Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции
Авторы: Янченко Инна Валериевна, Окунева Валентина Семеновна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 730 раз
Библиографическое описание:
Янченко, И. В. Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции / И. В. Янченко, В. С. Окунева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/156/ (дата обращения: 23.%м.2025).
Лабораторный практикум по дисциплинам естественнонаучного профиля занимает важнейшее место в формировании профессиональной компетенции инженера, так как формирует навыки и умения, необходимые для организации и проведения экспериментальных исследований. Анализ литературы, посвященной организации практикумов показывает, что ученые и педагоги стремятся создать образовательную технологию, которая в отличие от традиционных способов проведения лабораторных практикумов, позволит исключить формализм в выполнении работ практикума, который неизбежен при его выполнении строго по методическим указаниям.
Исследовательская
ориентация учебного процесса при выполнении,
обработке, анализе результатов, вычислении погрешностей и оценки
достоверности результатов эксперимента учит студента сомневаться и
проверять информацию, доказывать собственное мнение и отстаивать
результаты. При этом активизируются познавательные способности
студентов, развиваются умения и навыки исследовательской
деятельности. Виртуальные лабораторные работы и модели не дают
практических навыков работы с реальным оборудованием, при их
выполнении нет неизбежно возникающей особой атмосферы сотрудничества
преподавателя и студента.
В качестве одной из исследовательских работ, мы предлагаем студентам с помощью конденсатора с известной электроемкостью определить электроемкость неизвестного конденсатора и проверить законы параллельного и последовательного соединения конденсаторов с помощью «мостика Уинстона».
Студенту
предлагается самостоятельно собрать мостик Уинстона из приборов:
конденсаторы, реохорд, реостат, источник тока, гальванометр, набор
проводников и провести эксперимент, подтверждающий закон
параллельного и последовательного соединения конденсаторов (см.
рисунок). На
стадии теоретической части исследования с помощью правил Кирхгофа
студент выводит формулу для экспериментального определения
неизвестной электроемкости конденсатора
по известной электроемкости конденсатора
.
Идея, лежащая в основе
экспериментальной части исследования: собираем мостик Уинстона с
одним конденсатором неизвестно электроемкости и добиваемся нулевой
разности потенциалов между точкой М и движком реохорда. Определив
длины плеч реохорда, вычислим электроемкость неизвестного
конденсатора
,
по известной электроемкости конденсатора
.
С каждым конденсатором, включая их последовательно в цепь, проводим эксперимент и по формуле определения электроемкости неизвестных конденсаторов:
где
-
емкость неизвестного конденсатора,
-
емкость известного конденсатора,
-
правое плечо реохорда,
-
левое плечо реохорда.
Результаты первой части эксперимента по определению электроемкости двух конденсаторов представлены в таблице 1.
Таблица результатов №1
№ опыта |
Конденсатор №1 |
Конденсатор №2 |
|||||
1 |
1 |
10 |
40 |
4,00 |
7 |
43 |
6,14 |
2 |
2 |
18 |
32 |
3,56 |
13 |
37 |
5,69 |
3 |
3 |
22 |
28 |
3,82 |
16 |
34 |
6,38 |
Среднее значение |
3,79 |
Среднее значение |
6,07 |
После
измерений и вычисления электроемкостей конденсаторов
и
проверим соблюдение законов
параллельного и последовательного соединения конденсаторов для этого
соединяем их
параллельно и подключаем в цепь в точках АМ, как подключали один
конденсатор. Выше описанным способом добиваясь нулевой разности
потенциалов между точками М и движком реохорда экспериментально
определяем их электроемкость, как электроемкость одного конденсатора.
Результаты эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица результатов №2
Параллельное соединение |
||||
№ опыта |
результаты эксперимента |
|||
1 |
1 |
5 |
45 |
9,00 |
2 |
2 |
8 |
42 |
10,50 |
3 |
3 |
12 |
38 |
9,50 |
9,67 |
Далее
разбираем параллельное соединение конденсаторов
и
и соединяем их последовательно, подключив в цепь в точках АМ.
Добиваясь нулевой разности потенциалов между точками М и движком
реохора экспериментально определяем их общую электроемкость при
последовательном соединении. Результаты эксперимента представлены в
таблице 3.
Таблица результатов №3
Последовательное соединение |
||||
№ опыта |
результаты эксперимента |
|||
1 |
1 |
13 |
37 |
2,85 |
2 |
2 |
15 |
35 |
2,33 |
3 |
3 |
18 |
32 |
1,78 |
2,32 |
Для проверки полученных результатов эксперимента используем формулы для вычисления электроемкости параллельно и последовательно соединенных конденсаторов. Для параллельного соединения:
где
- теоретическое значение емкости батареи при параллельном соединении,
- экспериментальное
значение емкости первого конденсатора,
- экспериментальное значение емкости второго конденсатора.
Для последовательного соединения:
где
- теоретическое значение емкости батареи при последовательном
соединении,
- экспериментальное
значение емкости первого конденсатора,
- экспериментальное значение емкости второго конденсатора.
Полученные результаты эксперимента студент сводит в одну таблицу 4.
Таблица результатов №4
3,79 |
6,07 |
9,67 |
9,86 |
2,32 |
2,33 |
Сравнивая экспериментальное и теоретическое значения емкости конденсаторов при параллельном соединении, видим, что отклонение составляет:
Сравнивая экспериментальное и теоретическое значения емкости конденсаторов при последовательном соединении, видим, что отклонение составляет:
Анализ полученных результатов студентом приводит к выводу о допустимости и довольно высокой точности использования «мостика Уинстона» для определения неизвестной электроемкости конденсатора по известной электроемкости.
Наблюдение на протяжении нескольких семестров за поведением и реакциями студентов первого курса на свой первый, конечно не без участия преподавателя, научно-исследовательский опыт показало, что исследовательский метод проведения лабораторных практикумов активизирует познавательную деятельность и способствует созданию положительной мотивации, что, безусловно, сказывается на изучении дисциплины в целом. Студент на своем опыте осознает, что полученные знания являются средством для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач.
В этом состоит ценность лабораторного практикума в техническом ВУЗ, он способствует формированию профессиональных компетенций инженера, деятельность которого заключается в решении технических задач, совершенствовании и внедрении новых технологий.
Необходимо отметить, что исследовательский метод проведения лабораторного практикума требует от преподавателя изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей студента, индивидуального руководства процессом деятельности студента на практикуме, перспективного планирования их деятельности. Невозможно и нет необходимости превращать весь процесс обучения в исследование, необходимо разумное сочетание исследовательского подхода и традиционного проведения лабораторного практикума. Особенность работы в лабораториях физики связана с постоянным индивидуальным общением преподавателя и студента, именно поэтому на лабораторном практикуме возможно, создать оптимальные условия для формирования исследовательских компетенций.
Литература:
Т.И. Трофимова. Курс физики в 2-х томах.- М.:Высшая школа, 1997.- Т.1.- 188с.