Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)
Автор: Аблитарова Алиде Рефиковна
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 425 раз
Библиографическое описание:
Аблитарова, А. Р. Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму) / А. Р. Аблитарова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/132/ (дата обращения: 18.12.2024).
Актуальность проблемы в общем виде и её связь с научными и практическими задачами. Изменения в семейном положении разных континентов: европейских, славянских, мусульманских – за последние годы состоялись в связи с тем, что инфляция, подорожание жизни и желание самых женщин заставили их, которые раньше не работали, пойти в сферу производства, техники и других «мужских отраслей». Однако, система семейных социальных ролей не меняется.
Во многих культурах существуют разные церемонии вхождения детей и подростков в общество взрослых, которые еще больше подчеркивают значимость пола. Пол имеет значение для общества независимо от того, где оно географически находится и на каком уровне развития. В традиционной европейской культуре желательными качествами для мужчины выступают агрессивность, творческая инициатива, стремление к доминированию, для женщин – пассивность, неуверенность, отсутствие инициативы, зависимость от мужчины. И потому, по утверждению П. Мюссена, в мальчиках стараются воспитывать умение «дать сдачи», активное поведение, а в девочках - мягкость, послушание, уравновешенность [1, с. 88].
Анализ последних исследований и публикаций. Фундаментальные исследования специалистов относительно становления ребенка в дошкольные годы (И. Кон, Я. Коломинский, Д. Колесов, В.Мухина) считают, что реальные возможности женщин будут более пластичными, чем у мужчин; половое разделение труда, дифференциация половых ролей сохранится, потому что отличия между ними биологического и психологического характера. Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда предусматривает их взаимодополнение [3, с. 53]. Проведенный теоретический анализ по данной проблематике показал, что различные аспекты полоролевой социализации были постоянно в поле зрения ученых и исследователей: психологические и социальные функции полоролевых стереотипов (Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Исаев, В. Каган); изучение половой дифференциации, формирование психологического пола, гендерной идентичности и механизмов её формирования (Г. Аверьянова, К. Веселовская, Т. Говорун, Д. Колесов, Е. Кононко, В. Москаленко, А. Палий).
Целью статьи (постановка задачи) является анализ выявленных стереотипов воспитания у представителей различных этнических групп (русские, украинцы, крымские татары, евреи, армяне), проживающих на территории Крыма.
Основной материал и результаты научного исследования. Ислам как религия Востока занимала большую часть жизни мусульман. Особое внимание ислам уделяет семье как самому важному элементу человеческого общества. Семья – это источник обновления людей, основа человечества. Поэтому ислам настаивает на всестороннем укреплении и развития института семьи по верным и здоровым принципам. В Крыму под влиянием других европейских культур в крымскотатарских семьях сложилась другая позиция – женщины не носят шалей, платков на голове (только в случае религиозных требований и возраста), общение с незнакомыми мужчинами не ограничивается и не запрещается.
В своих положениях о возможности единения разных цивилизаций на основе общечеловеческих этических принципов, необходимости синтеза исламской духовности и морали с плодами европейской науки и воспитательных систем И. Гаспринский опирается на опыт своих предшественников Ш. Марджани, К. Насири, Р. Фахретдинова и др., что рассматривали славяно-тюркское межэтническое взаимодействие и интеграцию как самый важный стимул развития тюркских народов, которое со временем сделало влияние на формирование в науке кросс-культурного направления.
В семьях современных крымских татар за традиционными представлениями о мужских и женских ролях относятся занятия, которые полодифференцированы: мужчина – глава семьи, традиционный хранитель родственной чести, охранник и наследник имущества отца и несет на себе ответственность за обеспечения семьи; женщина –помощница мужчины во всех его делах, отвечает за быт и воспитание детей. Все это переносится, а потом закрепляется в воспитании и поведении детей. Мальчик в мусульманской семье всегда занимает доминантные позиции, которого бы возраста он не был. Со стороны отца им всегда предоставляется больше независимости, чем девочкам; в общении с представителями женского пола мальчик старается показать свою индивидуальность, власть и утвердиться в роли наследника мужества, смелости и самостоятельности.
В отличие от восточных традиций, женщина из крымскотатарской семьи не является подчиненной мужчине и напрямую зависимой от него. Она выступает, скорее, партнером и помощницей в делах мужчины, может проявлять самостоятельность действий и мыслей. Даже традиционный женский костюм можно рассматривать больше как дань этикета, поскольку он символически отвечает мусульманским требованиям к одежде, чем их практическому толкованию.
Как отмечают специалисты Ат-Тирмизи, Аль-Бухары и Муслим в основу традиционного мусульманского воспитания положены каноны, которые определяют содержание и направленность через:
1) религиозный: привлечение ребенка из рождения к веры, обучение его основам шариата (комплекса распоряжений и норм); 2) моральный: раскрывает комплекс морально-этических принципов, к которым привлекается ребенок с раннего детства; 3) физический: формирование сильного, крепкого, здорового человека, который должен переживать радость и удовлетворение от пользы, которую она приносит своей семье и обществу; 4) интеллектуальный: формирует у ребенка стремления к постижению научных знаний, познание окружающего мира; 5) психологический: предусматривает воспитание здоровой стойкой психики, проявлением которой является смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви; 6) социальный: ребенка учат соблюдать общественные нормы поведения; выполнять основные правила человеческого сожительства; формирование в ребенке умений и привычек установления социальных; 7) половой: предусматривает образование ребенка в вопросах пола; включает разъяснение сути взаимоотношений между представителями обоих статей, инстинкта продолжение рода и других вопросов, связанных с бракосочетанием [4; с. 7].
В основе подхода к воспитанию еврейского народа лежат Тора и Талмуд. Как основной источник еврейского права и еврейской этики, Тора регулирует отношения между человеком и Богом, между собой. Исследователи классического иудаизма Мордехай Броер [8], Жеран Кан [7] и Р.Френсис Натаф [9] на предмет отображенных в Торе и Талмуде педагогических принципов и методов свидетельствуют о том, что в них немного собственных педагогических формулирований. Цель Талмуда заключается в том, чтобы соблюдаясь устной традиции, конкретизировать и стандартизировать еврейскую веру, не прекращая тем самым дискуссии в толковании Торы. Недогматический характер иудаизма предоставляет свободу мысли, но вместе с тем требует определенных действий. В отличие от христианства, в иудаизме человек стоит непосредственно перед Богом, никакой посредник не снимет из нее вину, она сама призвана раскаяться [9, с. 6].
Главная цель национального воспитания заключалось в том, чтобы понимать мицвот (заповеди) Торы, действенно выполнять их и таким образом формировать ребенка, прежде всего, как «этическую личность». Обязательным для родителей в процессе воспитания есть образование (религиозное и светское) детей, передача традиций, поучение в заповедях и нормах Торы. За канонами иудаизма воспитания детей отличалось большим количеством посещений мальчиками синагоги (по субботам, подготовка к Песаху), девочки же учились дома [9, с. 7].
За традиционной еврейской воспитательной системой мальчикам больше уделяли внимания со стороны родителей и духовенства, их учили основным наукам и военному делу. Девочки учили Тору и священное Писание, овладевали умением вести хозяйство и экономики в родственном кругу (каждая семья принадлежала и входила в большую общину, которая имела свои требования к представителям обоих полов). Если мальчиков воспитывали как главу семьи и наследника имущества, который отвечает за обеспечение семьи; то девочек воспитывали в духу традиционного иудаизма – она становилась единственной хранительницей фамилии, за ней определяли принадлежность к еврейскому этносу. Старшие женщины в общине пользовались большим почетом, они входили в состав старейшин рода, поэтому очень важным было мононациональное бракосочетание со стороны мальчиков и девушек.
Женщина в армянской семье должна быть хорошей хозяйкой и хранительницей очага, верной и понимающей подругой, а в определенные моменты принести свои чувства и мысли в жертву мужниным, а именно – поддерживать мужчину, когда возникает необходимость, радоваться и огорчаться вместе с ним. Отсутствие амбиций и стремление к карьерному росту, которые стоят на первом месте у западных женщин, делает армянку более подходящей для создания такой семьи.
Армянский мужчина проявляет заботу о семье, зарабатывает деньги на ее удержание, активно принимает участие в воспитании детей, воспитывая любовь и почет к старшему поколению. На протяжении многих столетий армянская семья всегда была патриархальной и моногамной, в ней существовала своя четкая иерархия отношений, но верховенство принадлежало только мужчине или власть находилась в руках старейшего мужчины (старейшина рода). Все члены семьи слушались и подчинялись решениям и требованиям мужчины, потому что он – глава семьи или рода, который обязан материально обеспечивать семью, охранять и сохранять её. Он руководит финансированием семьи, контролирует затраты и все, что необходимое для существования семьи [6, с. 7-8].
Обоснование традиционного классического воспитания детей, требований к воспитанию мальчиков и девочек было начато армянскими философами и богословами Давидом Анахта и Иоанном Воротнеци, архимандритом Саркисом. В основе практики армянского традиционного воспитания находилась суровая половая дифференциация и разделение труда между мужчиной и женщиной. Поэтому армянская традиционная воспитательная система всегда отличалась своим четким и суровым отношением относительно воспитания будущих женщин и мужнин. Воспитательные, семейные функции между мужчиной и женщиной четко распределялись: мальчиком занимался отец, а девочкой – мать.
Исследователи и основатели армянского светского воспитания и обучения Манвел Гюмушканеци, С. Д. Лисициана, Г. Агаян, Н. Тер-Гевондян, Ав. Исаакян предлагают изменить подход к половому воспитанию детей. В свою очередь, демограф М. Габриэлян добавил, что события последних 15 лет все еще продолжают существенным образом влиять на армянскую семью, на её состав, структуру и социально-демографическую характеристику. По его словам, результаты исследования показали, что проблемы, которые существуют в семье, носят системный характер и отображаются в статусных позициях представителей обоих полов [6, с. 7].
Знание современных исследований, посвященных полоролевым отличиям в детстве, специфики воспитания мальчиков и девочек различных этнических групп помогут в практике эффективного воспитания представителей обоих полов. В обществе закрепляется новая тенденция – объединение женщиной семейных обязанностей с работой вне границ дома, отход от традиционных семейных ролей, а это приводит к значительным изменениям в ощущениях и стремлениях мужчин и женщин, к потери четкости семейных ролей. Общей чертой для существования семьи выступают этично-ценностные взаимоотношения, которые характеризуются нормативной стороной и аргументирует необходимость такого поведения на благо отдельной личности, семьи и общества в целом и является результатом взаимодействия, взаимовлияния, взаимопознания всех членов семьи и регулируются как общечеловеческими, так и этнонациональными нормами морали [1, с. 34].
Современная украинская, крымскотатарская и армянская семья – это прежде всего, сложная многопоколенная, моногамная семья с присущей для неё культурными традициями, которые сохранили свой язык и культуру, особую систему воспитания, которое основывается на соответствующих этично- ценностных взаимоотношениях между взрослыми и детьми, эффективность которых подтверждается историческим и жизненным опытом народа.
Выводы по данному исследованию. В культуре Кавказа (Армения, Осетия, Чечня) и до сих пор существует четкая та жесткая иерархия относительно отношений между мужчиной и женщиной, дифференциации поло-семейных обязанностей, которые становятся главным образцом поведения для детей в будущем. Традиционные ценности Запада, современного общества существенно не повлияли на особенности воспитания мальчиков и девочек в армянский семье, но отношение к межэтническим бракам стало более толерантным и разрешенным. Однако взаимоотношения между мужчинами и женщинами остаются консеквентными [7, с. 29].
В культуре многих восточных этносов, народов к настоящему сохранилась тенденция доминирования мальчика, предоставление ему большего статуса в семье и обществе чем девочке. Но еврокультурное влияние Запада и привлечение восточных этносов (в нашем случае – крымских татар) к ценностям и требованиям современной цивилизации, общества в реальности происходит довольно неэффективно и необоснованно.
В культуре еврейского этноса выявленная сложная иерархия матриархата, где матери или старший женщине подчиняются все члены семьи и она пользуется большим почетом и авторитетом, но этот «закон» приобретает силу только после бракосочетания, создания семьи. Традиции, ценности современного общества были воспринять частично, а основные культурные компоненты полоролевого воспитания не менялись, а связь с собственной культурой не терялась. В семьях ортодоксальных евреев (классические иудеи) не отмечались изменения относительно воспитания и образования детей, они закрыты для изучения и участия в любых исследованиях.
Культура славянских народов оказалась наиболее восприимчивой и гибкой в вопросах распределения поло-семейных ролей и обязанностей. Современные еврокультурные ценности были приняты и использованы в полоролевой социализации человека, воспитании мальчиков и девочек из представителей славянского этноса. Отношение к женщинам и мужчинам менялось за потребностью общества, не вызывая негодования и недовольства.
Разные этнические культуры приписывают существенно отличные семейные роли мужчине и женщине, но не существует такого общества, где содержание половых ролей полностью совпадало. Основными факторами социализации личности выступают разные элементы социальной среды, с которыми взаимодействует личность в процессе социальной деятельности, общения и воспитания. Степень их взаимодействия, как и других факторов, определяется существующими традициями, стереотипами, символами. Никакое поколение не может обойтись без тех запасов культуры, знаний, традиций, этических норм и других ценностей, которые были накоплены и внедряются в его сознание, и в последствии, становятся для него неотделимо родным и близким. Представители нового поколения осознают, что все материальные ценности и социальный процесс, без чего они не смогли бы сделать никакого шага вперед, созданы в течение всей его истории существования.
- Литература:
Еремева В. Д. Девочки и мальчики – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремева, Т. П. Хризман. - СПб: Тускарора, 2001. - 184 с.
Кравець В. П. Теорія і практика підготовки учнівської молоді до сімейного життя : дис. … доктора пед. наук : 13.00.01 / В. П. Кравець. - Тернопіль, 1997. - 384 с.
Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - М., 2004. – 408с.
Воспитание детей. Общие принципы воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.koran.ru./istina-islam/.
الفرابي أبو النصر: "كتاب تحصيل السعادة" دار الفرابى الياسين بيروت 1983 ص566.
Аль – Фараби Абу – Наср. Китаб тахсиль ас-са’ада (Книга о достижении счастья) / опубл. Аль-Фараби Ааль Ясина. - Бейрут, 1983. - 566 с.
Абоян Хачатур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pedagogic.ru/persons/item/f00/.
Жеран Кан [Электронный ресурс] / Жеран Кан. - Режим доступа: http:// www.jerusalem- korczak – home//kan/kan/9 html 12.
Мордехай Броер. Начало Гаскалы [Электронный ресурс] / Броер Мордехай. - Режим доступа: http:// www.ort. Spb/ru/nesh/broer.
Френсис Натаф. Кризис иудаизма и еврейское образование [Электронный ресурс] /Натаф Р. Френсис.-Режим доступа: http:// www.lookstein.org/russian/pedagogika/krizis.