Формирование умения у учащихся анализировать лирическое стихотворение
Автор: Исмагилова Зульфия Минсалиховна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2213 раз
Библиографическое описание:
Исмагилова, З. М. Формирование умения у учащихся анализировать лирическое стихотворение / З. М. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/363/ (дата обращения: 18.12.2024).
Среди многообразных проблем, встающих перед учителем-словесником, изучение лирики в школе закономерно считается одной из наиболее трудных. Учителю литературы необходимо не только самому видеть в процессе чтения лирических произведений «движение авторских чувств и мыслей в стихотворении», определять многозначность поэтического слова», но и осознавать «опасность субъективной трактовки поэтического текста читателем-школьником»; не только знать о необходимости активного сопереживания как условия постижения сути стихотворения», но и сделать реально возможным возникновение «общности жизненного и духовного опыта поэта и читателя при знакомстве с лирическим текстом в классе». Таким образом, преподаватель литературы должен профессионально воспринимать поэтический текст и достаточно свободно ориентироваться в особенностях восприятия и анализа лирических жанров (ода, элегия, эпиграмма, послание и др.) учащимися различных возрастных и индивидуально-типологических групп, уметь организовать изучение различных сторон поэтики стихотворного произведения, использовать другие виды искусств при изучении лирики и т.д.
Профессиональные умения учителя-словесника формируются как результат освоения и многократного закрепления знаний о формах подготовки и проведения определенного вида работы и творческой работы в школе или колледже. Процесс формирования профессиональных умений включает в себя такие этапы, которые позволяют обработать все составляющие этих умений. Профессиональные умения анализа лирического произведения в класс включают в себя:
Читательские умения, связанные с чтением и анализом лирики (прослеживать изменения настроения в стихотворении; находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах произведения проявление авторского отношения к изображаемому; интерпретировать поэтический текст, передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, сопоставлять различные переводы произведения; анализировать тип жанра, ритмику, рифмовку, строфику стихотворения и мотивировать выбор их автором и др.);
Умения, которые связаны с «чувством аудитории», т.е. умении видеть, как класс реагирует на лирическое произведения, распознавать причины недопонимания, умение найти наиболее верный и короткий путь к воображению и интеллекту слушателей и читателей;
Педагогические умения создания разнообразных учебных ситуаций, при которых общение учащихся с текстом оказывается более плодотворным .
Задачи формирования умения анализировать на уроках литературы заключаются, таким образом, в том, чтобы, во-первых, актуализировать знания, полученные при изучении историко- и теоретико-литературных дисциплин, с одно стороны, и дидактики – с дугой; во-вторых, в том, чтобы развить чувство учебной аудитории, в-третьих, создать условия для конкретных поэтических текстов в конкретных условиях урока; в-четвертых, развивать потребность в творческом осмыслении текста создании собственных вариантов поэтического текста.
При этом, естественно, необходим процесс осознания читательских умений как специфических, имеющих определенную структуру и закономерности.
Первый этап работы ̶ изучение восприятия лирического произведения читателями разных возрастных групп. Цель занятий – научить выявлять и анализировать характер первичного восприятия поэтического текста. Для этого прежде всего необходимо разработать вопросы и задания для проверки восприятия стихотворений, включенных в школьные программы средних и старших классов.
Сравнительных анализ результатов своей работы и данных , представленных в исследованиях Л.И. Жабицкой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, З.Я. Рез других, позволяют найти свои ошибки и таким образом освоить одно из важнейших умений школьного анализа. Одной из основных проблем является подготовка восприятия поэтического текста в классе, создания эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, способствующей наиболее полному и глубокому восприятию лирического стихотворения учащимися.
Работа проводится по следующим направлениям:
1.Современные исследования в области поэтики лирического произведения. 2. Психологические проблемы чтения лирического текста. 3.Работа современных методистов и их роль в развитии современных подходов к школьному анализу поэтического текста. 4. Эмоциональный контакт с произведением и работа воображения читателя. 5.Уровни понимания лирического текста. 6.Вариативность урока литературы в зависимости от уровня литературного развития и характера восприятия произведения школьниками. 7.Читательские умения, связанные с освоением учащимися лирики как литературного рода.
Основные составляющие процесса восприятия лирического произведения могут быть представлены в наглядной форме следующим образом:
Анализ лирического произведения |
||
Эмоциональный контакт, реакция на настроение произведения |
Работа воображения, фантазия |
Понимание – интеллектуальная реакция на |
|
|
|
Анализ характера восприятия лирического стихотворения читателям разных возрастных групп позволяет сделать вывод о наличии нескольких уровней возможной реакции на поэтический текст:
|
|
|
|
|
|
Алгоритм работы учителя на первом этапе подготовки к уроку:
Проверка уровня восприятия поэтического текста;
Формирование представления о возрастных и индивидуально-типологических особенностях восприятие лирического произведения учащимися;
Формулирование задач по выработке определенных читательских умений, связанных с необходимостью развития воображения учащихся данного класса;
Формирование культуры их эмоционального отклика на лирическое стихотворение;
Обучение приемом аналитической работы с поэтическим текстом.
Таким образом, определяя основные задачи обучения определенным читательским умениям, мы закладываем фундамент школьного анализа поэтического текста.
Второй этап подготовки к уроку, а именно выбор конкретных целей и приёмов работы с конкретным произведением, требует особого внимания, так как именно он определяет методический сюжет урока.
Перед учителем ставится задача, во-первых, закрепить умения, связанные с разноплановым филологическим анализом лирического стихотворения (рассматривается его структура ,способы организации ритма, своеобразие лексики и синтаксиса, средства художественной выразительности и т.п.); во-вторых, отработать рабочую схему рассмотрения поэтического текста в единстве его содержания и формы, пригодную для работы в классе, в третьих, научиться выбирать из многообразия черт, составляющих своеобразие поэтики данного произведения, те, что могут быть интересны и важны для потенциального читателя .
К каждому из предложенных для разбора стихотворений необходимо тщательно подобрать научные материалы по истории создания, публикации, оценки современниками и читателями-потомками стихотворения, а также сведения об опытных его литературоведческого исследования. Выполнение таких заданий позволяет не только обогатить восприятие поэтического текста, но и выработать достаточно отчетливое представление о соотношении научного и школьного анализа, о многих принципиальных отличиях первого от второго. Такая работа способствует формированию важного профессионального умения-умения выбирать направление школьного разбора поэтического текста. Итогом этого этапа работы станет выполнение заданий по созданию опорных конспектов и схем анализа поэтического текста.