Рекомендации по обучению слушателей старшей возрастной категории работе на компьютере
Автор: Вернова Наталья Евгеньевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Вернова, Н. Е. Рекомендации по обучению слушателей старшей возрастной категории работе на компьютере / Н. Е. Вернова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/261/ (дата обращения: 16.11.2024).
Нам всем посчастливилось жить в интереснейшее время новаций и перемен, когда окружающий мир стал кардинально меняться, стремительно совершенствуясь во всех ключевых направлениях жизнедеятельности человека. Развитие информационных и нано технологий повлекло за собой и развитие общества в целом. Появилась потребность в кадрах высокой квалификации. Вместе с тем, знаний полученных людьми в школьные и студенческие годы стало катастрофически не хватать. Возникла острая необходимость получения новых, созвучных времени умений и навыков. В частности, на первый план вышла проблема получения и углубления знаний в области компьютерных технологий. Это явилось наиболее актуальной задачей для лиц старшего и среднего возраста и в первую очередь коснулось педагогов и работников образования. В определенный момент времени стало невозможным для педагога быть компьютерно не грамотным, в то время как учащиеся и студенты уже овладели информационными и интернет технологиями.
В период работы в методическом центре, я обучала преподавателей различных дисциплин, тренеров, мастеров производственного обучения основам работы на компьютере. Большая часть слушателей составляли люди старше пятидесяти лет. Хочу заметить, что взаимодействовать с данной возрастной категорией было довольно интересно, хотя трудностей на моем пути вставало не мало.
Дело в том, что педагоги, отработавшие уже более тридцати лет, являлись с одной стороны профессионалами в своём деле и в то же время оставались совсем не опытными в сфере компьютерных технологий. Возникал определенный диссонанс, когда умный, творчески мыслящий человек вдруг замыкался, становился пассивным и «вешал на себя ярлык» устаревшего и немощного.
Справиться с этим, то есть убедить человека в том, что нет никаких преград, в быстром и качественном усвоении им нового для него учебного материала, и явилось для меня самой трудной задачей. Чтобы преодолеть поставленные слушателями барьеры, я вывела ряд правил и рекомендаций.
Перед началом семинара необходимо разработать для каждой конкретной группы слушателей методическое пособие. Оно должно содержать две части «Базовый уровень» и «Углубленный уровень». Причем базовая часть обязательна к изучению, а углубленная – рассчитана на слушателей, которые успешно справятся с основным курсом и проявят интерес к более сложным моментам. Первая часть пособия должна состоять из нескольких простых уроков, можно назвать их шагами, причем количество «шагов» не должно превышать десяти, с тем, чтобы на первом же занятии вы сразу могли объявить, что представляемый вами курс, слушатели освоят всего за десять простых шагов. Это очень обнадёжит курсантов, снимет с них груз размышлений о тяжести получения новых знаний и строго очертит границы их учебной деятельности. Кроме того, каждый «шаг» необходимо пронумеровать и разбить на несколько еще более простых действий, с тем, чтобы он представлял собой четкий алгоритм. Визуально структура каждого алгоритма должна располагаться на листах формата А–4 в виде машинописного текста выполненного крупным шрифтом, например шестнадцатым или восемнадцатым (нужно учитывать возможные проблемы со зрением).
Более того, необходимо снабдить каждое действие алгоритма пояснительной иллюстрацией, с тем, чтобы слушатель курсов мог контролировать выполнение заданий, сверяясь непосредственно с картинкой на экране монитора. Все созданные «шаги» нужно собрать в один пакет, но не скреплять. Курсанты должны иметь возможность свободно вынимать листы из методички, чтобы в случае необходимости быстро повторить действия предыдущих шагов, просто вынув лист с нужным номером.
Следующий важный момент в работе с группой старшей возрастной категории, состоит в том, чтобы её наполняемость не превышала десяти участников, оптимальное количество соответствует пяти слушателям. Это позволит в полной мере применить индивидуальный подход к каждому из них.
В этой связи возникает другая проблема – это правильное общение преподавателя с курсантами.
Молодым преподавателям, которые только начинают свою работу со слушателями старшей возрастной группы, следует учитывать, что данная категория не всегда усваивает материал так быстро как, например, молодежь или подростки. Это связано с тем, что взрослый человек, в отличие от ребенка пытается сразу же переосмыслить только что полученную информацию через призму своих знаний и опыта. Все это занимает определенное время и наша задача увести его от лишних ненужных рассуждений, предоставив четкую траекторию движения «по шагам».
Пройдя сначала, может быть, механически, урок за уроком слушатель на определенном этапе начинает понимать всю простоту и логичность выполняемых им действий. И, наконец, происходит осознание того, что материал им усвоен полностью. Это сразу же сказывается на его эмоциональном состоянии, и в этот момент у курсанта возникает готовность идти вперед, то есть попробовать решить более серьёзную проблему! И вот теперь ему можно предоставить более сложное задание, как второй, «продвинутый» этап курса. Окрыленный успехом, это задание, он будет выполнять с удовольствием, забыв о своих прежних проблемах.
И последний момент, на который я хотела бы обратить внимание. Общайтесь со слушателями на равных. При работе со старшей возрастной группой уделяйте больше внимания индивидуальному общению с каждым её представителем. При необходимости объясняйте ход любого алгоритма столько раз, сколько потребуется для успешного усвоения материала каждым курсантом. При правильном выполнении задания, обязательно сообщайте об этом слушателю, в противном случае, предлагайте пройти очередной этап занятия совместно. Не оставляйте надолго курсанта наедине с самим собой, при первой же неудаче он неизбежно поставит на себе клеймо «неспособного к обучению» и это перечеркнет всю вашу педагогическую работу.
Используя приведенные рекомендации, я обучила более двухсот человек, все они на данный момент уверенно используют компьютер в своей профессиональной деятельности.
Обучая взрослых людей, я поняла, что вместе с навыками и умениями работы на компьютере, слушатели курсов приобретают еще и уверенность в завтрашнем дне, чувствуют себя современными и востребованными обществом.
Меня вдохновляет моя деятельность, ведь нет ничего прекраснее, чем глаза человека, который только что поверил в себя и ощутил способность вновь познавать мир!