Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров
Автор: Юдинских Анастасия Михайловна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1489 раз
Библиографическое описание:
Юдинских, А. М. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров / А. М. Юдинских. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/280/ (дата обращения: 16.11.2024).
Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в современном обществе проявляется в изменении традиционных этических норм и правил морали, в нарастании стрессовых обстоятельств, в снижении устойчивости нравственно- этических убеждений и отношений, ценности формальных институтов культурного наследования, в отчуждении целей и содержания образования от реальных потребностей личности. Это вступает в противоречие с природой развития духовности и нравственности, предполагающей включение личности молодого человека в определенный жизненный и человеческий контекст.
Социально-экономические условия современной жизни требуют качественно новых нравственных ориентиров, соответствующих потребностям самой личности, предполагают необходимость осмысления роли и места воспитания нравственной ответственности личности в контексте историко-педагогической парадигмы, раскрытия сущности таких основных понятий педагогической науки, как «воспитание», «нравственная ответственность», «нравственность», «нравственная воспитанность», «мораль», «нравственные ценности», «духовность».
В этой связи необходима организация нравственного воспитания студентов, поскольку нравственная культура личности, выступает обязательным компонентом профессиональной культуры специалиста гуманитарного вуза, в том числе будущих дизайнеров[2].
Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров – один из элементов нравственного воспитания - целенаправленный и организуемый на научной основе социально-педагогический процесс, ориентированный на творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, направленный на самосовершенствование студентов в соответствии с нравственными ценностями общества.
Принципы, необходимые профессиональному дизайнеру: приоритет сотворчества; индивидуализация, самостоятельность, контекстность обучения; приоритет духовного в постижении мира; ориентация на нравственный идеал, нравственная ответственность[3].
Нравственная ответственность человека — это соизмерение собственной нравственной деятельности с требованиями, которые предъявляет ему общество, это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих.
Ответственность дизайнера перед обществом: дизайнер принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества, дизайнер обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересах экологии и защиты среды.
Кодекс чести дизайнеров ставит своей основной целью формирование основных принципов международных этических норм. Соответственно этому и разработана профессиональная этика для творческих работников. Дизайнер несет ответственность перед своей страной, способствует повышению социального и эстетического уровня общества. Предусмотрена ответственность за сохранение экологии окружающей среды и затронуты вопросы критики и плагиата.
Нравственное воспитание как часть целостного процесса развития личности, протекает под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды и воспитания. Четвертой составляющей выступает нравственный опыт, что подтверждается различными исследованиями. Так нравственное воспитание индивида осуществляется в повседневном нравственном опыте, нравственное воспитание как социализация ребенка приобретение им жизненного опыта, развития и формирования личности, обладающей полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе, положительный результат в процессе нравственного воспитания можно получить только в практической деятельности.
Нравственное воспитание подразумевает творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, в выборе средств и способов деятельности, в его переходе от соблюдения внешних моральных норм к нравственности, как к внутренней духовной свободе.
Обобщая вышесказанное, заметим, что нравственное воспитание трактуется учеными как процесс целенаправленной педагогической деятельности, как формирование человека,как целенаправленное и систематическое воздействие, как специфическая воспитательная работа.
На основе изучения и анализа разных подходов к проблеме нравственного воспитания личности можно выделить основополагающие позиции: на нравственное воспитание личности оказывают безусловное влияние наследственно-биологические предпосылки; на развитие тех или иных природных задатков влияет воздействие среды; залог успешности нравственного воспитания – в оптимальном соотношении и взаимодействии субъективных факторов и объективных[2].
Нравственное воспитание должно быть ориентировано на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру), благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям), гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе), целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям), трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду), экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы), патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).
Обобщая все предложенные понятия, определяем нравственность, как внутреннее качество, которое может проявляться внешне через нравственную воспитанность. Нравственная воспитанность – это внешнее проявление нравственности, как внутреннего качества человека, характеризующееся нравственными знаниями, отношением к нравственным ценностям и устойчивым нравственным поведением.
Комплекс педагогических условий, составляющих основу деятельности педагога по реализации модели нравственного воспитания студентов, включающий в себя: организацию единого образовательно-воспитательного пространства учебной и творческой деятельности студентов; акцентуацию нравственности в художественной деятельности как основы профессионализма; информационно-диагностическое обеспечение процесса воспитания.
Целью духовно-нравственного совершенствования педагога является повышение нравственной воспитанности студента в процессе профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. Процесс целеполагания предполагает в своей реализации следующий алгоритм: принятие личной и социальной значимости нравственных ценностей; педагогический стимул интереса к выявлению уровня нравственности; исследование мотивов повышения уровня нравственности и его соотнесение с ожидаемым; формулирование цели и задач по повышению уровня нравственности у студентов; педагогическое обоснование вовлечения воспитанника в разные виды творческой деятельности на основе нравственных позиций.
Данный компонент выполняет ориентирующую функцию, то есть способствует формированию у студентов определенного отношения к уровню нравственности, соотнесения данного уровня с ожиданиями окружающих, выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Реализация данного компонента содействует повышению степени выраженности критериев аксиологического компонента нравственности, поскольку предполагает эмоционально-чувственное воздействие.
Для повышения успешности профессиональной деятельности, актуальна необходимость духовно-нравственного совершенствования педагога в настоящее время[1].
Философия и история образования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне объяснить и верно оценить бытующие в современном общественном и педагогическом сознания проявления бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им, целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельности гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности. 16 правил искусства развивать нравственность Яна Амоса Каменского:
Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодром состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.
Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.
Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.
Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина[3].
Нравственное воспитание студентов является одной из актуальных проблем в педагогической теории и практике, требующей своего дальнейшего осмысления. Особенностями нравственного воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе выступают: самостоятельная, разнообразная, творческая деятельность студентов, в процессе которой закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов; присвоение студентами правил, норм поведения и контроля за их выполнением осуществляется в ходе разнообразной творческой деятельности[2]. Процесс нравственного воспитания студентов развивается в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями личности студента, как будущего профессионала.
Литература:
- Буркова Н.И. Духовные основы педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: методическое пособие / Т.К. Грачева. – Челябинск, 2009.
Коменский Я.А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988))