Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов
Автор: Серова Ольга Васильевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 2324 раза
Библиографическое описание:
Серова, О. В. Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов / О. В. Серова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/414/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современное общество с развитием рыночных отношений выдвигает новые требования к образованию и профессиональному самоопределению студентов. В связи с этим, обществу стали необходимы люди, способные к саморазвитию, к принятию нестандартных решений, к умению ориентироваться в быстро растущем информационном потоке.
Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 2203 – «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» техник должен:
быть способным к системному и практическому действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению
компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации [1].
Для решения этих задач предлагается использование проектного метода, как в различных дисциплинах, так и на занятиях по производственному обучению, на учебной практике, а также в воспитательной работе.
Навыки проектной деятельности необходимы сегодня студентам всех специальностей, но особенно они важны для студентов – будущих специалистов в области IT- технологий. Конец XX – начало XXI века отмечены бурным развитием информационных и коммуникационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Это означает необходимость для человека непрерывно совершенствовать свои навыки и компетенции с целью успешного поиска себя на рынке труда. И здесь проектный метод наиболее эффективен.
Активное использование метода проектов при обучении студентов факультета среднего профессионального образования Волжского государственного инженерно-педагогического университета будет способствовать повышению уровня мотивации студентов к обучению, формированию коммуникативных навыков, повышению уровня самостоятельности, общему интеллектуальному развитию.
Реализация задач формирования этих умений и качеств, предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:
вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс;
совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем;
свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;
постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Создать вышеперечисленные условия в образовательном процеесе позволяет использование метода проектов. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 1920-30 годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.
Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение ролей. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. [2].
Проблеме использования метода проектов посвящены исследования С.Т. Шацкого, В. М. Шепель, Н.А. Масюкова, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионова, В.В. Серикова, В.Д. Симоненко, и др.
В соответствии с учебным планом по специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» уже в первый год обучения студенты проходят практику для получения первичных профессиональных навыков. Практика призвана углубить знания по специальным предметам, изучаемым на первом курсе.
Практика студентов имеет целью закрепление теоретических и практических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (информатика, математика, основы алгоритмизации и программирования, операционные системы и среды, архитектура ЭВМ и вычислительные системы), а также получение первоначального опыта профессиональной деятельности по изучаемой специальности.
В ходе учебной практики студенты выполняют учебное исследование в рамках учебного проекта по одной из тем практики. Работа выполняется в группах из 4-5 человек. Работая в группах, студенты должны проявить качества, необходимые будущему специалисту. Это ответственность и коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умения работать с информацией и медиасредствами; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность.
При работе в группах студенты ищут ответ на проблемный вопрос; формулируют цели учебного исследования; выбирают методы исследования; подбирают необходимые ресурсы; выполняют исследование; проводят самооценку и взаимооценку выполненного исследования; формулируют выводы; оформляют результаты с использованием современных информационных технологий; защищают результаты на итоговой конференции по практике.
При выполнении учебных исследований студенты используют различные информационные технологии, освоенные в рамках учебной практики: технологии обработки текста, технологии обработки табличных данных, мультимедийные технологии, сетевые технологии. Результаты работы в проекте они представляют с помощью технологии Вики, с помощью блогов, документов совместного редактирования, с помощью карт знаний, Google-сайта.
Портфолио проекта размещается на Вики-портале ВГИПУ по адресу http://wiki.vgipu.ru.
- Литература:
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 2203 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. – 36 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.