Особенности работы с младшими школьниками, имеющими незначительные отклонения в психофизическом развитии
Авторы: Горяинова Елена Юрьевна, Максакова Наталия Валерьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1846 раз
Библиографическое описание:
Горяинова, Е. Ю. Особенности работы с младшими школьниками, имеющими незначительные отклонения в психофизическом развитии / Е. Ю. Горяинова, Н. В. Максакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/370/ (дата обращения: 16.11.2024).
Среди трудностей, которые переживает современная начальная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.
Обсуждение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся, имеющих незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах) или поведении, затрудняющие адекватную социализацию и адаптацию к школе, актуально не только при подготовке молодых педагогов, но и для опытных учителей. В то же время актуальность обсуждения этих вопросов определяется не столько недостаточной информированностью педагогов, сколько заметным увеличением числа детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом сопровождении [1,с.59].
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. В практической психологии под понятием психолого-педагогическое сопровождение подразумевается помощь и поддержка ребенка в процессе его интеграции в образовательную среду.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причиной которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. В данных условиях наличие у педагогов глубоких знаний о причине и появлении отклонений в развитии личности школьников является залогом эффективного психолого-педагогического сопровождения в период адаптации к школе первоклассников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.
Начало обучения в школе, вхождение в новую социальную ситуацию - достаточно сложный процесс для всех категорий детей. Однако, трудности адаптации как достаточно, так и недостаточно подготовленных первоклассников при правильной постановке работы носят временный характер. При этом важно учитывать, что в классе могут быть и дети, имеющие незначительные отклонения в психофизическом развитии, учебные трудности которых носят стойкий характер и, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями. Это школьники с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, астеническими состояниями, гипервозбудимые.
Одну из наиболее многочисленных групп среди неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. В данной группе встречаются дети как с нарушенным темпом физического и умственного развития, так и учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности. В первом случае задержка вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью, в их поведении зачастую развивается нервозность. Что касается функциональных расстройств психической деятельности, то здесь можно отметить, что для данной категории школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе. Чаще всего задержка психического развития выявляется в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. Снижение работоспособности и неустойчивости внимания у детей этой категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – наибольшее сосредоточение наступает после некоторого периода деятельности, у третьей группы учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей [2, с.37]. В процесс обучения детей с данными нарушениями, целесообразно вводить игровые элементы, использовать красочный наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными.
Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся. Иногда у школьников отмечается бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированности звукопроизношения, неполноценность фонематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли. Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушения нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи могут являться следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических [3, с.42]. Крайне важным является развитие речевой активности школьников. В связи с этим необходимо развивать не только речевую, но и речемыслительную деятельность. Этому способствуют организованные занятия, где детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы.
В первые дни обучения в школе важно выявить школьников с нарушением слуха, поскольку наличие сохранного физического слуха является необходимой предпосылкой успешного овладения чтением и письмом. Как правило, у таких школьников ограниченный запас слов и специфические ошибки в произношении. При чтении и письме характерны: смешивание звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих, выпадение безударных окончаний, опускание начала слова и др. Нередко эти дети неуверенны и недостаточно общительны. В то же время дети с легким снижением слуха при создании надлежащих условий могут вполне быть успевающими учениками общеобразовательной школы. При объяснении материала, педагогу необходимо громко и четко произносить слова, обращая внимание на то, чтобы слабослышащий ребенок видел лицо педагога. Необходимо подбадривать такого ребенка, подчеркивать в присутствии других учеников его положительные качества и успехи в обучении, достигнутые благодаря прилежанию [1, с.60].
В первые дни пребывания в школе следует провести с такими школьниками несколько дополнительных занятий, на которых больше внимания уделить различению на слух глухих звуков, безударных частей слова, обогащению словарного запаса.
Затруднения в обучении первоклассников часто связаны и с нарушением зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Школьники с нарушенным зрением вследствие нечеткости, замедленности, узости восприятия путают сходные по начертанию буквы, цифры, что затрудняет счет и решение арифметических задач, мешает понять содержание прочитанного и овладеть техникой чтения. Все указанное выше, хорошо компенсируется очками, однако, педагогу следует учитывать, что эти дети не всегда хорошо видят написанное на доске. В течение урока им необходимо предлагать различные виды работ, вести строгий контроль за объёмом зрительной работы на уроке и при выполнении домашних заданий, так как начало школьного периода совпадает с критическим периодом для развития органов зрения.
Пониженная работоспособность, повышенная утомляемость и как следствие легкая отвлекаемость и недостаточная сосредоточенность при выполнении заданий, характерны для школьников с астеническими состояниями [1, с.61]. В поведении этих детей нарушения проявляются в разной степени. Одни из них часто возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, нервны, плаксивы, напряжены. Другие, наоборот, вялы, медлительны, заторможены, недоверчивы. Часто из боязни сказать что-либо неправильно такие школьники вообще отказываются отвечать. У тех и других нередко отмечаются головные боли, и даже головокружения. Первостепенной задачей педагога в работе с такими детьми должно быть постепенное повышение их работоспособности. Следует соблюдать постепенность в усложнении заданий, систематически обучать пользоваться уже усвоенными знаниями, а при появлении первых признаков утомления переключать на выполнение других заданий. Эффективным приемом в работе с данной категорией первоклассников является периодическая смена поз – перевод школьников во время каждого урока из позы «сидя» в позу «стоя» не менее трёх раз.
Как ни парадоксально, но слабо подготовленные первоклассники больше устают именно на уроках средней трудности, где они активно работают, чем на уроках высокой трудности, где, не справившись с заданием, они просто переключаются на другую деятельность (начинают рисовать, разговаривать с соседом по парте и т.д.). Высокая чувствительность и небольшая выносливость первоклассников с низким уровнем работоспособности приводят к повышенной утомляемости при использовании учителем только вербального метода обучения, поэтому применение информационно-коммуникативных средств в обучении способствует устойчивой работоспособности в течение всего рабочего дня.
Неуспеваемость некоторых учеников обусловлена нервно-психическими нарушениями различной степени. Сюда можно отнести: заикание, тикозные подергивания в различных частях тела, невроз навязчивых движений, страхи. Внутренние переживания ребенка могут приводить к развитию внутреннего конфликта, который, в свою очередь, способен отрицательно влиять на психическое развитие ребенка. Встречаются школьники, склонные к «застреванию» на своих переживаниях. Их целесообразно вовлекать в различные виды деятельности и оказывать помощь в ходе её выполнения. При сохраненном интеллекте у таких детей возможна некоторая «замедленность» мышления, поэтому в русле дополнительных занятий, следует изучать материал с некоторым опережением, снижая, таким образом, риск отставания от сверстников.
В случае недоразвития эмоционально-волевой сферы, дети могут проявлять такие особенности поведения и характера как чрезмерная обидчивость, повышенная ранимость, болезненная привязанность к матери при равнодушии к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, могут быть эмоционально холодны, замкнуты и эгоистичны. Нередко переоценка ребенком своих возможностей приводит к конфликтам с окружающими. У таких детей может проявляться повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам, неустойчивое настроение, их поведение носит зачастую импульсивный характер. Им трудно сосредоточится, сохранять внимание на определенный срок. Как правило, недостатки поведения таких школьников заметны с первых дней пребывания в школе. Они с трудом подчиняются школьным требованиям, склонны к нарушению дисциплины и к конфликтному поведению в среде сверстников. Интеллект у данной категории детей, как правило, не нарушен, однако продуктивность в обучении недостаточно высокая, так как они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не умеют сосредоточиться на нём и удержать в памяти отдельные элементы задания, не имеют разумного опыта в преодолении трудностей. Таких детей необходимо настойчиво приучать к тщательному выполнению заданий, постепенно увеличивая нагрузку. Воспитательные мероприятия, в данном случае, необходимо направить на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. В общении важно сохранять ровный, спокойный тон, который поможет препятствовать возникновению аффективных вспышек по ничтожному поводу [4, с.26].
Практика и наш собственный опыт показывают, что определенная часть школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии, может успешно адаптироваться к обучению в школе. Совместное обучение в одном классе с более успешными детьми способствует, с одной стороны адекватной социализации данной категории школьников, а с другой – формированию у здоровых детей толерантности к недостаткам одноклассников, чувства взаимопомощи. Последнее обстоятельство особенно актуально в наши дни.
Литература:
Поставнева И.В. Учителю о первоклассниках с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.//Начальная школа, 2006. № 4.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии./Под редакцией Б.П. Пузанова. - М.; Академия.1999.
Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии./ Психологическая наука и образование, 2002 - №2, стр.42.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. _М., 1985.