Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рюхова, Н. Ф. Конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» как форма оценки достижений общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Рюхова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/265/ (дата обращения: 18.12.2024).

Современная модель образования до 2020 года, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, в которых значительное место занимают инновационные процессы, обусловливающие необходимость поиска адекватных механизмов обеспечения качества во всех организационных структурах системы образования. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ и составлению отчёта о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования), согласно Федеральному закону Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» [4, с. 6].

Самооценка является эффективным методом работы над улучшением качества образования. Она – составная часть процедур любой системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO 9000:2000. «Основной целью внедрения самооценки является улучшение работы организации. Однако сам по себе процесс самооценки ещё не обеспечивает совершенствования деятельности организации, он обеспечивает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно достичь улучшения, а также позволяет дать оценку деятельности в баллах. Если результаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий, она не даст эффекта» [2, с. 26].

Самообследование - один из инструментов внутренней мотивации к улучшению деятельности по оказанию образовательных услуг. К нему можно отнести конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования», который проводится на региональном и муниципальном уровнях среди школ Забайкальского края с 2005 года. Актуальность проведения конкурса ВСК определяется рядом аспектов, основным из которых является переход к комплексной оценке качества подготовки выпускников в образовательном учреждении. Цель данного конкурса – стимулировать общеобразовательные учреждения к поиску современных методов управления в области качества, к проектированию и внедрению внутришкольных систем обеспечения качества подготовки выпускников. Основная задача – «проведение независимой внешней экспертизы эффективности системы обеспечения качества ОУ, результаты которой ОУ могут использовать для совершенствования внутренних процессов управления и повышения качества образовательного процесса, обобщения и распространения опыта школы по созданию СМК» [1, с. 72]. В «Руководстве для участников конкурса «Внутренние системы обеспечения качества образования» изложены положения по его организации, экспертной оценке деятельности образовательного учреждения и подведению итогов. Методической основой служит модель конкурса на премию Правительства РФ, которая включает две группы критериев: критерии первой группы отражают то, как организация добивается результатов в области качества, что для этого делается («возможности»); критерии второй группы определяют, что достигнуто («результаты»).

Критерии первой группы:

  1. роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников;

  2. планирование в области обеспечения качества подготовки выпускников;

  3. использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки выпускников;

  4. рациональное использование ресурсов;

  5. управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников.

Критерии второй группы:

  1. удовлетворённость потребителей качеством подготовки выпускников в образовательном учреждении;

  2. удовлетворённость преподавателей и сотрудников работой в образовательном учреждении;

  3. влияние образовательного учреждения на общество;

  4. результаты работы образовательного учреждения [3, с. 41].

Для каждого критерия установлено максимальное количество баллов. По итогам конкурса участник может получить наибольшее число баллов – 1000. Экспертная группа оценивает отчёты конкурсантов по девяти критериям в процентном отношении (согласно шкале: 0%, 25%, 50%, 75%, 100%). Оценка по группе критериев «возможности» проводится по двум аспектам: совершенство и полнота подхода. Оценка по группе критериев «результаты» определяется по значениям достигнутых показателей, т. е. по достижению целей и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности образовательного учреждения. По результатам конкурса определяются три победителя на уровне муниципалитета, на региональном уровне – три победителя по каждому кластеру: среди сельских и городских (поселковых) школ. Победителями признаются общеобразовательные учреждения, которые создали и развивают систему обеспечения качества, достигают наилучших результатов, эффективно применяют на практике подходы современного менеджмента.

Экспертная оценка материалов, представляемых на конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования», позволяет выявить те аспекты деятельности, в которых образовательные учреждения имеют хорошие результаты, а также определить проблемные моменты в организации работы по обеспечению качественного образования. Кроме того, участие в данном конкурсе даёт возможность педагогам общеобразовательных школ сравнить свою деятельность и результаты с работой других учреждений. Участие школ Шилкинского района Забайкальского края в региональном конкурсе «Внутренние системы обеспечения качества образования» представлено в следующей таблице:


Год участия

Количество участников на муниципальном уровне

Количество участников на региональном уровне

Школы

Результат участия на региональном уровне

2006

4

2

Первомайская СОШ № 3, Шилкинская СОШ № 2

Лауреат конкурса

-

2007

6

1

Первомайская СОШ № 5

10 место

2008

8

1

Первомайская СОШ № 5

I место

2009

5

1

Арбагарская СОШ

8 место

2010

3

1

Холбонская СОШ

5 место


Количество участников конкурса уменьшается, во-первых, потому что в районе 22 средних общеобразовательных школы и некоторые из них принимали участие в конкурсе два раза, во-вторых, финансовые возможности муниципалитета не позволяют достойно мотивировать проведение данного мероприятия. Следовательно, данный конкурс можно рекомендовать проводить раз в два года. В то же время следует отметить, что в результате проведения конкурса получен уникальный опыт, давший импульс к развитию учреждений, совершенствованию методов системного управления качеством образования, более глубокому постижению понятий и терминов, связанных с качеством (потребители образовательных услуг, основные и вспомогательные процессы, управление ресурсами, поставщики). Так, например, в 2008 году МОУ Первомайская СОШ № 5 Шилкинского района Забайкальского края заняла первое место в региональном конкурсе «Внутренние системы обеспечения качества образования» и стала пилотной школой по разработке и внедрению системы менеджмента качества. Идея создания СМК является для неё ведущей: перестроена организационная структура, перераспределены должностные обязанности, созданы системы управления процессами и мониторинга результатов. Опыт МОУ Первомайской СОШ № 5 в текущем году предполагается обобщить и распространить среди других общеобразовательных учреждений. В связи с тем, что в Шилкинском районе Забайкальского края работа по проектированию и внедрению СМК проводится с 2005 года, во многих школах, как показывают материалы конкурса, подготовлены нормативно-правовые документы по обеспечению качества образования, проводится мониторинг (педагогический, образовательный и др.), реализуется система оценки качества педагогической деятельности с участием потребителей образовательных услуг. Следует отметить, что в некоторых ОУ, участвующих в конкурсе, в связи с финансовыми трудностями применяются в основном средства морального поощрения учителей, сотрудников и обучающихся. По сравнению с 2009 годом, повысилась степень участия руководства в деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников, в работе с представителями общественности и потребителями. Слабым звеном по первой группе критериев является четвёртый критерий: рациональное использование ресурсов. Это связано с недостаточным взаимодействием с партнёрами. Оно чаще всего носит эпизодический характер: при приёме и выпуске учащихся, поступлении в вузы и ссузы, трудоустройстве выпускников. Не в полной мере используются возможности управления информационными и финансовыми ресурсами. По второй группе критериев улучшены показатели результатов работы ОУ. Этому способствует составление рейтинга школ по окончании учебного года. Средний показатель по каждому из 9 критериев раскрывает результативность работы участников конкурса 2010 года по обеспечению качества образования:


Критерий

Возможности

Результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

% от максимально возможного количества баллов по критерию

48

47

48

45

50

49

50

53

57


В целом следует отметить, что в общеобразовательных учреждениях совершенствуется нормативно-правовая база в соответствии с современными требованиями к качеству образования. Определены миссия школы, обязательства в отношении качества подготовки выпускников. Участники конкурса представили результаты социологических опросов потребителей образовательных услуг, которые позволяют определить социальный заказ школе. Используются современные механизмы управления качеством образования: составление рейтинга учителей, стимулирование педагогов, персонала и обучающихся, расширение участия общественности в управлении образованием. Таким образом, конкурс «Внутренние системы обеспечения качества образования» позволяет оценить достижения образовательных учреждений, увидеть изменения, которые происходят на школьном, муниципальном и региональном уровнях и скорректировать процесс обеспечения качества подготовки выпускников.


Литература:

  1. Качество общего образования в Забайкальском крае: состояние, тенденции, проблемы и перспективы: пятая версия ежегодного аналитического доклада / Л.А. Скиданова, А.А. Судакова, О.И. Луговская, А. В. Луговская, Н.Г. Убинина. – Чита: ЗабКИПКРО, 2010. – 120 с., 100 экз., ISBN 978-5-98464-038-1 (в обл.).

  2. Салова И.Г. Премия Правительства Российской Федерации в области качества как новая форма общественно-государственного признания достижений образовательных учреждений. / И. Г. Салова. // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. Научно-методический журнал. Санкт-Петербург. Эффектико-пресс. 2006. № 2. – 96 c. - 2000 экз.

  3. Сборник нормативно-правовых актов, примерных критериев и показателей по системе оценки качества общего образования в Забайкальском крае. / под ред. Л.А. Скидановой. – Чита: ЧИПКРО, 2008. – 150 с., 100 экз.

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». – 2010. – 30 с. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2010/11/10/optimisatia-dok.html

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, Внутренняя система обеспечения качества образования, группа критериев, Забайкальский край, обеспечение качества подготовки выпускников, региональный уровень, качество образования, обеспечение качества образования, участник конкурса, Шилкинский район.

Похожие статьи

Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»

Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в системе образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Похожие статьи

Конкурс профессионального мастерства как условие творческой самореализации преподавателя образовательных учреждений профессионального образования

Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»

Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в системе образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников