Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе
Автор: Исмагилова Зайтуня Минсалиховна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2169 раз
Библиографическое описание:
Исмагилова, З. М. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе / З. М. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/282/ (дата обращения: 16.11.2024).
Национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ, и, в первую очередь, в формировании личности учащихся. Поэтому важной задачей для школ республики все более становится формирование личности как носителя ценностей и традиций родной культуры, их проводника, пропагандиста и продолжателя. Важным условием решения данной проблемы следует считать разработку целевой комплексной программы по использованию, развитию ценностей национальной культуры в учебно-воспитательном процессе, стратегическая цель которой – развитие национальных культур как основного фактора самобытности народов и гаранта сохранения межнационального баланса в республике и в целом в России.
На территории Республики Татарстан активно взаимодействуют различные этнические общности – татары, русские, чуваши, мордва, удмурты, узбеки, казахи, азербайджанцы, евреи, армяне и другие. Они различны по языку, традициям культуры, национальным проявлениям образа жизни. Сосуществование и развитие всех народов нашей республики требует непрерывного поиска путей достижения устойчивого, гармоничного баланса их интересов. Предметом решения данной проблемы в значительной мере выступают национальные культуры, несущие в себе ценности, традиции и ориентации, которые способны углублять контакты, объединить все народы нашей республики и обеспечивать стабильный устойчивый баланс из жизненных интересов, духовного сродства, трудовой деятельности. Естественно возникает вопрос, как обеспечить здоровое взаимодействие и самих национальных культур и всех, кто связан с ними на генетическом, семейном уровне. Особая роль в этом сложном и несомненно перспективном процессе принадлежит образованию.
Система образования Республики Татарстан берет на себя важную миссию, с одной стороны, возрождения, обогащения, дальнейшего развития национальных культур, с другой формирование культуры межнационального общения юных граждан Отечества в период всемирного экономического кризиса, в период антиправительственных манифестаций во многих странах мира, в период многочисленных терактов в Москве, в России и во всем мире.
Реальные и потенциальные возможности интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в системе образования Республики Татарстан
В преодолении всемирного экономического кризиса, в решении острейших глобальных, национальных и региональных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО, - что политика, направленная на улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования, будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и подготовку конкурентоспособности в области освоения передовой технологии».
Мировой опыт показывает объективную неизбежность возникновения и действия различного рода специфических особенностей в образе жизни населения, функционирования производства в рамках отдельных территорий, регионов, входящих в состав любого государства, независимо от того, является ли оно унитарным, федеральным либо конфедеральным. Дифференциация регионов предопределяется природными условиями, национально-этническими особенностями (быт, язык, обычаи, культура), а также структурой и уровнем развития производства. Данная дифференциация особенно присуща регионам России, в том числе и Республике Татарстан, где изначально формировались весьма разнообразные этносы по природно-географическим и национально-этническим характеристикам, по образу жизни и деятельности народов, их уровню культурного и экономического развития. Данные особенности стали условием проведения региональной политики в отношении к системе образования.
История распорядилась таким образом, что на территории Татарстана сложилась многонациональная структура населения. При этом более 80% населения составляют – татары и русские.
Жизнь выдвигает в качестве одного из важнейших национально-государственных приоритетов сохранение в республике межнационального согласия.
Настало время соединить богатство национальных культур наших народов с учебно-воспитательным процессом, придав их взаимосвязи интегративный смысл. Это должно быть не механическое, не спонтанное соединение, при котором теряются сущностные характеристики как одного, так и другого участника. Речь идет о таком эффекте их интеграции, который обогащает каждого из них, резко повышая интерес учащихся и к явлениям национальной культуры и к учебным предметам как базы для их интеллектуального развития.
Цель интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса - помощь школе в развитии нового поколения юных граждан нашего Отечества, отличающегося интеллигентностью, высокой духовной культурой, мыслящего творчески, настроенного патриотично.
Патриотизм – сложная черта: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд.
Все эти черты находят свое воплощение в гражданственности. В ней выражена самая высокая мотивация поведения, определяемая его общественным долгом, назначением человека в обществе; в ней выражаются такие интегральные свойства, как честь, чувство собственного достоинства.
Интернационализм имеет своим объективным основанием многонациональный характер общества. Интернационализм как принцип морали обогащает патриотические устремления, не дает замкнуться в узких рамках национальной ограниченности.
Формирование национального самосознания учащихся
Под национальной культурой или этнокультурой мы понимаем созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью. Национальная культура – это непрерывный процесс создания, обновления, накопления таких ценностей и традиций, что неизменно обогащает духовный потенциал народа, отдельных людей, придает им чувство национального достоинства, гордости, патриотизма и авторитет у других этнических общностей. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый. Все это в полной мере относится к татарскому, русскому и другим народам Республики Татарстан.
Успешная организация педагогического процесса, среды и режима работы школы, коллективной общественно-полезной внеучебной деятельности учащихся, досуга(посещение музеи, театры, концерты, встречи с известными людьми: писателями, поэтами, общественными деятелями, участие в научно-практических конференциях, участие в спортивных соревнованиях,), отвечающего их индивидуальным запросам и интересам, возможна только при четкой постановке всего набора образовательно-воспитательных целей.
В прошлом учебном году мы с учеником 10 класса Бурдиным Алексеем написали научную работу по теме: «Творчество поэта-патриота Мусы Джалиля военных лет (1941-1944гг.)» для участия в XI –ой Научной Повожской Конференции Учащихся имени Н.И.Лобаческого. Так вот, Алексей очень хорошо выступал, очень выразительно рассказал стихотворение Мусы Джалиля «Волки» (стихотворение о войне) сел возле меня и прошептал: «Я-гений!...». Таким образом, юноша (он раньше в аналогичных конференциях ни разу не выступал) навсегда убрал, стоящий барьер перед публикой, и он впредь выступит перед аудиторией самоуверенно и без переживаний. И это, я считаю своим плюсом, так как указала путь ученику как надо выступать перед публикой, как себя вести перед людьми. Этим я хочу сказать, что инициативу в первую очередь должны показать мы – учителя. А неспосбных детей не бывает – нужна индивидуальная работа с ребёнком.
Формы организации учебного процесса общеизвестны. Это урок традиционный, урок инновационного типа, практикум, игровые занятия, семинар, защита проекта и ряд других . В соответствии с этим актуальными становятся педагогические технологии и методы, такие как: инновационная технология, аудиовизуальная технология, диалоговая технология, проектная технология, а также проблемный, модульный, развивающий и другие типы обучения. Их свободный выбор – за инновационными школами, лицеями, колледжами.
На такой целостной основе и достигается:
расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебной и внеучебной деятельности;
развитие национального и интернационального сознания и самосознания, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, стимулирования практических видов деятельности и общения;
формирование у учащихся нравственных и эстетических качеств личности посредством приобщения их к традициям родного народа, других родственных народов, достижениям общечеловеческой, единой государственной и отдельной национальной культуры;
развитие духовных потребностей учащихся в условиях совместной деятельности учителей, родителей и общественности района.
Важная интегрирующая роль национальной культуры отводится таким ее элементам, как язык, музыка, литература, промыслы, искусство, зодчество, танец, все множество фольклорных форм и т.д.
Для чего же требуется такая интеграция? Функционирование национальной культуры в процессе обучения способствует повышению качества усвоения учебного материала, познавательной активности и мотивации учащихся. Введение элементов национальной культуры в содержание уроков усиливает их интегративный потенциал и способствует формированию личности с высоким уровнем интеллектуальной культуры, духовности. Интеграция является объективной потребностью перехода системы регионального образования в качественно новое состояние. Это концептуальная база моделирования всей системы национально-регионального развития образования в новых исторических условиях. В то же время это преимущественно инновационный тип реализации содержания национальной культуры в учебном процессе.
Интегративность национальной культуры реализуется через соответствующую координацию целей учебно-воспитательного процесса, корректировку образования, использование педагогических технологий, межпредметных связей и адекватных им приемов в процессе обучения.
Реализация интегративности национальной культуры осуществляется в следующих целях учебно-воспитательного процесса:
- формирование целостного представления о национальной культуре, включая такие основные ее компоненты как традиции, язык история, литература, создание таких условий, при которых ученики могли самореализовать свои знания о национальной культуре, формирование у учащихся системности знаний о национальной культуре и ее отдельных элементах;
- развитие у учащихся умений распознавать, вычленять национальные особенности культуры из разных предметов и создавать единое целостное представление о ней, умений обобщать и систематизировать свои знания;
- воспитание толерантного человека с большой духовной культурой, формирование его национального самосознания.
Особое значение при формировании национальной культуры отводится национальному языку. Родной язык имеет принципиальное значение для воспитания учащихся в коренной культурной традиции своего народа. Только в условиях активно функционирующего и развивающегося родного языка возможно полноценное использование национальной культуры, усвоение ее гносеологического эпического и эстетического компонентов.
Наша задача – сохранить родной язык, традиции, обычаи и обряды народов, проживающих в нашей Республике.
Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Под влиянием национальной языковой среды складываются важные этнопсихологические черты, характерные для данного этноса, поскольку в этой среде заложено определенное видение окружающей действительности, закодированы особенности общения и программы человеческого поведения. Понятно в этой связи, что посредством национального языка задаются и определенные мировоззренческие ориентации. Все это указывает на огромный воспитательный потенциал родного языка и соответствующей языковой среды.
Использование элементов национальной культуры в учебно-воспитательном процессе предполагает:
- определение сущности национальной культуры и ее педагогического потенциала;
- рассмотрение педагогической логики включения элементов национальной культуры в предметы гуманитарного и естественно-математического цикла в допрофессиональную подготовку;
- проектирование элементов национальной культуры и их интеграцию в инвариантное содержание учебных предметов;
- организация процесса обучения с элементами национальной культуры, которая предполагает использование методов и приемов проблемно-развивающей, блочно-модульной, аудиомузыкальной и других инновационных технологий обучения;
- непрерывное диагностирование эффективности формирования ценностей и традиций национальной культуры у учащихся на уровне педагогического мониторинга.
Подводя итоги, подчеркнем, что национальная культура должна войти в повседневную жизнедеятельность обучающегося, стать элементом в осуществлении практических дел , в удовлетворении их познавательных, эстетических и иных потребностей, в осмыслении различных сторон жизни общества. При этом, инициативу должны показать, в первую очередь, учителя, ведь учительское слово никакой компьютер не заменит.
Теоретическим фундаментом процесса интеграции национальной культуры выступает предложенная система принципов; методологической базой – совокупность концептуальных направлений реализации этих принципов; технологическим обеспечением – система образовательно-воспитательных целей и средств их достижения.
Несмотря на мировой экономический кризис, теракты и антиправительственные манифестации этносы должны сохранять свой язык, обычаи, традиции, культуру.
Литература:
Закон Республики Татарстан. О языках Республики Татарстан (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1996 г.)
Статья 3. Правовое положение языков.
Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование. – Москва: Педагогика, 2000. – 272 с.
Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. – Казань: Издательство «Хәтер», 1999.-40 с.
Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. – Казань: Издательство “Матбугат йорты”, 2000. – 224 с.
Общественно-политический журнал Татарстан. Казань: Республиканское Государственное учреждение «Редакция журнала «Татарстан»», №7, 2008. – 72 с.