Качество воспитательной деятельности в вузах: современный взгляд и критерии оценки
Авторы: Баранова Наталья Александровна, Беденко Надежда Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 3069 раз
Библиографическое описание:
Баранова, Н. А. Качество воспитательной деятельности в вузах: современный взгляд и критерии оценки / Н. А. Баранова, Н. Н. Беденко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/281/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлена авторская точка зрения на формирование понятия и критериев оценки «воспитательной деятельности» современного вуза, дана сравнительная характеристика содержания показателя «воспитательная деятельность образовательного учреждения», применяемого в ходе процедуры аккредитации в РФ и за рубежом.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, аккредитация, критерии, оценка.
Baranova N.A., Bedenko N.N.
THE QUALITY OF EDUCATION ACTIVITY IN HIGHER SCHOOLS: THE MODERN VIEW AND QUALITY CRITERIA
-
The author
considers the information of the term and quality criteria of
«education activity» in the modern higher school. The
author compares the contents of index «education activity in
the higher school» applied during the accreditation process in
the Russian Federation and abroad.
- Key words: education activity, accreditation, criteria, rating.
Неотъемлемой составляющей процесса подготовки кадров в сфере высшего образования является воспитательная деятельность. Она основывается на принципах системности, комплексности, преемственности, вариативности, событийности. Под воспитательной деятельностью понимается деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности воспитанника. Она не ограничивается лишь его совместной с воспитанником деятельностью, а направлена также на других людей, контактирующих с ним, на среду его обитания, на микроклимат тех общностей, в которые он входит.
Выделяя воспитательную деятельность как педагогическую категорию, отмечается (И.Д. Демакова), что она имеет ряд специфических характеристик: пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику; является концептуальной основой системы педагогической деятельности и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии студентов, их личностном росте; имеет инвариантные характеристики.
Воспитательная деятельность обуславливается психологическими центрациями педагога, которые фиксируются в таких внешне не связанных друг с другом феноменах, как особенности понимания педагогом воспитанников, стиль педагогического общения, тип эмоционального реагирования учителя на различные педагогические ситуации, характер целеообразования педагога, выраженность у него чувства такта, вид его профессиональной направленности, особенности референтных отношений педагога и т.д. (А.Б. Орлов).
Раскрывая структуру воспитательной деятельности можно выделить особый ее вид – воспитывающую деятельность, как «совместную деятельность педагога и воспитуемого, которая регулируется сложным комплексом целей, включающим в себя как непосредственные цели деятельности, так и собственно педагогические» (А.М. Сидоркин).
Нам близка, обозначенная в рамках теории воспитательных систем (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др.) позиция, согласно которой «любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее значимой является и воспитательная функция, связанная с формированием у воспитанников целостного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в сфере обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов» [Новикова, с. 31].
Сегодня важность и значимость воспитательной работы в высшей школе не оспаривается, наоборот, она считается главным условием формирования и развития духовности у молодого поколения, а также самосовершенствования и самореализации личности. Исторически сложилось так, что в нашей стране воспитательный сектор в образовательных учреждениях, в организациях, на предприятиях присутствовал всегда. В обществе данная деятельность воспринималась неоднозначно, но с позиций времени, приходится осознавать, что мы сначала своим опытом пренебрегаем, а потом вынуждены к нему возвращаться. Наше государство и общество с внедрением рыночных отношений пытается соизмерять свою деятельность с мировыми общепризнанными стандартами, нормами, правилами в различных областях, включая и образование. В соответствии с международной практикой высшие учебные заведения в РФ проходят процедуры внешней оценки (аккредитации и лицензирования), позволяющие поддерживать определенный уровень качества образования. Так, для оценки качества воспитательной работы в вузах с 2005 г. применяется аккредитационный показатель «воспитательная деятельность образовательного учреждения».
Таблица 1. Сравнительная характеристика содержания показателя «воспитательная деятельность образовательного учреждения» в ходе процедуры аккредитации в РФ и за рубежом
Зарубежный опыт |
Российский опыт |
1) Наличие условий для профессионального роста: |
|
|
Информационное обеспечение организации и проведения внеучебной работы в образовательном учреждении |
|
|
|
|
|
|
2) Поддержка академической активности студентов: |
|
|
Система управления воспитательной деятельностью |
|
Наличие и эффективность работы студенческих общественных организаций |
|
|
|
|
3) Поддержка личностного развития студентов: |
|
|
Организация и проведение внеучебной работы |
|
Психолого-консультационная служба |
|
Специальная профилактическая работа |
|
Система поощрения студентов |
|
Целевые установки в воспитательной деятельности |
|
Система управления воспитательной деятельностью |
|
Наличие материально-технической базы, используемой во внеучебной работе |
|
Внутренняя система оценки состояния воспитательной работы |
|
Финансовое обеспечение воспитательной деятельности |
Таким образом, анализ зарубежного опыта функционирования сектора высшего образования показывает, что в странах мирового сообщества в рамках процедур внешней оценки деятельности вузов особое внимание уделяется трем основным направлениям: наличию условий для профессионального роста, поддержке академической активности и личностного развития студентов. Как видно из таблицы 1, прослеживается определенная идентичность оцениваемых отдельных аспектов воспитательной деятельности вузов у нас в стране и за рубежом:
1) условия обеспечения практической занятости студентов;
2) уровень востребованности выпускников вуза, качество работы по их трудоустройству;
3) информационное сопровождение организации внеучебной работы;
4) наличие системы управления воспитательной деятельностью;
5) функционирование студенческих общественных организаций;
6) наличие психолого-консультационной службы, ведение профилактической работы;
7) создание системы поощрения студентов и др.
Однако, есть такие направления работы, которые оцениваются как составляющие других видов деятельности вуза, например, организация научно-исследовательской работы со студентами. «Процент отчисленных студентов» определяется при расчете показателя «постоянство контингента обучающихся» и, как правило, используется во внутривузовских оценочных процедурах.
В дополнение к представленному оценочному механизму в ходе аккредитации образовательных учреждений в РФ проводится анкетирование студентов, в ходе которого им предлагается оценить качество воспитательной деятельности с потребительской точки зрения с помощью системы балльного шкалирования.
В дополнение к внешним процедурам оценки существуют определенные механизмы оценки воспитательной деятельности вуза в рамках оценки качества внутренних процессов. Например, в ходе самооценки деятельности образовательного учреждения может проводиться оценка качества воспитательной деятельности по критериям:
1) наличие плана (или раздела в плане деятельности вуза) по воспитательной и внеучебной деятельности;
2) уровень организации воспитательной и внеучебной деятельности;
3) наличие доступных для студентов источников информации о плане внутривузовских мероприятий в рамках воспитательной деятельности;
4) наличие внутренних локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность;
5) наличие органов студенческого самоуправления;
6) объем средств, выделяемых вузом, на организацию воспитательной деятельности;
7) доля студентов, принимающих участие во внеучебной и воспитательной работе;
8) наличие и уровень организации института кураторства;
9) наличие и уровень организации системы тьюторской поддержки;
10) удельный вес студентов, получающих материальную поддержку (кроме стипендии);
11) наличие утвержденной программы по профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимости;
12) наличие зарегистрированных правонарушений, совершенных студентами и их количество;
13) доля студентов, совершивших правонарушения к общему числу студентов и др.
Таким образом, качество воспитательной деятельности высшего учебного заведения может быть оценено как в ходе внешних процедур (аккредитации, лицензирования), так и внутренних (самооценки деятельности, оценки результативности и эффективности внутривузовской СМК и др.). Не смотря на то, что они преследуют разные цели, отличаются сроками и формами проведения, все они направлены на создание благоприятных условий для формирования всестороннее развитой и профессионально подготовленной личности с устойчивой гражданской позицией.
- Литература:
1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений.
2. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории /И.Д. Демакова. – Казань : Изд-во «R-пресс», 2000. – 164с.
3. Новикова, Л.И. Концептуальные основы теории воспитательных систем /Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова //Современные концепции воспитания: материалы конференции. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2000. – С.28-45.
4. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студ. психол. факультетов /А.Б. Орлов. – М. : Изд. корпорация «Логос», 1995. – 244с.
5. Сидоркин, А.М. К вопросу о развитии понятия воспитательная система школы /А.М. Сидоркин //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается; под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. – М. : НИИ ТОиП РАО, 1995. – С.28-34.