Организация воспитательной деятельности в интегрированном образовательном пространстве
Автор: Калиновская Светлана Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 549 раз
Библиографическое описание:
Калиновская, С. А. Организация воспитательной деятельности в интегрированном образовательном пространстве / С. А. Калиновская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/181/ (дата обращения: 18.12.2024).
Данная статья направлена на раскрытие актуальных проблем образовательно- воспитательного пространства современной школы, где значительное место наряду с общими вопросами образования и воспитания стали занимать проблемы оздоровления подрастающего поколения. Задачи развития духовно-нравственной личности и социально- профессиональной деятельности человека тесно связаны с валеологической культурой учащихся, эффективность воспитания которой кроется в сфере субъективных факторов, характеризующих личностные компоненты, специфику социальной жизни человека и взаимоотношения с окружающей средой.
Изучены исторические аспекты вопросов здоровьесбережения в образовательной среде, проанализированы наиболее эффективные подходы в применении методик оздоровления учащихся и направления формирования позитивной цели жизни, воли и стремления личности к духовно-нравственному познанию собственного и общественного здоровья. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале образовательно-воспитательного пространства, помогают определить ценностные приоритеты для учащихся и возможности реализации нескольких моделей здоровьесбережения.
Ключевые слова: образовательное пространство, валеологическая культура, профессиональная компетентность, здоровьесбережение, педагогические технологии, здоровый образ жизни.
В классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания значительное место стали занимать проблемы оздоровления подрастающего поколения, ведение здорового образа жизни, комфортный режим учебного труда, привитие санитарно- гигиенических навыков. Именно во второй половине 20 века положено начало интеграции социологических, психологических, педагогических, медицинских подходов к вопросам здоровья и взаимосвязи природной социальной среды, школы, семьи в решении этой многогранной проблемы – по формированию валеологической культуры человека и общества всецело. Анализ историко-педагогических факторов, норм формирования здорового образа жизни показал, что на разных этапах развития человечества имело место различное понимание важности физиологического направления по охране здоровья детей. Безусловно, оно зависело от условий развития цивилизации, национальных, религиозных, светских представлений о человеке, его здоровье и болезнях. Различные исторические парадигмы воспитания – авторитарная и гуманистическая – по разному определяли отношение к ребенку (растущему человеку), как объекту социально-педагогической защиты, акцентировали внимание на тех или иных приоритетах охраны и развития его здоровья.
Здоровый организм – как саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся динамичная биологическая система самоуправления процессами жизнеобеспечения является сложно многозначной проблемой, так как ещё недостаточно познаны те объективные законы природы, которым она подчиняется, саморегулируется. Именно этот принцип лежит в основе развития здорового образа жизни человека.
В последние два десятилетия наблюдается рост интереса к валеологической культуре общества и его граждан, связываемое актуализацией социальной позиции индивида в воссоздании и развитии цивилизованного общества. Занимая особое место в системе воспитания подрастающего поколения, валеологическая культура теснейшим образом связана с духовно-нравственной сферой личности и социально- профессиональной деятельностью человека. Больше возможности повышения эффективности воспитания валеологической культуры кроется в сфере субъективных факторов, характеризующие личностные компоненты деятельности, а также факторов, обусловленных спецификой социальной жизни человека, их взаимоотношениям с окружающей средой. С этой точки зрения принципиальное значение имеет положение о том, что поведение и структура личности, в противоположность большинства соматических признаков, в значительной степени является результатом усвоения личностью норм ценностей социальной природы. Это предполагает при рассмотрении специфики влияния социального окружения на деятельность подростков в процессе формирования их личности, акцентировать внимание на месте здорового образа жизни (валеологической культуре) в системе ценностей того социального окружения, в котором живет и развивается человек, особенностях взаимоотношений микросферы и личности, структуры и динамики мотивов валеологической деятельности.
Таким образом, валеологическая культура является частью общечеловеческой, гуманистической культуры, рассматривается нами как основа форм развития здорового образа жизни подрастающего поколения, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование психолого-педагогических компонентов организма развивающейся личности, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям окружающей среды, формируется позитивная потребностно-мотивационная сфера, черты характера в целом. Следовательно, это педагогический процесс, направляемый на формирование не только физического здоровья, но и психофизиологических, мотивационно-волевых качеств личности.
Образовательно-воспитательная среда учебно-воспитательных институтов рассматривается специалистами как система влияния условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащих воспитательные образцы в пространственно-предметном окружении.
Такая среда складывается во взаимодействии инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, высокотехнологичных средств обучения и воспитания и требует нового подхода в построении взаимоотношений на ценностях отечественной культуры на здоровьесберегающих принципах с родителями, педагогами, окружающими близкими людьми. Мы считаем, что валеологическая культура, духовный мир и здоровый образ жизни подрастающего поколения во многом зависят от психологического климата, духовно-нравственной атмосферы в образовательном учреждении, в семье и других социальных институтах, от профессиональной компетенции педагогического коллектива.
Следует отметить, что любое воздействие внешней среды на организм определяется особенностью этой среды, которое характеризуется постоянной изменчивостью и одновременным влиянием множества объективных и субъективных факторов. Следовательно, ответная реакция организма неоднозначна. Под влиянием этих воздействий в определенной мере происходит изменение внутренней среды организма (в т.ч. психомоторика) и вызывает адаптационно-компенсаторные механизмы. Внешняя среда в определенной мере формирует и структуру, и функции организма.
Заметим, что система валеологического воспитания предусматривает также учет специфики школы и возрастных особенностей учащихся. Одно из ведущих принципов валеологического воспитания – это формирование позитивной цели жизни, воля и стремление к духовно-нравственному познанию.
При рассмотрении сущности образовательно-воспитательного пространства мы исходим из того, что организация любого множества предполагает упорядочение его элементов вокруг центра тяготения и четко ограниченной области его воздействия. По отношению к образовательно-воспитательному пространству это означает необходимость определить, какие ценностные приоритеты в этом пространстве, из каких воспитательных компонентов оно складывается.
В зависимости от решения этих вопросов в принципе возможна реализация нескольких моделей образовательного пространства.
Наиболее привлекательной представляется модель единого образовательного пространства в пределах малого города, при условии сохранения устойчивых возможностей выхода на связь в «большое» образовательное пространство (и поэтому сохранения соответствующего уровня), создаются оптимальные возможности взаимодействия всех структур в обеспечении творческого решения проблемы формирования необходимой воспитательной среды (в том числе обеспечивающих гуманистическую направленность, валеологическую культуру и т.д.). Такого типа города являются в этом плане наиболее привлекательными по ряду причин: во-первых, малые города – наиболее часто встречающаяся административно-демографическая единица страны. Их много, они – основа России. Все малые города компактны, являются носителями культурно-исторических традиций, решают примерно одни и те же проблемы развития, достаточно автономны и в какой-то степени закрыты по отношению к окружающему миру. Располагают небольшой и поэтому хорошо управляемой сетью образовательных учреждений.
Мы считаем, что содержательную структуры концепции развития (формирования) единого образовательно-воспитательного пространства составляет учет особенностей национального состава населения в содержании образования и воспитания; медико-психолого-педагогическое, санитарно-профилактическое обеспечение обучения и воспитания деятельности психо-диагностической службы города; активное, результативное участие семьи в учебно-воспитательном процессе; уровень взаимодействия с другими структурами образовательно-воспитательного пространства в т.ч. образования и культуры, здравоохранения, а также семьи и школы.
При организации воспитательной деятельности в интегрированном образовательно-воспитательном пространстве нужно направить усилия на оптимальное сочетание ценностей традиционной культуры по формированию здорового духовно-нравственного, физиолого-психологического образа жизни с современными инновационными педагогическими технологиями, целенаправленный на обеспечение высокого уровня участия семьи – первичной ячейки общества – в учебно-воспитательном процессе, на привнесение в массовое педагогическое сознание населения (находящиеся преимущественно на обыденном житейском уровне) компонентов более высокого уровня самосознания, связанных ценностями валеологической культуры.
Мы считаем, что создание психолого-диагностического центра позволяет оптимально решить эту проблему и дифференцированно организовать воспитательную деятельность в образовательно-воспитательном пространстве. В этих условиях создание службы валеологического обеспечения здорового образа жизни детей и подростков во время пребывания в образовательном пространстве будет проходить и как реализация единой программы в отдельной школе.
Следует отметить, что анализ важнейших показателей сформированности образовательного пространства микро, макросоциума, является его педагогическим потенциалом. Поэтому внимание необходимо уделять подготовке профессионально компетентных педагогов и творческому росту учителей.
Важнейшая задача в этой проблеме – добиться согласованных действий всех участников воспитательной деятельности: образования, культуры, здравоохранения, госсанэпидемнадзора, семьи, школы. Все эти вопросы должны быть определены в рамках программы, контролируемой местной администрацией района, города, микрорайона.
В модели системный подход реализуется через решение комплекса задач по созданию в школе здоровьеразвивающей воспитательной аксиологически целостной среды, которая включает физкультурно-оздоровительный комплекс, воспитывающий культуру духовного самосовершенствования, навыки социально-ценностного поведения как основного средства формирования валеологической культуры в общей системе духовно-нравственного социально-этического воспитания.
При рассмотрении сущности структуры здорового образа жизни мы видели структурные компоненты, которые взаимосвязаны друг с другом, но, вместе с тем, обладают определенной самостоятельностью. Влияние компонентов ЗОЖ на личность в целом может меняться на различных этапах его становления. Поэтому мы считаем целесообразным, чтобы основное направление нашей работы было ориентировано на развитие всех компонентов валеологической культуры, что нельзя сделать без раскрытия особенностей развития ее отдельных структурных компонентов.
С целью проверки выдвинутой гипотезы о содержании и уровнях развития культуры здоровья учащихся на следующем этапе нашего исследования нами был разработан комплекс диагностических методик, ориентированных на выделенную ранее совокупность признаков проявления исследуемого личностного качества.
При разработке комплекса диагностических методик мы исходили из следующих положений:
Комплекс должен включать методики, направленные на диагностику всех выделенных нами компонентов.
Комплекс должен быть репрезентативен определенной нами системе признаков проявления компонентов.
Все диагностические методики должны быть разбиты на группы, соответствующие структурным компонентам.
Часть методики была адаптирована нами к условиям нашего исследования, частично были использованы известные методики изучения отдельных компонентов, в частности мотивационно-ценностного. Отдельные методики разрабатывались самостоятельно.
В нашем исследовании использованы методы наблюдения за учащимися, студентами в процессе учебной деятельности: интервьюирование педагогов, беседы со студентами, анализ продуктов деятельности, - что помогло нам уточнить содержание, появление и оптимальные условия развития ЗОЖ развивающей личности на различных уровнях. При этом интервьюирование проводилось автором, а наблюдение и анализ деятельности – автором совместно с педагогами-экспертами, поскольку последние хорошо знали учащихся, обучая их в течение ряда лет.
В процессе организации наблюдения за воспитанниками, как в учебной, так и во внеучебной деятельности использовались не только естественные, но и специально созданные ситуации с целью выяснения уровня развития исследуемого качества. Результаты этой работы обсуждались с педагогами при участии студентов-практикантов и учитывались при написании монографических характеристик проявления различных составляющих ЗОЖ личности и всего качества в целом на каждом уровне его развития.
Как показывают результаты нашего исследования, в процессе обучения восприятие здоровья и здорового образа жизни студентами изменяется в сторону объективного осознания их как социальной ценности, целенаправленной к будущей профессиональной деятельности. Все это создает дополнительные стимулы студентам – будущим педагогам – к овладению педагогическими умениями, навыками формирования здорового образа жизни, валеологической культурой в целом. Такая форма организации образовательной деятельности студентов педагогических учебных заведений идет от осознания личностной значимости знаний о здоровье к осознанию их как социально значимых, необходимых им в будущей педагогической деятельности. Такое восприятие студентами этого феномена намного облегчает им процесс усвоения знаний о здоровье и здоровом образе жизни и настраивает целенаправленно приобретать знания и навыки как профессионально-педагогические качества.
- Литература:
Виленский М.Я., А.Г. Горшков. Основы здорового образа жизни: Учебн. пос. - М.: МНЗПУ, 1995. - 90 с.
Жолдак В.И., Л.А. Калинкин. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы //Теория и практика физической культуры, 1997, № 8, с. 2-7.
Зайцев В.П., И.Д. Варавин, И.И. Варавин и др. Здоровье человека и профилактика заболеваний. - Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 216 с.
Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988. - 144 с.
Лишук В.А., Е.В. Мосткова. Девять ступеней к здоровью. - М.: Книжная Компания, 1997. - 320 с.
Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск: Беларусь, 1994. - 350 с.
Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования / Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / СибГАФК. Омск, 1997. - 172 с.
Шнайдер В.Х., Трещева О.Л., Павлова И.В. и др. Содержание профессиональной подготовки студентов СибГАФК по специальности 040700 - "Валеология" // Физкультурное образование Сибири, 1998, № 2, с. 38-46.
Брегг, С. Здоровье и долголетие. М.: Просвещение, 1996.
Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Наука, 2001. - 416 с.
Казначеев, В.П. Основы общей валеологии / Казначеев, В.П., Склянова Н.А. Новосибирск: Наука, 1998. - 78 с.