабочее пространство при разной форме организации ОД:
Занятие:
- Взрослый — педагог, отдален от детей (над/против;
- За детьми жестко закреплены рабочие места;
- Запрещено перемещение детей
- Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины.
НОД:
- Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге;
- Разрешено свободное размещение детей;
- Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности;
- Разрешено свободное общение детей (рабочий гул).
Позиция ребенка:
Занятие «Учитель — ученик»:
- Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком.
- Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит).
НОД «Партнер — партнер»:
- Ребенок и взрослый — оба субъекты
- взаимодействия
- Они равны по значимости. Каждый в равной
- степени ценен. Хотя взрослый, старше и
- опытнее. Активность ребенка по крайней
- мере не меньше, чем активность взрослого
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ форма организации обучения:
Особенности
+ позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)
— неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми
ПОДРУППОВАЯ форма организации обучения:
Особенности
+ обеспечение взаимодействия детей в процессе обучения
+ экономичность обучения
+ демократический стиль общения педагога с детьми
ФРОНТАЛЬНАЯ форма организации обучения:
Особенности
+ минимальные затраты времени
+ экономичность обучения
— нет учета индивидуальных особенностей детей
— низкая активность детей
— преобладание авторитарного способа взаимодействия педагога с детьми
ЗАДАЧИ непосредственно образовательной деятельности
Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие.
«МЕТОД» -путь к чему-либо, способ достижения цели.
Каждый метод состоит из определённых приёмов.
ПРИЁМ обучения — направлен на решение более узкой учебной задачи.
Сочетание приёмов образует метод обучения.
Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно образовательной деятельности.
МЕТОДЫ практические:
- опыт
- упражнение
- экспериментирование
- моделирование
МЕТОДЫ наглядные:
- наблюдение
- демонстрация наглядных пособий
МЕТОДЫ словесные:
- рассказ педагога
- беседа
- чтение художественной
- литературы
МЕТОДЫ игровые:
- дидактическая игра
- воображаемая ситуация в развёрнутом виде
МОТИВАЦИЯ (совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности)
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ:
- учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию)
- мотивация должна быть экономной (2–3 мин), не должна доминировать
- завершённость ситуации
Младший дошкольный возраст.
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и. т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедится), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.
4. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
5. По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт.
Старший дошкольный возраст.
1. В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.
Старшая группа — (сюжеты, сюжетосложения) — главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными(путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
2. В подготовительных группах широко используются проблемные ситуации.
Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которого субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему е хватает данных и он должен сам их искать. Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
- Сам формулирует проблему(задачу)
- Сам находит ее решение
- Решает и Самоконтролирует правильность этого решения.
СТРУКТУРА непосредственной образовательной деятельности
НАЧАЛО (организационный момент):
- приглашение к деятельности — необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет — присоединяйтесь…»)
- игровая мотивация
ХОД НОД (основная часть):
взрослый, как равноправный участник:
- предлагает всевозможные способы реализации задачи.
- исподволь «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.);
- предлагает свою идею или свой результат для детской критики;
- проявляет заинтересованность в результате других;
- включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников;
- усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
ОКОНЧАНИЕ (заключительная часть)
каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:
- ОРИЕНТИРУЮЩАЯ функция оценочных воздействий заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения
- СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция оценочных воздействий определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является обсуждением к деятельности.
Формы организации НОД
Детская деятельность |
Примеры форм работы |
Двигательная |
Двигательная *Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания |
Игровая |
*Сюжетные игры *Игры с правилами*Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры |
Продуктивная |
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи |
Чтение художественной литературы |
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг |
Познавательно-исследовательская |
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения |
Коммуникативная |
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика |
Трудовая |
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта |
Музыкально-художественная |
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры |
Познавательно-исследовательская |
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения |