Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кашпирева, Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов / Т. Б. Кашпирева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/345/ (дата обращения: 17.10.2024).

Одной из стратегически важных задач современного этапа развития системы высшего образования в России является подготовка высококвалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни для зарубежных стран. Межгосударственные программы по подготовке национальных кадров призваны способствовать развитию межкультурного диалога, укреплению потенциала международного сотрудничества, а также позволяют российской стороне формировать и распространять позитивный имидж на международной арене, укреплять свои позиции в мировом образовательном сообществе.

В данной связи, среди первоочередных проблем, которые решает отечественная система высшего образования в настоящее время, следует назвать проблему адаптации студентов-иностранцев в российской социокультурной среде – многопланового процесса, протекающего на различных уровнях социальной организации и социальных взаимодействий (психологическом, социокультурном, бытовом, климатическом, физиологическом, социально-психологическом, языковом). Вопрос о создании необходимых педагогических условий для успешной реализации социально-культурной адаптации иностранных граждан в высшей школе России, на наш взгляд, положительно решается благодаря потенциалу существующего в рамках воспитательной работы вуза института кураторства.

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого в настоящий момент обучаются 225 иностранцев из 21 страны, основная доля которых (192 человека) проходят подготовку на международном факультете1. Лишь 33 человека обучаются на других факультетах вуза совместно с российскими гражданами. Учет данного факте необходим при построении общей системы учебно-воспитательной работы в вузе.

Институт кураторства ТГПУ им. Л. Н.Толстого, имеющий многолетнюю историю и являющийся одной из форм организации и управления учебно-воспитательным процессом, ориентирован на решение комплекса задач, связанных с созданием оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов на отделении предвузовской подготовки и основных курсах университета. Кураторы, работающие с иностранными гражданами, обязаны в ходе реализации своих функций учитывать ряд специфических условий субъективного и объективного характера, которые могут повлиять на общее эмоциональное состояние иностранных учащихся:

  1. Культурная неоднородность российского общества (полиэтнический состав населения, сочетание в нем различных традиций, культурных норм и ценностей).

  2. Неоднозначное отношение к представителям других стран и культур в общественном сознании россиян.

  3. Обеспечение комплексной безопасности иностранных граждан, обучающихся на территории РФ.

  4. Климатический фактор.

  5. Изолированность студентов от привычной социально-культурной среды.

  6. Обучение в полиэтнических группах.

  7. Наличие языкового и культурного барьеров.

  8. Обучение и проживание студентов на ограниченной территории и без прямого контроля со стороны родителей.

Система воспитательной работы кураторов международного факультета со слушателями и студентами – гражданами иностранных государств дополняет и расширяет общую концепцию воспитательной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, включая в себя комплекс специфических задач, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Создание условий для полноценного участия иностранных граждан в учебно-воспитательном процессе университета.

  2. Социально-культурная адаптация иностранных учащихся к условиям новой социокультурной среды и к условиям обучения.

  3. Использование языковой среды для повышения эффективности обучения и результативности процесса социально-культурной адаптации.

  4. Недопущение дискриминации иностранных граждан по национальному признаку и обеспечение безопасности иностранных учащихся.

В отличии от других факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого, на которых в соответствии с «Положением о кураторе студенческой академической учебной группы» куратор назначается сроком на 2 года, в течение первых двух лет обучения, на международном факультете куратор назначается на весь срок обучения для каждой академической группы отделения предвузовской подготовки и основных курсов, так как работа по социально-культурной адаптации и выполнению всего комплекса стоящих перед куратором задач не может быть решена только в первые годы обучения и проводится постоянно в рамках следующих основных направлений:

  • проведение собраний студентов по ознакомлению их с основными положениями действующего законодательства РФ о правилах пребывания иностранных граждан в РФ, с Уставом, структурой, историей и традициями университета, с правами, обязанностями и правилами поведения в учебных корпусах, общежитии и на территории студенческого городка университета;

  • работа по соблюдению иностранными студентами требований ФМС на территории РФ;

  • организация работы по прохождению иностранными студентами медицинского осмотра;

  • работа в общежитии (в том числе помощь по обустройству и утеплению комнат, содействие в приобретении необходимого бытового инвентаря, посуды, канцелярских принадлежностей, теплой одежды);

  • развитие культурно-творческой среды факультета: реализация модели интегрирующей воспитательной среды;

  • деятельность, направленная на пропаганду мирового культурного наследия, пропаганду культуры, традиций и языка русского народа;

  • работа по формированию ценностей здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения;

  • расширение и развитие научного творчества студентов.

В целях оказания социальной и психологической помощи иностранным студентам на факультете разработана система дежурства кураторов в общежитии. В соответствии с установленным графиком осуществляется еженедельное посещение кураторами студентов закрепленных за ними учебных групп. Во время дежурства преподаватели проводят со студентами беседы о правилах проживания в общежитии, профилактике противопожарной безопасности, необходимости соблюдения должного санитарно-гигиенического режима, правилах приглашения друзей и родственников в общежитие, правилах соблюдения безопасности на улицах города и т. д. Также проводятся индивидуальные беседы со студентами, в ходе которых оценивается уровень социального самочувствия студентов, выявляются факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на процесс адаптации студентов, определяется уровень межэтнической толерантности в студенческой среде, выявляются предпочтения студентов в проведении свободного времени, определяются их личностные проблемы.

Действенным механизмом управления процессом социально-культурной адаптации студентов – граждан иностранных государств является институт содружеств, в которые студенты объединяются, прежде всего, по национальному признаку. В настоящий момент приказом ректора университета в вузе созданы и активно действуют Содружество китайских студентов, Содружество вьетнамских студентов и Содружество студентов стран Ближнего Востока, Южной Азии и Африканского континента. Кураторы факультета имеют возможность взаимодействовать с советами содружеств по вопросам, связанным с обучением, бытовыми условиями, обеспечением безопасности и досугом иностранных учащихся. Вопросу развития и укрепления межнациональных связей на факультете также способствуют воспитательные и организационные мероприятия, проводимые под руководством заместителя декана по воспитательной работе и работе в общежитии и кураторов: участие в социально-значимых проектах университета, организация совместных встреч иностранных и российских студентов, встреч иностранных студентов с российскими школьниками, проведение работы по подготовке иностранных учащихся к участию в конференциях, общеуниверситетских мероприятиях и праздниках, проведение работы по предотвращению конфликтов между студентами разных национальностей.

В 2010-2011 учебном году на международном факультете реализуется социально-значимый проект «Диалог народов – диалог культур», целями которого являются: 1) пропаганда мирового культурного наследия; 2) пропаганда культуры, традиций и языка русского народа; 3) укрепление и развитие межнациональных связей; 4) знакомство с традициями, обычаями и культурой стран, из которых прибыли иностранные студенты; 5) повышение общего культурного уровня, формирование мировоззрения учащихся; 6) воспитание чувства толерантности и уважения к представителям иной культуры.

В рамках данного проекта были проведены следующие мероприятия: Фестиваль вьетнамской культуры, студенческий праздник знакомства «На перекрестке культур», Неделя китайской культуры, Неделя арабского языка и культуры. В июне 2011 г. для всех иностранных учащихся ТГПУ им. Л. Н. Толстого будет проходить Праздник Русского языка и культуры.

В современных условиях существует высокая степень актуальности в изучении комплекса проблем межэтнического и межкультурного взаимодействия, отношений иностранных студентов и населения принимающего российского общества. Результаты исследований, проведенных на территории РФ, показывают, что это возможно лишь на основе определенного уровня владения языком как средством коммуникации, при условии познания посредством языка особенностей культуры лингвокультурного сообщества, внутри которого иностранному студенту приходится не только жить, вступать в коммуникацию, но и получать профессиональные знания.

В текущем учебном году для выявления готовности студентов к адаптации в новом социуме, сложностей и проблем, а также для определения механизмов разрешения затруднений было проведено анкетирование студентов (репрезентативная выборка), обучающихся на международном факультете. Так, среди основных факторов, играющих ключевую роль в достижении чувства удовлетворенности жизнью и учебой в России, студенты называют:

  • доброжелательное отношение окружающих, дружба с российскими студентами;

  • бытовые условия;

  • высокое качество преподавания, использование передовых информационных технологий;

  • надежное обеспечение безопасности.

Важность проведения подобных исследований подтверждается тем фактом, что системное изучение особенностей реализации и развития личностного потенциала, а также социокультурной адаптации студенчества из зарубежных стран к жизни и учебе в нашей стране может способствовать оптимизации отечественной системы высшего образования, что, в конечном счете, призвано поддержать международный престиж нашей страны, подтверждая высокий уровень ее науки, культуры, образования.

Общемировая тенденция интеграции и глобализации в сфере образования требует создания педагогических технологий, обеспечивающих формирование целостного мировоззрения, интегративного способа мышления, способности к самостоятельному творческому поиску, компетентности и профессионализма. Языковое образование в этой связи выступает как одна из интегрирующих основ гуманитарной подготовки специалиста, обеспечивая целостность развития личности студента.


1 Данные по контингенту студентов приводятся во состоянию на 01.03.2011 г.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная адаптация, студент, высшее образование, гражданин, международный факультет, территория РФ, национальный признак, отечественная система, предвузовская подготовка, Россия.

Похожие статьи

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей

Краудсорсинг, как средство повышения эффективности системы управления вузом и инфраструктурного развития

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Структурирование учебного материала как фактор мотивации современного обучения

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Похожие статьи

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей

Краудсорсинг, как средство повышения эффективности системы управления вузом и инфраструктурного развития

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Структурирование учебного материала как фактор мотивации современного обучения

Социально-психологический тренинг как средство успешной адаптации обучающихся

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей