Самореализация девушек-регбисток в контексте формирования их культуры самостоятельной работы
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Соловьева Евгения Владимировна, Трофимова Екатерина Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Самореализация девушек-регбисток в контексте формирования их культуры самостоятельной работы / О. А. Козырева, Е. В. Соловьева, Е. Н. Трофимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/264/ (дата обращения: 16.11.2024).
- В современном мультисредовом пространстве
неоднозначность в обосновании феноменологических и
методико-методологических возможностей понятийного аппарата
современной педагогики в структуре категории «самореализация»
обусловлена тем, что данное понятие педагоги, социологи, психологи
рассматривают как процесс
с его звеньями и составными элементами, системно отражающими ход
самого явления; как механизм,
предполагающий наличие сил, двигательных актов в
антрополого-гносеологической системе, фасилитирующий социализацию,
самосовершенствование, адаптацию и многие другие
педагогически-ценные компоненты продуктов человеческого
мыслетворчества и сотрудничества; как категорию,
возможности коей лежат в плоскости акмеаксиологических возможностей
воспитательно-образовательного поля, включающего человека в
структуре деятельности и общения в социально и личностно важные
отношения, где результат взаимодействия представляет собой первично
продукт внутреннего преобразования, а вторично – среды и
культуры, деятельности и отношений; как функцию
мультисредового конгломерата, синергетически координирующую все
выделяемые микро-, мезо-, макро- и мегасистемы и среды,
обеспечивающие жизнеспособность как самой мультисреды и
мультисистемы, так и каждого ее элемента в условиях трансформации и
ретрансляции базовых и полисубъектных ценностей и ценностных
ориентаций в деятельности и общении, фасилитирующих стимулирование
данной функции и результат изменений в средах и самом явлении; как
явление, выделяющее
человека из среды и обеспечивающее его востребованность в социально
значимых формах субъектно-личностных отношений и структурах
антропологического пространства, подталкивающих каждого в нем к
развитию внутреннего мира с его уникальной природой и способностью
реагировать на изменения в различных видах деятельности и внешних
ресурсных и результативных актов изменений внутреннего, коие
системно дополняют и трансформируют объектный и субъектный потенциал
человеческого в человеке; как условие,
связанное с получением необходимого, социально и личностно значимого
явления или феномена, предопределяющего достижение той или иной
педагогически обусловленной цели (совокупности задач) и, как
следствие, получение субъектно- и социально-программируемого
результата и пр.
- В нашем случае мы будем понимать под самореализацией – результат включения девушек-регбисток в систему спортивных, нормативно-правовых, культурно-исторических, профессионально-педагогических отношений, где вершина развития склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, целей лежит в плоскости спортивных достижений и не нарушает гармонии внутренних и внешних преобразований, предопределяющих развитие как смысл и ценность, как процесс и условие сосуществования в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, фасилитирующих создание (получение) материальных и морально-нравственных благ как итога жизнедеятельности на любом этапе становления и развития личности и команды в целом.
- Феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т.к., с одной стороны, – это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, – это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
- Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющая ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. КСР – это составная часть культуры, определяющая развитие и формирование личности.
- Формирование КСР, определяемой нами как совокупности формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В таком контексте под личностью мы понимаем человека, который имеет позитивную систему ценностей, создает реализуемые на практике условия самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
- Примеров такого рода практики в мировой культуре и истории предостаточно, ведь все инновационные эволюционные и революционные модели, методы, методики, технологии и средства в структуре своей имеют данный механизм, реализованный в контексте идей гуманной и гуманно-личностной педагогики. Не исключение и наличие спортивных достижений СДЮШОР «Буревестник».
- В нашем случае мы будем понимать под самореализацией – результат включения девушек-регбисток в систему спортивных, нормативно-правовых, культурно-исторических, профессионально-педагогических отношений, где вершина развития склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, целей лежит в плоскости спортивных достижений и не нарушает гармонии внутренних и внешних преобразований, предопределяющих развитие как смысл и ценность, как процесс и условие сосуществования в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, фасилитирующих создание (получение) материальных и морально-нравственных благ как итога жизнедеятельности на любом этапе становления и развития личности и команды в целом.
В 1994 году на Кубке Мира в Шотландии состоялся дебют наших девушек в составе сборной России по женскому регби. И с этого этапа команда СДЮШОР «Буревестник» является базовой для сборной страны и принимала участие в различных международных соревнованиях проходящей в Германии, Голландии, Гонг-Конге и др.
В 2002 году команда СДЮШОР «Буревестник» признана «Лучшей командой Кузбасса».
В 2004 году лучшие игроки: Соловьева Евгения, Думлер Марина, Щукина Ксения, Кауфман Ольга, Габидулина Рада, Мелкова Алина, Синева Дарья, Морозова Ольга, Харитонова Оксана были награждены медалями Кемеровской области.
В мае 2005 года в г. Зеница (Босния) воспитанницы школы олимпийского резерва в составе сборной в группе стали чемпионками Европы. Они защищали честь страны и на Чемпионате Европы по регби – 7 в г. Прага(Чехия), Попав в 10-ку лучших, и в соревнованиях на Кубок шести наций.
В 2007 году ,подтверждая свой рейтинг Команда «Буревестник» выступала в составе сборной команды страны в Чемпионате Европы г. Мадрид (Испания).
В мае 2008 года в Амстердаме (Голландия) на Первенстве Европы по регби-15 женская команда «Буревестник» в составе сборной России одержала уверенную победу, обыграв сборные команды Финляндии, Румынии, Бельгии и Франции. В копилке команды – одиннадцать золотых медалей Чемпионата России, семь Кубков страны, «золото» Европейского первенства, «серебро» и «бронза» первенства Казахстана, и Чемпиона Азии.
В 1994 году девчонки дебютировали в международных соревнованиях. С тех пор ни одно из международных соревнований, где принимала участия российская дружина, не обходились без новокузнечанок. В апреле прошлого года в Боснии воспитанницы школы олимпийского резерва в составе сборной в группе стали чемпионками Европы. Они защищали честь страны и на Чемпионате Европы по регби-7, попав в десятку лучших, и в соревнованиях на Кубок шести наций. Кстати, мужские сборные такими результатами похвастать не могут.
За время существования команды «Буревестник» звание «Мастер спорта России» получили 28 спортсменок. Такие игроки, как Евгения Соловьева, Марина Думлер, Ксения Щукина, Ольга Морозова неоднократно входили в десятку лучших спортсменов города и области.
В 2002 году «Буревестник» был признан лучшей командой Кузбасса.
Разберем возможности моделирования в структуре формирования КСР девушек-регбисток. Так, в модели уровней функционирования КСР выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей [3].
- Первый уровень – это объектный,
здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу,
объект в своем исконном изучении, самопознании,
самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР
первого уровня (объектного) определяются владением способами
фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы,
тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), а также
репродуктивными познавательными актами в познании системы адаптивных
методов и средств в занятиях регби.
- Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Это продумывание и реализация стратегии и моделей коллективной и индивидуальной (для каждого игрока) игры в регби.
- Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирования и внедрения моделированных средств. Данный уровень отражается на методико-методологическом поле гносеолого-герменевтических единиц занятий регби, т.е. это всевозможные учебные и учебно-методические пособия, монографии и пр.
- Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах. Данный уровень определяется наличием учеников у учеников-выпускников СДЮШОР «Буревестник», их достижениями в области методики и методологии игры в регби.
- Феноменология термина «культура самостоятельной работы» изучена не полностью, вариативные аспекты моделирования и апробации моделей формирования КСР педагога, а также модели формирования КСР и самореализации девушек-регбисток представляют интерес в той степени, в которой они позволяют решать задачи и проблемы системы современной педагогической науки.
- Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Это продумывание и реализация стратегии и моделей коллективной и индивидуальной (для каждого игрока) игры в регби.
Литература:
- 1. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
- 2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
- 3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
- 1. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.