Роль единого эколого-образовательного пространства в формировании экологического сознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, И. Н. Роль единого эколого-образовательного пространства в формировании экологического сознания / И. Н. Карпова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/425/ (дата обращения: 16.10.2024).

В условиях развития техногенной цивилизации прогрессирует так называемый кризис сознания, проявляющийся в прагматичном, утилитарном противопоставлении социального мира природному. Происходит обесценивание жизни, которая становится товаром, объектом преобразования со стороны человека с целью удовлетворения своих материальных потребностей. Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования нового экологического сознания, определяющего мировоззренческий характер отношения человека к природе, как форме существования жизни.

Экологизация сознания происходит под влиянием отражения непосредственного бытия – экологической ситуации в месте проживания и деятельности человека. Оценка экологической ситуации зависит от степени осведомленно­сти и информированности населения по вопросам использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, окружающей среды, защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения. Необходимо располагать знаниями о том, что происходит с окружающей природой, какие изменения в ней совершаются и какова тенденция их развития. Эти знания нужны для того, чтобы своевременно корректировать различные аспекты природопользования и не допустить необратимого ухудшения состояния природной среды.

Появление экологии как факта общественного сознания – это значительный шаг вперёд в понимании того, что окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений, по отношению к которой человек выступает лишь как одна из её многочисленных подсистем.

Несмотря на относительно юный возраст становления экологического сознания – как науки (вторая половина XX в.), существует большое количество определений этого понятия, но все они сходятся в одном – оно представляет собой познавательно-ценностную форму социального отражения взаимодействия человека (общества) и природы, представленную в виде идеальных или реальных потребностей и интересов, обладающую активностью, а также деятельностным, всеобщим характером.

Воспитание экологического сознания является сложным многогранным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности человека в отношении к экологическим проблемам, не несущим признаков катастрофы, а также формирование способности оценивать необходимость включения в ту или иную экологическую ситуацию, что является одним из факторов, обеспечивающих ценность такого воспитания.

По мнению Медведева В.И. можно выделить три уровня экологического сознания [4]:

– базовое или общее экологическое сознание (обыденное);

– научно обоснованное экологическое сознание;

– профессиональное экологическое сознание.

Большинство россиян обладают обыденным экологическим сознанием, представляющим собой совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на повседневном опыте и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. В нем, как правило, превалируют эгоистические элементы, учитывающие, прежде всего интересы субъекта или отдельной группы. Обыденное сознание склонно учитывать интересы сегодняшнего дня и не задумываться о будущем. Особенностью этого сознания является случайность той массы данных, которыми оперирует сознание, отсутствие какой-либо системы упорядочения экологических сведений. Для большинства населения понятие «экологическое состояние» всегда ассоциируется с каким-либо нарушением экологической обстановки, носящим катастрофический или близкий к нему характер.

Под влиянием широкого потока информации о различных экологических проблемах обыденное экологическое сознание становится более открытым для перехода от интереса к экологическим новостям к серьезному обсуждению экологических проблем как начальному этапу научного экологического сознания. Основу научно обоснованного экологического сознания составляют научные знания, данные полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Оно требует соответствующей подготовки и не может появиться спонтанно.

В деле становления общественного экологического сознания ведущая роль принадлежит системе непрерывного экологического образования, включающей дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское образование, а также средствам массовой информации (СМИ), создающим общую атмосферу нетерпимости к экологическим нарушениям и преступлениям. Экологическое образование и просвещение населения направлено на формирование у каждого человека и всего общества экологического мировоззрения, как главного условия устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития расширяет концепцию экологического образования, дополняя ее рядом аспектов из других областей с целью комплексного междисциплинарного подхода к образованию. Такой подход к образованию представляет собой процесс, продолжающийся непрерывно на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и просветительской работы с населением, что выходит за пределы формального образования. При этом особое значение приобретает образование для детей, так как образ жизни, жизненные установки и мировоззрение в значительной степени формируются уже в раннем возрасте.

Отсутствие эколого-просветительской работы может привести к ложным представлениям о неисчерпаемости окружающих природных ресурсов. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если аккумулировать надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействиях важных экологических факторов, разработать новые методы сокращения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком, предусматривать использование всех экономических рычагов. На современном этапе экологической политики необходима система информационного обеспечения экологических и природоохранных проблем отраслевого и территориального значения, рассчитанная на информационное обслуживание территорий, отраслей и видов деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от информационных центров первого уровня. Необходимость увязки внешней и внутренней информации при управлении информационными ресурсами сегодня представляется основным пунктом процесса оптимизации данного управления.

Экологизации сознания должны способствовать различные социальные институты и здесь следует подчеркнуть, что важной составляющей в системе формирования экологического сознания, через последовательное проведение образовательного процесса, в т. ч. с использованием его информационного сопровождения в электронной среде – являются высшие учебные заведения, где проводится эколого-просветительская, природоохранная и образовательная деятельность; осуществляется практическое закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения; проведение научных исследований и решение практических природоохранных задач; профориентация молодежи и формирование бережного отношения к природе.

Практически во всех регионах проходят конференции по экологическому образованию. Как правило, их организаторами выступают высшие учебные заведения, в которых преподаватели профессионально занимаются экологическими проблемами. Тематика таких конференций охватывает экологические, социально-экономические, природоохранные и другие аспекты изучения и развития региона, затрагивает проблемы здоровья населения, современные методы мониторинга окружающей природной среды, вопросы экологического воспитания детей.

Возрастающее значение экологических исследований и рост количества потребителей экологической информации, в том числе возникновение новых групп пользователей, с одной стороны, и диверсификация информационного и документального потоков, с другой стороны, создало проблему и потребовало совершенствования системы существующего отраслевого информационного обеспечения.

Основные принципы для разработки систем информационного обеспечения экологических и природоохранных проблем были заложены специалистами ВИНИТИ (Ю.М, Арский, Т.В. Гальцева, Г.Б, Гольфельд, А.Н. Грацианский, В.Ф. Крапивин, Р.Ю. Малахова, И.И. Потапов).

Большое значение в деле информационного обеспечения играют вузовские библиотеки, в конце 1990-х гг. экологическое направление стало заметным явлением в их деятельности. Учитывая экологизацию образования и постоянно возрастающую потребность в информации экологического профиля во всех отраслях народного хозяйства и информации по охране окружающей среды, библиотеки принимают активное участие в экологических проектах и грантах. Генерирующая функция библиотек вузов заключается в том, что помимо генерирования внешних информационных ресурсов, они упорядочивают имеющиеся внутренние ресурсы (в виде авторских публикаций преподавателей университета, библиографических БД), выполняя при этом посредническую функцию между генерируемым информационным потоком и потребителем. Именно библиотеки выступают в роли ресурсных центров и провайдеров экологической информации, как одни из активных участников формирования экологического мировоззрения населения обладая мощным опытом корпоративного взаимодействия. Библиотека может и должна стать ведущим субъектом развития экологических по содержанию и информационных по сути отношений, формирующих эколого-информационное пространство.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует единой информационной системы, которая бы объединяла весь спектр имеющихся ресурсов по экологии регионов РФ и позволяла решить актуальную проблему свободного доступа к имеющейся экологической информации природоохранных структур, научно-исследовательских учреждений, вузов, библиотек и других организаций. Нет путеводителей о том, где и как можно получить экологическую информацию, условия предоставления, какие издания ее публикуют.

В Хабаровском крае сегодня начаты работы по созданию модели единой информационной сети (системы) экологической информации, которая будет формировать систему информирования библиотек, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций, школ края путем адресной рассылки блока экологической информации, проведения и освещения воспитательно-образовательных мероприятий по экологическому просвещению в тесном контакте со специалистами, связанными с экологией, природоохранной деятельностью, распространением экологических знаний.

С этой целью планируется создание Регионального информационного экологического центра на базе библиотеки ТОГУ для информационного и документального обеспечения экологических и природоохранных проблем отраслевого и территориального значения. А так же будет создан экологический портал для аккумулирования данных по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, управления и охраны особо охраняемых природных территорий Хабаровского края. На основе которого будет создана проблемно-ориентированная база данных (ПОБД) по приоритетным направлениям природоохранной и экологической тематике (труды конференций, отчеты НИР и НИРС).

Данная модель пригодна для органи­зации системы информационного обеспечения на базе вузовской библиотеки по любому из направлений для науч­ных, образовательных и просветительских целей. Корпоративное взаимодействие научных библиотек дальневосточного региона при этом является необходимым условием развития единого информационного пространства для науки и образования.

Делая общий вывод по изложенному материалу, следует отметить, что особую значимость в деле формирования экологического сознания приобретает создание в России единого информационного, эколого-образовательного и культурного пространства, которое включало бы образовательные учреждения всех типов, особо охраняемые природные и историко-культурные территории, объекты производства и сферы услуг, средства массовой информации и иные сферы жизнедеятельности людей, служащие целям развития экологической культуры каждого человека и общества.


Литература:
  1. Барановский С.И. Экологическая культура и образование / С.И. Барановский // Вестник экологического образования в России. – 2009. - № 3. – С. 4-5.

  2. Зверев А.Т. Экологическое мировоззрение – основа устойчивого развития : тез. докладов XVI междунар. конф. “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” (25-26 июня 2010 г.) – М. - С. 93-95.

  3. Калиева А.Д. Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона: автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / А.Д. Калиева. – Астрахань, 2010. – 24 с.

  4. Медведев В. И. Экологическое сознание : учеб. пособие / В.И. Медведев, А.А Алдашева. – 2-е изд, доп.. М.: Логос, 2001. – 384 с.

  5. Юрьева Н.В. Формирование информационных ресурсов по экологии в электронной среде / Н.В. Юрьева // Экология человека. – 2008. - № 1. - С. 34-38.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое сознание, экологическая информация, информационное обеспечение, окружающая среда, проблема, экологическая ситуация, экологическое образование, корпоративное взаимодействие, массовая информация, обоснованное экологическое сознание.

Похожие статьи

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Похожие статьи

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания личности

Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога