Использование учебных фильмов при обучении в вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Харитонова, И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе / И. В. Харитонова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/31/ (дата обращения: 16.10.2024).


В современных условиях обучения в высшей школе особое значение придается различным интерактивные формам и методам обучения, которые основаны на диалоговых формах познания. Определенное значение при этом отводится учебным фильмам, как и процессу их создания, так и просмотра.
Учебные видеофильмы – это фильмы, созданные в качестве средств обучения, к ним можно отнести также научно-популярные, документальные фильмы, используемые в образовательном процессе.
Научно-популярные фильмы излагают какую-нибудь научную или техническую проблему, они рассчитаны на зрителей с самой различной подготовкой, поэтому доступность и занимательность изложения – главные требования, предъявляемые к ним.
Научные фильмы создаются в процессе научно-исследовательских работ и служат для решения конкретных научных задач. В учебных целях они практически не используются. Такие фильмы могут использоваться в качестве вспомогательного средства на занятии. Применяется они, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычном формате учебного процесса.
Классификация учебных фильмов производится в соответствие с предметом учебной дисциплины, с возрастом слушателей, со степенью научной подготовленности (если это взрослый зритель) и непосредственно в зависимости от дидактического назначения. Можно выделить фильмы-справки, тематические фильмы, инструктивные фильмы, вводные фильмы, фильмы, завершающие изучение темы, и другие.
На стандартных учебных занятиях, проводимых в форме лекции, обычно большинство студентов заняты пассивной деятельностью, заключающейся в копировании информации, предоставленной педагогом-лектором. Но для каждого преподавателя первостепенным и определяющим является не количество зафиксированной студентом информации, а количество оставшейся в памяти осмысленной информации. Студента необходимо заинтересовать представленной информацией, чтобы ему был интересен и процесс обучения и содержания обучения. Поскольку, когда первоочередной заботой студента является его успеваемость, все его усилия, по возможности, смещаются с процесса усвоения и получения знаний на результат. Причем этот результат может быть не совсем оптимальным для данного студента. Многие студенты поступают в вуз с нейтральным, и порой даже отрицательным отношением к выбранной специальности. Оно может сохраниться до окончания учебы. Но может и улучшиться, если преподаватель правильно построит процесс обучения. В первую очередь именно обучения, а не контроля, заинтересовав студента учением, а потом и его результатами.
Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Именно поэтому является возможным и целесообразным использование учебных фильмов, которые способствуют либо закреплению полученных знаний, либо систематизации изученного, либо просто остаются надолго в памяти студента благодаря ярким и запоминающимся моментам.
При этом не следует, конечно, забывать, что чрезмерное увлечение на занятии видеофильмами, может снизить интерес к не менее важным другим формам учебной деятельности. Учебные фильмы должны быть не единственным ярким моментом в процессе обучения, учебный материал можно понятно и интересно представить и на лекции. Практические занятия тоже не стоит оставлять в стороне, все учебное время подчинив только просмотру учебных фильмов. Да и длительные по своей продолжительности учебные фильмы могут привести к обратному результату: студенты перестанут их просто смотреть, занимаясь на занятии своими делами. Возможно предложить такой порядок работы с учебными фильмами: вначале занятия несколько минут посвящается просмотру учебного фильма, а остаток времени отводится на его обсуждение и запись главных положений фильма. При этом следует обратить внимание студентов и на умение слушать и записывать самые важные моменты, представленные в фильме. Учебные фильмы позволяют давать информацию в нужной для преподавателя последовательности, обращая внимание именно на те вопросы, которые имеют значимость для темы и предмета.
Учебные фильмы можно использовать при преподавании любой дисциплины, есть много готовых фильмов различной направленности. Например, при изучении курса высшей геометрии можно предложить учебный фильм на тему: «Многомерное пространство», «Фракталы», «Прямолинейные образующие поверхностей второго порядка», для математического анализа это могут быть фильмы «Вычисление объемов тел вращения», «Тензорный анализ», есть много учебных фильмов по экономике, по химии, с демонстрацией разного рода опытов. При технических возможностях и специальных умениях можно снять свой учебный фильм, но это уже будет сложнее, чем использовать готовые материалы.
Итак, учебные фильмы имеют четкое целевое назначение, которое определяется спецификой дисциплины, характером и сложностью материала, местом в процессе обучения. Являясь при этом составной частью комплекса средств обучения, учебные фильмы должны использоваться в сочетании с различными учебно-наглядными пособиями, макетами, и другими традиционными средствами обучения.


Основные термины (генерируются автоматически): фильм, процесс обучения, учебный фильм, занятие, учебный материал.