Опыт педагогического сопровождения совместного обучения детей и родителей в Великобритании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Водянова, М. Ю. Опыт педагогического сопровождения совместного обучения детей и родителей в Великобритании / М. Ю. Водянова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8514/ (дата обращения: 15.11.2024).

Сегодня статистика европейских стран, и в том числе России, констатирует кризис института семьи: падение брачности, рост разводов, увеличение количества неполных (мононуклеарных), альтернативных семей, снижение рождаемости, деформацию в сфере супружеских, детско-родительских отношений, высокий процент социального сиротства. Выше перечисленные кризисные явления актуализировали проблему воспитания будущего семьянина и активной работы с уже существующими семьями, что отразилось в решении Правительства организовать родительский всеобуч (Письмо Министерства образования РФ от 22 июля 2002 года). ФГОС основного общего образования закрепляет за школой функцию развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) «в целях содействия социализации обучающихся в семье» [1, п. 18.2.3].

Семья по своей природе обладает естественным потенциалом и поистине уникальными возможностями, чтобы заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его личная и социальная деятельность. Семья предоставляет возможность ребенку получить опыт многообразного ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Существует непосредственная взаимозависимость «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей) и ее возможностей в решении задачи воспитания ребенка.

При этом в условиях кризиса института семьи, разрушенных нравственных представлений о семье и браке, потери духовно-нравственных устоев семьи, утраты традиционного представление о родительстве и детстве затруднена реализация возможностей семейного обучения и воспитания, в виду чего происходит актуализация профессиональной помощи семье — ее педагогического сопровождения.

Таким образом, обнаруживается потребность в педагогическом сопровождении не только детей, но и их родителей (законных представителей). Данная тенденция получила отражение в изменениях, которые в настоящее время претерпевает российская система образования.

На данный момент в Великобритании сложилась стройная система педагогического сопровождения, как взаимодействия школы, семьи и социума в рамках улучшения качества обучения и воспитания детей и дополнительной подготовки родителей. Так, к примеру, совместное обучение детей и родителей (familylearning) приобрело статус национальной программы в Великобритании, которая одновременно способствует повышению успеваемости учащихся и положительно влияет на внутрисемейные отношения, укрепляет доверие и понимание между членами семьи, участвующих в учебном процессе.

Понятие «familylearning» может быть дословно переведено как «семейное обучение». Но термин «семейное обучение», реализуемое в рамках семейного образования, в научно-педагогической русскоязычной литературе принято употреблять для определения целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией в условиях семьи и дома, что более соответствует англоязычному термину «home schooling». Учитывая содержание понятия «familylearning» и сложившуюся традицию в русскоязычной педагогической литературе, более точным видится употребление термина «совместное обучение членов семьи».

Совместное обучении членов семьи (familylearning) — это любая обучающая деятельность, в которую вовлечены одновременно дети и взрослые члены семьи; результаты такой деятельности актуальны для всех участников процесса и определяют развитие учебной культуры семьи в целом [6; с. 3]

Специфика обучения состоит в том, что оно проходит при непосредственном и одновременном участии в процессе обучения и ребенка, и членов его семьи: одного или обоих родителей, бабушек, дедушек и пр.

Совместное обучение членов семьи способствует улучшению качества воспитания школьника в семье посредством решения целого комплекса задач:

Задачи, актуальные для развития ребенка:

-                   стимулирование и развитие познавательной активности ребенка;

-                   обучение новым предметным знаниям, умениям, навыкам и компетенциям;

-                   стимулирование инициативности и творческой активности ребенка,

-                   освоение ребенком положительных, эмоционально окрашенных поведенческих моделей взаимодействия с членами семьи.

Задачи, актуальные для развития взрослого [5; с. 7]:

-                   повышение родительской компетенцию в различных областях, в том числе повышение грамотности, развитие математических способностей и собственно навыков воспитания детей;

-                   понимание взрослым особенности развития детей и стратегий, которые могут быть использованы для поддержки школьника в процессе обучения;

-                   улучшение внутрисемейных отношений.

В результате такого взаимовыгодного процесса обучения у детей отмечается улучшение поведения, повышение академических успехов, дети более активно принимают участие в жизни школы и социума [2; с. 7]; родители оказываются вовлеченными в процесс обучения и школьную жизнь, они учатся тому, как содействовать интеллектуальному, физическому и эмоциональному развитию детей [4; с. 3]. Происходит расширение сферы взаимодействия взрослых членов семьи со школой, учителями и в целом системой образования, в результате чего родители (законные представители) становятся активными партнерами школы по обучению и воспитанию детей.

Отсюда следует, что совместное обучение членов семьи — это педагогическая деятельность, направленная на приобретение и/или развитие компетенции (интеллектуальных, социально-коммуникативных, социально-личностных, бытовых и проч.) как взрослых, так и детей.

Педагогическое сопровождение реализуется не только в рамках образовательных учреждений, но также через деятельность музеев, библиотек, галерей искусств, молодежных клубов, спортивных центров, отдельных организаций (например, Красный Крест).

Каждая организация определяет свое направление работы и разрабатывает соответствующие программы совместного обучения членов семьи. В ходе реализации любой программы осуществляется педагогическое сопровождение семьи, направленное на повышение педагогической, социальной и интеллектуальной культуры членов семьи.

Неограниченность организаций, предоставляющих услуги совместного обучения семьи, обуславливает разнообразие программ, отвечающих потребностям конкретных лиц и общества в целом, что отражено в таблице 1 [6; с. 32].

Таблица 1

Направление работы

Примеры курсов и предлагаемой деятельности

Искусство, история и культура

Музейные выставки и связанные с ними мероприятия для семьи;

Семейный французский;

Создай свое генеалогическое древо;

Изучаем Лондон

Развитие ребенка

Остановись и поиграй;

Подготовка к школе;

Отцовская сила;

Значение детскогогуления;

Социальный, эмоциональный аспекты совместного обучения;

Главное о развитие ребенка

Гражданская позиция

Закон и порядок — главное для семьи;

Как сделать окружение более безопасным;

Обучение английскому для семьи

Трудоустройство и инициатива

Читай и пиши стихи;

Музыка и история;

По ступеням математики;

Буквы и звуки вместе;

Беседа друг с другом;

Голодная улитка;

Кухня — развлечение (для развития математических способностей);

Рюкзак историй;

Раннее обучение цифрам;

Обучение английскому для иностранцев; Английский и математика всей семьей

Финансовая грамотность

Кружки с золотом,

Управление собственными деньгами,

Лето сделок,

Как по максимуму использовать свои деньги;

Придавая значение деньгам

Здоровье и благополучие

Музыка и движения,

Футбол пап и мальчишек,

Уроки легкой повозки,

Значение здоровья семьи,

Безопасная жизнь — хорошая жизнь,

Здоровое питание,

Детский массаж,

Первая помощь малышам

Информационно-коммуникативные технологии

Компьютер для творчества,

Интернет безопасность,

Использование iPad,

Информационно-коммуникативные технологии для песен и стихов,

Информационно-коммуникативные технологии для математики

Обучение и стабильность

Изготовление украшений,

Семейные мастерские по шитью и рукоделью,

Сделай сам,

Мы можем это построить,

Вырасти, приготовь, съешь,

Изготовление открыток

Родительство

Остановись и поиграй,

Родительство,

Родители и планы на будущее,

Семейный разговор

Наука и окружающая среда

Простая наука,

Строительство роботов,

Откуда идет электричество,

Давай исследуем,

Семейные почемучки

 

Как правило, программа представляет собой курс из 5–6 занятий длительностью 1,5–2,5 часа, организуемых 1 раз в неделю.

Совместное обучение членов семьи с целью педагогического сопровождения воспитания детей в семье стало активно организовываться в Великобритании в начале 90-х годов XX века. Первые стандарты совместного обучения семьи были разработаны в 2005 году [6; с. 37], в 2013 году они были отредактированы в соответствии с полученными результатами и накопленным опытом. По прошествии десятилетия исследования Национального Института непрерывного образования взрослых (NIACE), Образовательной ассоциации рабочих (WEA) констатируют успешную реализацию задач совместного обучения семьи [3; с. 6]:

-                   родители и дети утверждают, что благодаря пройденным курсам, улучшили свои коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

-                   взрослые члены семьи высоко оценивают приобретенные способности управления детским поведением;

-                   родители считают, что приобрели способность более эффективно оказывать помощь и поддержку ребенку в решении трудностей в процессе обучения;

-                   у большинства детей отмечается улучшение в обучении и достижение более высоких результатов;

-                   учителя свидетельствуют о возросшей концентрации детей на занятиях, улучшении знаний и поведения в классе.

Положительный опыт Великобритании в организации педагогического сопровождения воспитания ребенка в семье посредством взаимодействия школы (или иной организации, выполняющей функцию образовательного учреждения) с детьми и членами их семьи может быть использован при построении системы работы с семьей в практике отечественной школы.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

2.                  Developing and supporting family learning in museums and galleries, NIACE, 2009, 26 p.

3.                  An evaluation of the benefits of family learning for participants, their families and the wider community, Ofsted, 2009, 28 p.

4.                  Family learning impact fund 2008–2011, Summary paper, July 2013, Department for Business Innovation and Skills; 37 p.

5.                  Family Learning: a survey of current practice/ OFFICE FOR STANDARDS IN EDUCATION, London, 2000, 25 p.

6.                  Family Learning Works. The Inquiry into Family Learning in England and Wales, NIACE, 2013, 40 p.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, педагогическое сопровождение, процесс обучения, совместное обучение членов семьи, Великобритания, взрослый член семьи, развитие ребенка, ребенок, родитель, совместное обучение семьи.

Похожие статьи

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе

Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися

Использование ИКТ для проектирования образовательных маршрутов совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет

Похожие статьи

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе

Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Подготовка учителей к проектированию личностно ориентированного взаимодействия с учащимися

Использование ИКТ для проектирования образовательных маршрутов совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет