Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Аблитарова, А. Р. Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму) / А. Р. Аблитарова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/132/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность проблемы в общем виде и её связь с научными и практическими задачами. Изменения в семейном положении разных континентов: европейских, славянских, мусульманских – за последние годы состоялись в связи с тем, что инфляция, подорожание жизни и желание самых женщин заставили их, которые раньше не работали, пойти в сферу производства, техники и других «мужских отраслей». Однако, система семейных социальных ролей не меняется.

Во многих культурах существуют разные церемонии вхождения детей и подростков в общество взрослых, которые еще больше подчеркивают значимость пола. Пол имеет значение для общества независимо от того, где оно географически находится и на каком уровне развития. В традиционной европейской культуре желательными качествами для мужчины выступают агрессивность, творческая инициатива, стремление к доминированию, для женщинпассивность, неуверенность, отсутствие инициативы, зависимость от мужчины. И потому, по утверждению П. Мюссена, в мальчиках стараются воспитывать умение «дать сдачи», активное поведение, а в девочках - мягкость, послушание, уравновешенность [1, с. 88].

Анализ последних исследований и публикаций. Фундаментальные исследования специалистов относительно становления ребенка в дошкольные годы (И. Кон, Я. Коломинский, Д. Колесов, В.Мухина) считают, что реальные возможности женщин будут более пластичными, чем у мужчин; половое разделение труда, дифференциация половых ролей сохранится, потому что отличия между ними биологического и психологического характера. Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда предусматривает их взаимодополнение [3, с. 53]. Проведенный теоретический анализ по данной проблематике показал, что различные аспекты полоролевой социализации были постоянно в поле зрения ученых и исследователей: психологические и социальные функции полоролевых стереотипов (Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Исаев, В. Каган); изучение половой дифференциации, формирование психологического пола, гендерной идентичности и механизмов её формирования (Г. Аверьянова, К. Веселовская, Т. Говорун, Д. Колесов, Е. Кононко, В. Москаленко, А. Палий).

Целью статьи (постановка задачи) является анализ выявленных стереотипов воспитания у представителей различных этнических групп (русские, украинцы, крымские татары, евреи, армяне), проживающих на территории Крыма.

Основной материал и результаты научного исследования. Ислам как религия Востока занимала большую часть жизни мусульман. Особое внимание ислам уделяет семье как самому важному элементу человеческого общества. Семья это источник обновления людей, основа человечества. Поэтому ислам настаивает на всестороннем укреплении и развития института семьи по верным и здоровым принципам. В Крыму под влиянием других европейских культур в крымскотатарских семьях сложилась другая позиция женщины не носят шалей, платков на голове (только в случае религиозных требований и возраста), общение с незнакомыми мужчинами не ограничивается и не запрещается.

В своих положениях о возможности единения разных цивилизаций на основе общечеловеческих этических принципов, необходимости синтеза исламской духовности и морали с плодами европейской науки и воспитательных систем И. Гаспринский опирается на опыт своих предшественников Ш. Марджани, К. Насири, Р. Фахретдинова и др., что рассматривали славяно-тюркское межэтническое взаимодействие и интеграцию как самый важный стимул развития тюркских народов, которое со временем сделало влияние на формирование в науке кросс-культурного направления.

В семьях современных крымских татар за традиционными представлениями о мужских и женских ролях относятся занятия, которые полодифференцированы: мужчина глава семьи, традиционный хранитель родственной чести, охранник и наследник имущества отца и несет на себе ответственность за обеспечения семьи; женщинапомощница мужчины во всех его делах, отвечает за быт и воспитание детей. Все это переносится, а потом закрепляется в воспитании и поведении детей. Мальчик в мусульманской семье всегда занимает доминантные позиции, которого бы возраста он не был. Со стороны отца им всегда предоставляется больше независимости, чем девочкам; в общении с представителями женского пола мальчик старается показать свою индивидуальность, власть и утвердиться в роли наследника мужества, смелости и самостоятельности.

В отличие от восточных традиций, женщина из крымскотатарской семьи не является подчиненной мужчине и напрямую зависимой от него. Она выступает, скорее, партнером и помощницей в делах мужчины, может проявлять самостоятельность действий и мыслей. Даже традиционный женский костюм можно рассматривать больше как дань этикета, поскольку он символически отвечает мусульманским требованиям к одежде, чем их практическому толкованию.

Как отмечают специалисты Ат-Тирмизи, Аль-Бухары и Муслим в основу традиционного мусульманского воспитания положены каноны, которые определяют содержание и направленность через:

1) религиозный: привлечение ребенка из рождения к веры, обучение его основам шариата (комплекса распоряжений и норм); 2) моральный: раскрывает комплекс морально-этических принципов, к которым привлекается ребенок с раннего детства; 3) физический: формирование сильного, крепкого, здорового человека, который должен переживать радость и удовлетворение от пользы, которую она приносит своей семье и обществу; 4) интеллектуальный: формирует у ребенка стремления к постижению научных знаний, познание окружающего мира; 5) психологический: предусматривает воспитание здоровой стойкой психики, проявлением которой является смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви; 6) социальный: ребенка учат соблюдать общественные нормы поведения; выполнять основные правила человеческого сожительства; формирование в ребенке умений и привычек установления социальных; 7) половой: предусматривает образование ребенка в вопросах пола; включает разъяснение сути взаимоотношений между представителями обоих статей, инстинкта продолжение рода и других вопросов, связанных с бракосочетанием [4; с. 7].

В основе подхода к воспитанию еврейского народа лежат Тора и Талмуд. Как основной источник еврейского права и еврейской этики, Тора регулирует отношения между человеком и Богом, между собой. Исследователи классического иудаизма Мордехай Броер [8], Жеран Кан [7] и Р.Френсис Натаф [9] на предмет отображенных в Торе и Талмуде педагогических принципов и методов свидетельствуют о том, что в них немного собственных педагогических формулирований. Цель Талмуда заключается в том, чтобы соблюдаясь устной традиции, конкретизировать и стандартизировать еврейскую веру, не прекращая тем самым дискуссии в толковании Торы. Недогматический характер иудаизма предоставляет свободу мысли, но вместе с тем требует определенных действий. В отличие от христианства, в иудаизме человек стоит непосредственно перед Богом, никакой посредник не снимет из нее вину, она сама призвана раскаяться [9, с. 6].

Главная цель национального воспитания заключалось в том, чтобы понимать мицвот (заповеди) Торы, действенно выполнять их и таким образом формировать ребенка, прежде всего, как «этическую личность». Обязательным для родителей в процессе воспитания есть образование (религиозное и светское) детей, передача традиций, поучение в заповедях и нормах Торы. За канонами иудаизма воспитания детей отличалось большим количеством посещений мальчиками синагоги (по субботам, подготовка к Песаху), девочки же учились дома [9, с. 7].

За традиционной еврейской воспитательной системой мальчикам больше уделяли внимания со стороны родителей и духовенства, их учили основным наукам и военному делу. Девочки учили Тору и священное Писание, овладевали умением вести хозяйство и экономики в родственном кругу (каждая семья принадлежала и входила в большую общину, которая имела свои требования к представителям обоих полов). Если мальчиков воспитывали как главу семьи и наследника имущества, который отвечает за обеспечение семьи; то девочек воспитывали в духу традиционного иудаизма она становилась единственной хранительницей фамилии, за ней определяли принадлежность к еврейскому этносу. Старшие женщины в общине пользовались большим почетом, они входили в состав старейшин рода, поэтому очень важным было мононациональное бракосочетание со стороны мальчиков и девушек.

Женщина в армянской семье должна быть хорошей хозяйкой и хранительницей очага, верной и понимающей подругой, а в определенные моменты принести свои чувства и мысли в жертву мужниным, а именно поддерживать мужчину, когда возникает необходимость, радоваться и огорчаться вместе с ним. Отсутствие амбиций и стремление к карьерному росту, которые стоят на первом месте у западных женщин, делает армянку более подходящей для создания такой семьи.

Армянский мужчина проявляет заботу о семье, зарабатывает деньги на ее удержание, активно принимает участие в воспитании детей, воспитывая любовь и почет к старшему поколению. На протяжении многих столетий армянская семья всегда была патриархальной и моногамной, в ней существовала своя четкая иерархия отношений, но верховенство принадлежало только мужчине или власть находилась в руках старейшего мужчины (старейшина рода). Все члены семьи слушались и подчинялись решениям и требованиям мужчины, потому что он глава семьи или рода, который обязан материально обеспечивать семью, охранять и сохранять её. Он руководит финансированием семьи, контролирует затраты и все, что необходимое для существования семьи [6, с. 7-8].

Обоснование традиционного классического воспитания детей, требований к воспитанию мальчиков и девочек было начато армянскими философами и богословами Давидом Анахта и Иоанном Воротнеци, архимандритом Саркисом. В основе практики армянского традиционного воспитания находилась суровая половая дифференциация и разделение труда между мужчиной и женщиной. Поэтому армянская традиционная воспитательная система всегда отличалась своим четким и суровым отношением относительно воспитания будущих женщин и мужнин. Воспитательные, семейные функции между мужчиной и женщиной четко распределялись: мальчиком занимался отец, а девочкой мать.

Исследователи и основатели армянского светского воспитания и обучения Манвел Гюмушканеци, С. Д. Лисициана, Г. Агаян, Н. Тер-Гевондян, Ав. Исаакян предлагают изменить подход к половому воспитанию детей. В свою очередь, демограф М. Габриэлян добавил, что события последних 15 лет все еще продолжают существенным образом влиять на армянскую семью, на её состав, структуру и социально-демографическую характеристику. По его словам, результаты исследования показали, что проблемы, которые существуют в семье, носят системный характер и отображаются в статусных позициях представителей обоих полов [6, с. 7].

Знание современных исследований, посвященных полоролевым отличиям в детстве, специфики воспитания мальчиков и девочек различных этнических групп помогут в практике эффективного воспитания представителей обоих полов. В обществе закрепляется новая тенденция объединение женщиной семейных обязанностей с работой вне границ дома, отход от традиционных семейных ролей, а это приводит к значительным изменениям в ощущениях и стремлениях мужчин и женщин, к потери четкости семейных ролей. Общей чертой для существования семьи выступают этично-ценностные взаимоотношения, которые характеризуются нормативной стороной и аргументирует необходимость такого поведения на благо отдельной личности, семьи и общества в целом и является результатом взаимодействия, взаимовлияния, взаимопознания всех членов семьи и регулируются как общечеловеческими, так и этнонациональными нормами морали [1, с. 34].

Современная украинская, крымскотатарская и армянская семья это прежде всего, сложная многопоколенная, моногамная семья с присущей для неё культурными традициями, которые сохранили свой язык и культуру, особую систему воспитания, которое основывается на соответствующих этично- ценностных взаимоотношениях между взрослыми и детьми, эффективность которых подтверждается историческим и жизненным опытом народа.

Выводы по данному исследованию. В культуре Кавказа (Армения, Осетия, Чечня) и до сих пор существует четкая та жесткая иерархия относительно отношений между мужчиной и женщиной, дифференциации поло-семейных обязанностей, которые становятся главным образцом поведения для детей в будущем. Традиционные ценности Запада, современного общества существенно не повлияли на особенности воспитания мальчиков и девочек в армянский семье, но отношение к межэтническим бракам стало более толерантным и разрешенным. Однако взаимоотношения между мужчинами и женщинами остаются консеквентными [7, с. 29].

В культуре многих восточных этносов, народов к настоящему сохранилась тенденция доминирования мальчика, предоставление ему большего статуса в семье и обществе чем девочке. Но еврокультурное влияние Запада и привлечение восточных этносов (в нашем случае крымских татар) к ценностям и требованиям современной цивилизации, общества в реальности происходит довольно неэффективно и необоснованно.

В культуре еврейского этноса выявленная сложная иерархия матриархата, где матери или старший женщине подчиняются все члены семьи и она пользуется большим почетом и авторитетом, но этот «закон» приобретает силу только после бракосочетания, создания семьи. Традиции, ценности современного общества были воспринять частично, а основные культурные компоненты полоролевого воспитания не менялись, а связь с собственной культурой не терялась. В семьях ортодоксальных евреев (классические иудеи) не отмечались изменения относительно воспитания и образования детей, они закрыты для изучения и участия в любых исследованиях.

Культура славянских народов оказалась наиболее восприимчивой и гибкой в вопросах распределения поло-семейных ролей и обязанностей. Современные еврокультурные ценности были приняты и использованы в полоролевой социализации человека, воспитании мальчиков и девочек из представителей славянского этноса. Отношение к женщинам и мужчинам менялось за потребностью общества, не вызывая негодования и недовольства.

Разные этнические культуры приписывают существенно отличные семейные роли мужчине и женщине, но не существует такого общества, где содержание половых ролей полностью совпадало. Основными факторами социализации личности выступают разные элементы социальной среды, с которыми взаимодействует личность в процессе социальной деятельности, общения и воспитания. Степень их взаимодействия, как и других факторов, определяется существующими традициями, стереотипами, символами. Никакое поколение не может обойтись без тех запасов культуры, знаний, традиций, этических норм и других ценностей, которые были накоплены и внедряются в его сознание, и в последствии, становятся для него неотделимо родным и близким. Представители нового поколения осознают, что все материальные ценности и социальный процесс, без чего они не смогли бы сделать никакого шага вперед, созданы в течение всей его истории существования.


Литература:
  1. Еремева В. Д. Девочки и мальчики – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремева, Т. П. Хризман. - СПб: Тускарора, 2001. - 184 с.

  2. Кравець В. П. Теорія і практика підготовки учнівської молоді до сімейного життя : дис. … доктора пед. наук : 13.00.01 / В. П. Кравець. - Тернопіль, 1997. - 384 с.

  3. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - М., 2004. – 408с.

  4. Воспитание детей. Общие принципы воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.koran.ru./istina-islam/.

  5. الفرابي أبو النصر: "كتاب تحصيل السعادة" دار الفرابى الياسين بيروت 1983 ص566.

  6. Аль – Фараби Абу – Наср. Китаб тахсиль ас-са’ада (Книга о достижении счастья) / опубл. Аль-Фараби Ааль Ясина. - Бейрут, 1983. - 566 с.

  7. Абоян Хачатур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pedagogic.ru/persons/item/f00/.

  8. Жеран Кан [Электронный ресурс] / Жеран Кан. - Режим доступа: http:// www.jerusalem- korczak – home//kan/kan/9 html 12.

  9. Мордехай Броер. Начало Гаскалы [Электронный ресурс] / Броер Мордехай. - Режим доступа: http:// www.ort. Spb/ru/nesh/broer.

  10. Френсис Натаф. Кризис иудаизма и еврейское образование [Электронный ресурс] /Натаф Р. Френсис.-Режим доступа: http:// www.lookstein.org/russian/pedagogika/krizis.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, семья, армянская семья, воспитание детей, глава семьи, девочка, член семьи, воспитание мальчиков, еврейский этнос.

Похожие статьи

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Современное состояние и возможности административной интеграции различных видов общественного транспорта в мегаполисах (на примере Санкт-Петербурга)

Соляная тектоника как фактор развития курортно-рекреационных кластеров (на примере курортных ресурсов города Соль-Илецк)

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления

Похожие статьи

Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в поликультурном регионе (на примере Калининградской области)

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного самоуправления в реализации государственной молодежной политики (на примере Чеховского муниципального района Московской области)

Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Современное состояние и возможности административной интеграции различных видов общественного транспорта в мегаполисах (на примере Санкт-Петербурга)

Соляная тектоника как фактор развития курортно-рекреационных кластеров (на примере курортных ресурсов города Соль-Илецк)

Формирование коммуникативных УУД в первом классе, на примере организации самоуправления