Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса
Автор: Тануркова Елена Ивановна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 5161 раз
Библиографическое описание:
Тануркова, Е. И. Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса / Е. И. Тануркова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/321/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные экономические и социальные условия развития общества выдвигают на первый план проблему совершенствования качества образования. Качество образования характеризует взаимосвязь сферы образования и других сфер деятельности человека, рассматривается на разных уровнях педагогической системы, имеет одновременно универсальный и неоднозначный характер. Проблема совершенствования качества образования затрагивает социальный и педагогический аспекты. Социальный характер этой актуальной проблемы проявляется в соответствии качества образования требованиям государства, запросам общества и потребностям людей. Современная школа должна обеспечивать возможность успешной социализации молодых людей в обществе с учётом их интересов, индивидуальных возможностей, уровня развития. Однако школа, остающаяся в рамках знаниевой парадигмы, не в состоянии гарантировать это. Возникли противоречия между традиционной системой образования и приоритетом развития человеческой индивидуальности, установкой на самоактуализацию, самореализацию и саморазвитие личности, что привело педагогов к поиску подходов организации образовательного процесса, направленного на выявление и развитие возможностей ребёнка, создание оптимальных условий образования, достижения его нового качества.
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество школьного образования – это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование[5].
Для достижения нового уровня качества общего образования необходимо изменить подходы к образовательной деятельности, которая должна быть оптимальной, индивидуализированной, технологичной. В.И. Звонников, анализируя проблемы образования, писал, что необходимо отказаться от традиционных средств обучения и контроля с низким обучающим потенциалом, его авторитарностью, недостаточной информативностью и слабой индивидуализацией, препятствующей дифференциации управленческих воздействий[2].
С проблемой обновления качества образования тесно связана тенденция технологизации учебного процесса. Новое качество образования должно отражать процессы информатизации науки и производства, современные средства коммуникации, требует и новых способов мышления, его алгоритмизации, а также результативности образовательного процесса. Организация образовательного процесса, обеспечивающего общее образование нового качества, требует творческого подхода, переосмысления отношений между субъектами образования, значительных усилий, а также материально-технических затрат. Технологизация образования как перспективное направление развития школы отражает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но запросы современного общества и требования государства к уровню подготовки выпускников, способных к профессиональному образованию, к трудовой и общественной деятельности, к успешной социализации.
Технологизации обучения посвящены работы известных педагогов (Н.В. Бордовская, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, и другие). Технологизация образования – это управляемое образование, в котором учитывается мотивация учителей и учащихся, которое начинается с диагностики и заканчивается полученным, запланированным, качественным и повторяющимся результатом[3]. Технология является тем инструментом, с помощью которого учителя могут обучать всех учащихся качественно и эффективно. Задача технологии – организовать обучение таким образом, чтобы использовать в качестве стимула природные качества детей и их психофизические особенности. Эффективность технологии достигается за счёт использования наиболее передовых методов и средств современной дидактики, организации обучения, компьютеризации образовательного процесса[4].
Педагогическая технология основывается на достижениях науки и функционирует как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения[6]. Любая технология рассчитана на конкретную систему, поэтому учитель должен выбирать методы и средства обучения, адекватные конкретной ситуации и контингенту учащихся. Вектор изменения и развития педагогических систем должен быть направлен на создание условий применения технологий – определённых организационных и дидактических комплексов, адаптированных к данной организации образования и обеспечивающих управляемость учебного процесса, его эффективность. Образовательные технологии должны обеспечивать предсказуемый результат при их практическом внедрении в школе [1].
При технологическом построении образовательный процесс организуется с целью совершенствования качества образования и может приобретать проблемный, исследовательский, развивающий, интегрированный, модульный характер. Теоретический анализ существующих систем обучения позволил выделить среди них модульное обучение как наиболее технологичное по ряду признаков. Оно предполагает чёткое определение всех элементов дидактической системы и этапов учебного процесса, структуризацию и последовательное представление содержания обучения по уровням, алгоритмизацию действий по освоению содержания модулей, цикличное и направленное управление учебно-познавательной деятельностью посредством модульной программы и модулей.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах зарубежных учёных Дж.Расселла, Б. и М.Гольдшмид, Г.Оуенса. В советской педагогике исследованием теории и практики модульного обучения занималась литовская школа под руководством профессора П.А.Юцявичене [8].В России исторически сложилось так, что модульное обучение получило широкое признание только в системе профессионального образования. Мы полагаем, что один из возможных путей совершенствования качества общего образования связан с организацией развивающей системы дифференцированного обучения по модульным программам. Модульная технология обучения позволяет разрабатывать модульные программы разного направления и содержания: обучающие по отдельным предметам, специальные (профильные); интегрированные (надпредметные, исследовательские); дифференцированные (по уровню развития). При этом элементы программы, наполняясь разным содержанием, сохраняют общую структуру согласно принципу целостности. При структуризации содержания обучения на отдельные завершённые элементы – модули должна быть обеспечена полнота, логичность построения единиц учебного материала, что раскрывает специфику учебной программы и курса. Максимально эффективное использование учебного времени за счёт методически обоснованного построения модулей и использования информационных технологий на разных этапах работы с модулем делает оптимальным процесс обучения. Технология предполагает такую организацию образовательной деятельности, при которой сам ученик оперирует учебным содержанием, что ведёт к более полному, прочному и осознанному усвоению материала. При этом обучение становится дифференцированным, а на определённом этапе индивидуализированным благодаря важнейшим составляющем модульного обучения: ориентация на уровень сложности, индивидуальный темп выполнения программы, выбранной самими учащимися, дозированная помощь со стороны учителя, индивидуальный контроль.
Систематическая проверка уровня усвоения материала, включающая входной, текущий и итоговый контроль (чаще всего тестовый) на каждом этапе выполнения модульной программы позволяет своевременно получать достоверные сведения о качестве знаний. Поскольку при модульном подходе основным видом деятельности является самостоятельная работа над модульной программой, а контроль переходит в самоконтроль, актуализируются мотивы к самообразованию и самосовершенствованию, то кроме повышения качества знаний по отдельным предметам происходит формирование мировоззрения, воспитание важнейших личностных качеств и в целом развитие личности учащихся.
Научная и практическая актуальность модульной технологии заключается в том, что в этой технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Она интегрировала многое из других педагогических технологий: программированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение[7].
Однако в применении модульной технологии существуют ограничения не только технического характера, психологического. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению самостоятельной деятельности психологически и организационно. Поэтому введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно, тщательно продумывая и готовя каждый этап.
Мы считаем, что технология модульного обучения – одна из интерактивных технологий, которая позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность. Важно, что эта технология позволяет развивать познавательную личностную сферу учащихся, совмещать чёткое управление учебной деятельностью с широкими возможностями для самоуправления, самореализации, саморазвития учащихся. В итоге сочетание технологизации и индивидуализации образовательного процесса при модульном подходе обеспечивает достижение нового качества общего образования.
Литература:
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2000. -240 с.
Звонников В.И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения. Диссертация доктора педагогических наук. - Ростов-на - Дону, 2006.-405с
Куркин Е.Б. Технологизация образования – требование времени.// Школьные технологии,№1,2007.-с.22-32.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров Под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2001.
Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Категориально – понятийный аппарат, характеризующий управление качеством образования. Золотой диск «Управление современной школой, центр «Педагогический поиск», диск№1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.М.: Народное образование, 1998.- 256с.
Современные образовательные технологии: учебное пособие/под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.- 432с.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.-271с.