Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы
Авторы: Солтахмадова Луиза Тагировна, Батыжева Лейла Шамстиевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.07.2015
Статья просмотрена: 725 раз
Библиографическое описание:
Солтахмадова, Л. Т. Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы / Л. Т. Солтахмадова, Л. Ш. Батыжева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8532/ (дата обращения: 15.11.2024).
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Формирование познавательных интересов и активизация личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [3,5,6].
Одно из ключевых направлений в активизации познавательной деятельности носит беседа. Беседа- это метод устного изложения учебного материал, при котором доминирующее место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Сущность беседы состоит в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждениям и анализу в определенной логической последовательности изучаемых географических явлений, к самостоятельному их объяснению, поиску ответов на поставленные вопросы, формулированию теоретических выводов и обобщений.
При проведении беседы учитель должен организовывать познавательную деятельность учащихся с географической картой, текстом и внетекстовыми компонентами учебника, наглядными средствами обучения, имеющимися в его распоряжении, при возможности с краеведческим материалом. Беседа в учебном процессе выполняет следующие основные функции: организации познавательной деятельности учащихся; реализации индивидуального подхода, когда к поискам ответов на вопросы учителя привлекаются учащиеся различного уровня обучаемости; формирования логики и доказательности рассуждений в решении учебных задач; формирования креативности мышления: высказывать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро находить ответы на проблемные вопросы и решать проблемные ситуации; содействия формированию умений работать с географической картой, текстом учебника, наглядными средствами обучения; «окультуривания» субъектного опыта учащихся, т. е. приведение его в соответствие с научными знаниями.
Определяющим условием применения беседы как метода обучения является наличие у учащихся определенных знаний по содержанию изучаемого материала. Учитывая, что первоначальные географические знания школьники получают при изучении таких предметов учебного плана как «Естествознание», «Человек и мир», в результате наблюдений природных явлений своей местности, при просмотре соответствующих программ телепередач, применение беседы оправдано и целесообразно уже при изучении начального курса географии, особенно таких его тем, как «Воды суши», «Атмосфера. Погода и климат».
Изучение же тем раскрывающих историю географических исследований, формирование политической карты мира, население и его динамику, т. е. тем, по содержанию которых у учеников нет достаточных знаний, проводить методом беседы нецелесообразно. В процессе обучения географии применяется катехизическая и эвристическая беседа.
Катехизическая (вопросно-ответная) беседа предполагает краткие ответы учащихся на вопросы учителя. При катехизической беседе выявляются теоретические и эмпирических знания учащихся, усвоенные на репродуктивном уровне, т. е. уровне воспроизведения содержания изученного материала. Приведем в качестве примера ряд вопросов такой беседы по теме «Карта и глобус». Что называется экватором? Что такое параллель? Что называется меридианом? Что такое карта? Как обозначаются на карте основные формы рельефа? Что определяют изобаты? Что такое легенда карты?
Катехизическая беседа применяется, когда необходимо выявить уровень выполнения домашнего задания учащимися всего класса. С этой целью учитель разрабатывает вопросы по теме изученного содержания, требующие краткого конкретного ответа учащихся. Этот же вид беседы может проводиться и при закреплении изученного материала. Однако необходимо отметить, что в практике учителей географии как при проверке знаний учащихся, так и при закреплении изученного материала, вопросы катехизической беседы часто сочетаются с вопросами эвристической беседы.
При изучении нового учебного материала вопросы беседы задаются учащимся в логической последовательности содержания темы и побуждают учащихся рассуждать, приходить на основе имеющихся знаний к определенным выводам по содержанию изучаемого. Для поиска ответов на поставленные вопросы учитель организует работу учащихся с учебником, географической картой, наглядными средствами обучения. В процессе беседы учащиеся обучаются таким приемам логического мышления как анализу синтезу, сравнению, обобщению, что определяет прочность, и осознанность усвоенных знаний. После ответов учащихся на каждый вопрос учитель должен сделать необходимые дополнения к ответам учащихся и обобщающий вывод.
В зависимости от дидактических целей различают три вида беседы: вводная беседа, обучающая и обобщающая. Вводная беседа направлена на воспроизведение субъектного опыта учащихся и установление межпредметных и внутрипредметных связей в аспекте содержания изучаемой темы. Обычно вводная беседа проводится в формате вопросов представленных в учебном пособии под рубрикой «Вспоминаем». По характеру учебного процесса вводная беседа является катехизической беседой.
Обучающая беседа, как правило, является эвристической беседой и предназначена для изучения нового материала на основе уже имеющихся у учащихся знаний. После ее проведения учитель должен сделать обобщающий вывод и в соответствии с учебной программой организовать самостоятельную работу учащихся по практическому применению усвоенных знаний.
Обобщающая беседа широко применяется на этапе повторения и закрепления изученного и при проведении обобщающего урока по изученной теме раздела учебной программы. По своему характеру это в основном катехизическая беседа.
Наглядные методы в активизации обучения географии представлены обучающими действиями с разнообразными видами учебно-наглядных пособий, обеспечивая процесс формирования теоретических знаний образно-наглядными представлениями.
Применение наглядных методов обучения ориентировано на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся. В процессе преподавания географии наглядные методы обучения обеспечивают одновременный процесс формирования общих и единичных географических понятий и их образных представлений, содействуя тем самым формированию у учащихся географической картины мира. К наглядным методам обучения географии относятся методы иллюстрации и демонстрации географических объектов и явлений [1,2].
Игра, как метод активизации познавательной деятельности издавна применялась в учебно-воспитательном процессе. История применения ее в таком качестве восходит еще к истокам народной педагогики. По доминирующему методу игровые технологии вообще и дидактические, в частности, являются развивающими, поисковыми и творческими технологиями. Дидактическая игра имеет ряд признаков, которые существенно отличают её от игры вообще: чётко заданная цель обучения в форме игровых заданий, определяющих познавательные задачи и прогнозирующих максимально возможный результат; подчинение познавательной деятельности правилам игры; использование учебного материала в качестве средства дидактической игры; введение в деятельность учащихся элемента соревнования, который переводит учебную деятельность учащихся по решению дидактических задач в игровую форму; увязка решения дидактических задач с результатом игры.
Дидактические игры имеют широкий спектр целевых ориентаций: дидактический спектр целевых ориентаций включает познавательную деятельность учащихся, формирование общих и специальных (географических) умений и навыков, применение приобретенных в результате игровой деятельности знаний, умений и навыков в дальнейшей познавательной деятельности, расширение кругозора учащихся; воспитательный спектр ориентирует учителя на формирование у учащихся самостоятельности, воли, коллективизма, коммуникативности личности, научного мировоззрения, экологического сознания, личностных норм поведения по отношению к окружающему миру; развивающий спектр целевых ориентаций определяет деятельность учителя по развитию таких свойств личности ученика как внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазия, творчество, рефлексия, мотивация в обучении, умение находить аналогии и правильные решения; социализирующий спектр способствует приобщению учащихся к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям окружающей социальной среды; формированию стрессового контроля, саморегуляции, навыков общения и психотерапии [4,7].
Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Игровой замысел выражен в названии игры и в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, что придаёт игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в усвоении знаний. Все структурные элементы игры системно взаимосвязаны так, что при отсутствии какого-либо из них, игра теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение учебных заданий традиционного комбинированного урока.
В современной школе игровая деятельность используется как в качестве самостоятельной технологии, так и на отдельных этапах урока, способствуя более глубокому и прочному усвоению наиболее значимых единиц географических знаний и умений, заданных учебной программой. Среди классификаций дидактической игры учителю в большей степени необходимо знать классификацию по технологии конструирования и игровой методике. На уроках географии чаще всего применяются дидактические игры, которые по технологии конструирования и игровой методике могут быть имитационными и неимитационными. Если при проведении дидактической игры моделируется изучаемый природный процесс, реальность происходящего явления или события, то такие игры относятся к группе имитационных игр. К неимитационным играм относятся настольные игры: географические ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, географическое лото, домино, географические игровые кубики и т. д. Игры-состязания: географические викторины, олимпиады, уроки — КВН, географические конкурсы «Что? Где? Когда?», географический брейн-ринг и т. д.
Имитационные игры в процессе обучения географии представлены довольно широким спектром игр. К ним относятся ролевые (игра-путешествие, уроки разыгрывания ролевых ситуаций), деловые (особенно учебные), театрализованные игры, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций. Основным признаком имитационных игр является деятельность учащихся, в результате которой осуществляется процесс познания, и наличие ролей, определяющих характер этой деятельности и, следовательно, характер процесса познания.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Литература:
1. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
2. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.
3. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. // Научное обозрение. 2014. № 4.
4. Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
5. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
6. Ильина Т. Ю. Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. Электронный ресурс www. wapref.ru
7. Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.