Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений
Автор: Рюхова Нина Фёдоровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 615 раз
Библиографическое описание:
Рюхова, Н. Ф. Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Рюхова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/265/ (дата обращения: 18.12.2024).
Современная модель образования до 2020 года, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, в которых значительное место занимают инновационные процессы, обусловливающие необходимость поиска адекватных механизмов обеспечения качества во всех организационных структурах системы образования. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ и составлению отчёта о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования), согласно Федеральному закону Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» [4, с. 6].
Самооценка является эффективным методом работы над улучшением качества образования. Она – составная часть процедур любой системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO 9000:2000. «Основной целью внедрения самооценки является улучшение работы организации. Однако сам по себе процесс самооценки ещё не обеспечивает совершенствования деятельности организации, он обеспечивает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно достичь улучшения, а также позволяет дать оценку деятельности в баллах. Если результаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий, она не даст эффекта» [2, с. 26].
Самообследование - один из инструментов внутренней мотивации к улучшению деятельности по оказанию образовательных услуг. К нему можно отнести конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования», который проводится на региональном и муниципальном уровнях среди школ Забайкальского края с 2005 года. Актуальность проведения конкурса ВСК определяется рядом аспектов, основным из которых является переход к комплексной оценке качества подготовки выпускников в образовательном учреждении. Цель данного конкурса – стимулировать общеобразовательные учреждения к поиску современных методов управления в области качества, к проектированию и внедрению внутришкольных систем обеспечения качества подготовки выпускников. Основная задача – «проведение независимой внешней экспертизы эффективности системы обеспечения качества ОУ, результаты которой ОУ могут использовать для совершенствования внутренних процессов управления и повышения качества образовательного процесса, обобщения и распространения опыта школы по созданию СМК» [1, с. 72]. В «Руководстве для участников конкурса «Внутренние системы обеспечения качества образования» изложены положения по его организации, экспертной оценке деятельности образовательного учреждения и подведению итогов. Методической основой служит модель конкурса на премию Правительства РФ, которая включает две группы критериев: критерии первой группы отражают то, как организация добивается результатов в области качества, что для этого делается («возможности»); критерии второй группы определяют, что достигнуто («результаты»).
Критерии первой группы:
роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников;
планирование в области обеспечения качества подготовки выпускников;
использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки выпускников;
рациональное использование ресурсов;
управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников.
Критерии второй группы:
удовлетворённость потребителей качеством подготовки выпускников в образовательном учреждении;
удовлетворённость преподавателей и сотрудников работой в образовательном учреждении;
влияние образовательного учреждения на общество;
результаты работы образовательного учреждения [3, с. 41].
Для каждого критерия установлено максимальное количество баллов. По итогам конкурса участник может получить наибольшее число баллов – 1000. Экспертная группа оценивает отчёты конкурсантов по девяти критериям в процентном отношении (согласно шкале: 0%, 25%, 50%, 75%, 100%). Оценка по группе критериев «возможности» проводится по двум аспектам: совершенство и полнота подхода. Оценка по группе критериев «результаты» определяется по значениям достигнутых показателей, т. е. по достижению целей и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности образовательного учреждения. По результатам конкурса определяются три победителя на уровне муниципалитета, на региональном уровне – три победителя по каждому кластеру: среди сельских и городских (поселковых) школ. Победителями признаются общеобразовательные учреждения, которые создали и развивают систему обеспечения качества, достигают наилучших результатов, эффективно применяют на практике подходы современного менеджмента.
Экспертная оценка материалов, представляемых на конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования», позволяет выявить те аспекты деятельности, в которых образовательные учреждения имеют хорошие результаты, а также определить проблемные моменты в организации работы по обеспечению качественного образования. Кроме того, участие в данном конкурсе даёт возможность педагогам общеобразовательных школ сравнить свою деятельность и результаты с работой других учреждений. Участие школ Шилкинского района Забайкальского края в региональном конкурсе «Внутренние системы обеспечения качества образования» представлено в следующей таблице:
Год участия |
Количество участников на муниципальном уровне |
Количество участников на региональном уровне |
Школы |
Результат участия на региональном уровне |
2006 |
4 |
2 |
Первомайская СОШ № 3, Шилкинская СОШ № 2 |
Лауреат конкурса - |
2007 |
6 |
1 |
Первомайская СОШ № 5 |
10 место |
2008 |
8 |
1 |
Первомайская СОШ № 5 |
I место |
2009 |
5 |
1 |
Арбагарская СОШ |
8 место |
2010 |
3 |
1 |
Холбонская СОШ |
5 место |
Количество участников конкурса уменьшается, во-первых, потому что в районе 22 средних общеобразовательных школы и некоторые из них принимали участие в конкурсе два раза, во-вторых, финансовые возможности муниципалитета не позволяют достойно мотивировать проведение данного мероприятия. Следовательно, данный конкурс можно рекомендовать проводить раз в два года. В то же время следует отметить, что в результате проведения конкурса получен уникальный опыт, давший импульс к развитию учреждений, совершенствованию методов системного управления качеством образования, более глубокому постижению понятий и терминов, связанных с качеством (потребители образовательных услуг, основные и вспомогательные процессы, управление ресурсами, поставщики). Так, например, в 2008 году МОУ Первомайская СОШ № 5 Шилкинского района Забайкальского края заняла первое место в региональном конкурсе «Внутренние системы обеспечения качества образования» и стала пилотной школой по разработке и внедрению системы менеджмента качества. Идея создания СМК является для неё ведущей: перестроена организационная структура, перераспределены должностные обязанности, созданы системы управления процессами и мониторинга результатов. Опыт МОУ Первомайской СОШ № 5 в текущем году предполагается обобщить и распространить среди других общеобразовательных учреждений. В связи с тем, что в Шилкинском районе Забайкальского края работа по проектированию и внедрению СМК проводится с 2005 года, во многих школах, как показывают материалы конкурса, подготовлены нормативно-правовые документы по обеспечению качества образования, проводится мониторинг (педагогический, образовательный и др.), реализуется система оценки качества педагогической деятельности с участием потребителей образовательных услуг. Следует отметить, что в некоторых ОУ, участвующих в конкурсе, в связи с финансовыми трудностями применяются в основном средства морального поощрения учителей, сотрудников и обучающихся. По сравнению с 2009 годом, повысилась степень участия руководства в деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников, в работе с представителями общественности и потребителями. Слабым звеном по первой группе критериев является четвёртый критерий: рациональное использование ресурсов. Это связано с недостаточным взаимодействием с партнёрами. Оно чаще всего носит эпизодический характер: при приёме и выпуске учащихся, поступлении в вузы и ссузы, трудоустройстве выпускников. Не в полной мере используются возможности управления информационными и финансовыми ресурсами. По второй группе критериев улучшены показатели результатов работы ОУ. Этому способствует составление рейтинга школ по окончании учебного года. Средний показатель по каждому из 9 критериев раскрывает результативность работы участников конкурса 2010 года по обеспечению качества образования:
Критерий |
Возможности |
Результаты |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
% от максимально возможного количества баллов по критерию |
48 |
47 |
48 |
45 |
50 |
49 |
50 |
53 |
57 |
В целом следует отметить, что в общеобразовательных учреждениях совершенствуется нормативно-правовая база в соответствии с современными требованиями к качеству образования. Определены миссия школы, обязательства в отношении качества подготовки выпускников. Участники конкурса представили результаты социологических опросов потребителей образовательных услуг, которые позволяют определить социальный заказ школе. Используются современные механизмы управления качеством образования: составление рейтинга учителей, стимулирование педагогов, персонала и обучающихся, расширение участия общественности в управлении образованием. Таким образом, конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» позволяет оценить достижения образовательных учреждений, увидеть изменения, которые происходят на школьном, муниципальном и региональном уровнях и скорректировать процесс обеспечения качества подготовки выпускников.
Литература:
Качество общего образования в Забайкальском крае: состояние, тенденции, проблемы и перспективы: пятая версия ежегодного аналитического доклада / Л.А. Скиданова, А.А. Судакова, О.И. Луговская, А. В. Луговская, Н.Г. Убинина. – Чита: ЗабКИПКРО, 2010. – 120 с., 100 экз., ISBN 978-5-98464-038-1 (в обл.).
Салова И.Г. Премия Правительства Российской Федерации в области качества как новая форма общественно-государственного признания достижений образовательных учреждений. / И. Г. Салова. // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. Научно-методический журнал. Санкт-Петербург. Эффектико-пресс. 2006. № 2. – 96 c. - 2000 экз.
Сборник нормативно-правовых актов, примерных критериев и показателей по системе оценки качества общего образования в Забайкальском крае. / под ред. Л.А. Скидановой. – Чита: ЧИПКРО, 2008. – 150 с., 100 экз.
Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». – 2010. – 30 с. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2010/11/10/optimisatia-dok.html