Интеграция химии и русского языка
Автор: Петрова Алла Константиновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1504 раза
Библиографическое описание:
Петрова, А. К. Интеграция химии и русского языка / А. К. Петрова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/377/ (дата обращения: 16.11.2024).
Модернизация системы образования в нашей стране проходит в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования. В первую очередь эти процессы затрагивают учебные предметы естественного цикла, к сожалению, не в их пользу. При сокращении учебных часов на изучение химии должно измениться содержание обучения, но этого не произошло. С другой стороны, требования концепции гуманитаризации образования, осознающей отрицательные последствия технократического подхода к образованию, требуют помощи учащимся в формировании внутренней культуры и истинной иерархии ценностей. Все это принципиально меняет цели образования. Новое педагогическое мышление предполагает включение гуманитарного компонента в естественные дисциплины. Это позволяет рассматривать возможные пути интеграции столь непохожих предметов, как химия и русский язык.
На современном этапе развития гуманитарного знания исследование языкового сознания человека является требованием времени. Понимая, что языковое сознание проявляется не только на уровне языковых навыков (что вполне можно было бы оставить для учителей русского языка), но и в более широком аспекте, как некий конгломерат знаний, представленный в масштабе языкового коллектива, осознающего свою целостность и идентичность благодаря единому языку. Именно так нам видится решение задачи, в которой формально не связанные предметы – химия и русский язык начнут своё переплетение.
Языковой опыт ученика, который начинает изучать предмет химию, а это подростки в возрасте 12 – 13 лет, уже достаточно сформирован. В этом принимали участие последовательно:
родители ребенка;
воспитатели, которых он встречал на своём жизненном пути;
окружающая его среда.
Главный дефект, с которым нам приходится столкнуться, состоит в том, что их словарный запас учащихся довольно беден, речь довольно груба, а порой и звучит табуированная лексика и грубость. Следующей проблемой является то, что дети очень слабо отвечают устно. Они могут решить тест, ответить письменно, решить химическую задачу, а объяснить ход своих мыслей, дать логичный развернутый ответ затрудняются. Ученики стесняются отвечать у доски, порой неправильно произносят слова, не понимают значения слов, у них не хватает словарного запаса.
В связи с этим нам представляется важным постепенно преодолеть возникающий барьер в знаниях единого русского языка, объединяющего коллектив учащихся в классе, языка, объединяющего разные поколения человеческой общности в рамках единой страны. Для решения этой задачи нами были выбраны следующие пути, позволяющие развивать языковое сознание человека: бессознательно проявляющийся языковой опыт (языковую компетенцию) ученика, а также его эмоционально – оценочное и научное осмысление (рефлексию).
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования положительного отношения учащихся к русскому языку, как объединяющему человеческому началу, в процессе преподавания химии.
Задачи исследования:
Определить возможности расширения гуманитарного пространства урока химии.
Исследовать возможности увеличения языкового самосознания и культурных потребностей через определённые формы заданий учащимся на уроках химии.
Выявить воздействие предлагаемых форм гуманитарной интеграции на развитие личности учащихся.
Для осуществления этих задач нами проведен анализ содержания программного материала по химии и определены темы, позволяющие найти привязки к русскому языку и культурологии. Определены формы работы и задания, которые должны выполнять учащиеся. Разработаны формы оценивания, позволяющие учитывать состояние лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, а также особенности личности ученика.
Основными измерителями, которыми мы пользовались, были следующие:
развитие функциональной грамотности;
мотивация к изучению русского языка;
развитие способности к созданию рифм;
выполнение заданий творческого характера;
рефлексия.
Нами также предложена система взаимопроникновения и переплетения русского языка и уроков химии.
Говоря о развитии функциональной грамотности, мы подразумеваем, прежде всего, владение некоторым комплексом общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих любому человеку сознательно участвовать в социальных процессах. В современном мире языковая грамотность – первая составляющая функциональной грамотности.
Языковая компетенция предполагает практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм.
Свои исследования мы начинали с введения в практику работы проблемных вопросов, на которые просили дать ответ, конкретных слоганов, несущих определенный смысловой вопрос и основ духовной культуры.
Например, слова, которые часто слышат учащиеся на уроке от учителя:
Терпение;
Смирение;
Уважение;
Помощь;
Сострадание;
Поддержка.
Использование таких слов было первым шагом на пути формирования доверия между учителем и учащимися, что позволило в дальнейшем более смело включать в канву урока те идеи, которые намечено было опробовать.
Просили ответить на следующие проблемные вопросы:
«Один из великих ученых сказал: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А зачем надо изучать органическую химию?».
Или еще один из вопросов «Как связаны соединения кальция и твоя малая Родина?» (тема «Кальций и его соединения»).
Такие небольшие вкрапления – размышления в уроки химии требуют не только умения быстро ответить, но и написать свой ответ грамотно. Приведем только два ответа на последний из поставленных вопросов.
«Первый раз о Кунгуре я услышала в детстве, когда мама рассказала мне о Кунгурской ледяной пещере. Ведь именно она прославила наш город на всю страну. Потому кальций непосредственно связан с историей нашей малой Родины. Нам осталось лишь сохранить её. Остальное природа сделала за нас!» (Юля Никитина).
«Я думаю, что да. Моей малой Родиной является мой дом. А дом сделан из соединений кальция. Я живу в своём доме, и во мне тоже находится кальций. Около своего дома в детстве я любила рисовать мелом. И в меле тоже есть кальций. Следовательно, моя малая Родина и соединения кальция очень близки» (Настя Титова).
Рассмотрим, каким образом нами применяются слоганы, которые введены нами, и они также связаны с конкретной изучаемой темой урока по химии, например, тема «Галогены».
Тема, класс |
Строки слоганов |
Вопросы учащимся |
«Галогены», 9 класс |
Галос – соль, Генус – я рождаю. Друзей себе я выбираю, Эту заповедь не нарушаю. |
Что такое заповедь? Каких друзей выбирают галогены и почему? |
«Решение химических задач», 10 класс |
Ноги наши согнуты, Головы приподняты. Спинку держим прямо, Как учила мама. |
Для чего нужно спину держать прямо? Почему мама именно этому учила? Почему нужно слушать маму? |
Такие небольшие задания приводят к тому, что учащиеся смелее высказывают свои мысли, дают развёрнутые ответы, приучаются говорить и расширяют свой словарный запас.
В практике нашей работы также включено использование словарей русского языка, химических словарей и энциклопедий. Всё это вместе взятое позволяет говорить о том, что происходит постепенное усиление мотивации к изучению русского языка.
В этом случае происходит реставрация на микроуровне, в сознании. И человек начинает рассуждать примерно так: от такой примерно мысли «Какие удивительные слова сегодня прозвучали!» до «Как хорошо быть грамотным!».
На этом фоне нами предпринята попытка развития поэтических способностей подростков и их желания к сочинению стихов. Первоначально такие задания предлагались по желанию. Однако, постепенно к 10 - 11 классу включались все. Поскольку нами предлагался упрощенный вариант сочинения стихов по готовым рифмам к только что изученной на уроке химии теме.
Например, при изучении темы «Серная кислота» учитель предлагает следующие рифмы: серная – вредная, хороша – душа.
За пять минут учащиеся (Все до одного сочиняют свои собственные стихотворные формы!).
Кислота есть серная,
Для здоровья вредная.
Но сильна её душа,
Для реакций хороша!
(Стекачева Елена)
Кислота есть в мире серная,
Все обугливает: вредная.
В производстве хороша,
Ведь широка её душа!
(Зеленина Анна)
Результатом такой работы явился выход в свет первого сборника химических стихов учащихся лицея.
Анализ такой формы, как сочинение стихов и поэтических строк в процессе изучения химии, позволил выявить сильные и слабые стороны применения этого явления в учебном процессе.
К сильным и положительным моментам мы относим:
1. Сочинение стихов – это попытка понять окружающий мир и вступить в диалог с ним.
2. Мы расцениваем этот процесс как развитие духовных качеств личности ученика, осознание им самим того факта, что, если захочет душа – будет стихотворение.
3. С нашей точки зрения это есть попытка дать ученику возможности для развития своего самосознания и своего внутреннего «Я».
4. И, наконец, это реализация потребности сформулировать своё собственное мнение.
Однако нельзя не сказать и о тех отрицательных моментах, с которыми пришлось столкнуться. Причем это касается как самого учителя, так и ученика.
1. Учитель находится в постоянном состоянии разрешения противоречия между потребностью развития личностных качеств ученика (причем, разными способами, включая и развитие поэтических дарований) и выполнением программного минимума по предмету химии.
2. Учителю необходимо найти место и время для проведения такой работы.
3. Оставляют желать лучшего рифмы, предлагаемые учащимися (но это как раз и поправимо с опытом!)
4. В содержании стихов много загадочности, которая так присуща мятущейся и неокрепшей душе в подростковом возрасте.
С огромным интересом наши учащиеся выполняют и предлагаемые творческие задания по химии. Приведём несколько примеров таких заданий.
Тема урока, класс |
Содержание задания |
9 класс. Тема «Соли».
|
Почему так говорят: «Если хочешь дольше жить, другому - должен не солить»? |
10 класс, физико – математический. Тема «Периодический закон Д.И.Менделеева». |
Пользуясь словарями и справочниками, приведи не менее 6 – 7 определений слова ЗАКОН. |
10 класс, гуманитарный. Тема «Соединения кальция». |
Создание проекта «Москва Белокаменная» |
С нашей точки зрения, такие задания позволяют выявить уровень общей языковой подготовки и степень развития логического мышления учащихся. Также нами сделаны попытки разработки заданий с готовыми текстами (кейс – метод). Перед учащимися стоят разные задачи, требующие умения выделить в тексте главное, умение работать самостоятельно и творчески. Например, мы предлагаем учащимся свернуть текст до трех предложений, ответить на вопросы и дать новый заголовок полученному тексту. Такая работа способствует повышению интереса к языку и восприятие его как личной и национальной ценности, а также в ряде случаев – потребность в развитии своей языковой культуры.
Также нами применяется и метод проектов. Данный метод признан во всей мировой педагогической практике как один из эффективных методов обучения школьников. Для выполнения проекта ученик должен уметь видеть проблему, осмыслить ее, а также самостоятельно (устно или письменно) изложить возможные пути ее решения. Важными с нашей точки зрения формами проектов являются эссе и резюме.
Проекты предлагаются учащимся 8 – 11 классов. Объем проекта весьма ограничен, что не дает возможности простого копирования материалов литературных источников или Интернет – ресурсов. При защите проекта учащиеся учатся говорить, выражать свои мысли и оценивать работу друг друга, что позволяет формировать, развивать и совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи. Вот некоторые из предлагаемых нами тем:
М.В.Ломоносов – «первый русский университет».
Кислоты и основания у меня дома.
Химия домашней аптечки.
Почему сера как вещество до сих пор применяет к себе внимание?
Наука химия является трудной для большинства учащихся. Поэтому гуманистический смысл проектной деятельности состоит также и в том, чтобы поддержать творческий потенциал учащихся с самым разным уровнем развития и возможностей. Для решения этой задачи были выбраны самые разные пути, позволяющие развивать языковое сознание человека: бессознательно проявляющийся языковой опыт (языковую компетенцию) ученика, а также его эмоционально – оценочное и научное осмысление (рефлексию). Нами получены следующие результаты:
Анализ результатов сдачи ЕГЭ по предметам русский язык и химия показал, что произошли положительные сдвиги в этом направлении. Рассмотрим этот факт на примере 11 химико – биологического класса, включающего 28 учащихся. Таким образом, все полученные оценки их труда возросли.
Предмет |
Окончание 10 класса |
Окончание 11 класса |
Химия |
5 – 9; 4 – 15; 3- 4; |
5 – 9; 4 – 21; |
Русский язык |
5 – 8; 4 – 15; 3- 5; |
5 – 17; 4 – 10; 3 – 1; |
Увеличился объем прочитанной школьниками информации (включая книги, газеты, журналы, информация, взятая из Интернет).
Накоплен банк заданий, позволяющих проводить интегративные взаимосвязи с русским языком. Эти задания не являлись сложными для учащихся и не приводили к состоянию стресса.
Выпущен сборник химических стихов лицеистов.
Выводы:
Проведённая нами работа показала, что решение задачи интегрирования с русским языком возможно при любых формах организации учебного процесса, при объяснении нового материала, при проверке и его закреплении.
Развитие языкового самосознания нельзя связывать исключительно с дальнейшим совершенствованием логических форм мышления, в частности с химическим мышлением, не последняя роль в этом принадлежит и психологическому фактору, игре и коммуникативному намерению говорящих.
Активизация учителем познавательной деятельности учащихся приводит к закономерному явлению – от творчески развивающегося учителя (от самопознания к самореализации) к творчески саморазвивающемуся ученику.
Литература:
1. А.К.Петрова. «Первые шаги в эксперименте. Химия в классах гуманитарного профиля» в сборнике «Модернизация Российского образования», сборник статей, Пермь, 2003.
2. А.К.Петрова. «Первые шаги эксперимента по обучению химии в классах гуманитарного профиля», научно – методический журнал «Химия: методика преподавания», №1, Москва, 2003.
3. А.К.Петрова. «Непрофильное изучение химии». Статья в сборнике «Лицей в образовательном пространстве Пермского края», Пермь, 2005.