Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект
Автор: Черданцева Анна Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 5337 раз
Библиографическое описание:
Черданцева, А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект / А. П. Черданцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/430/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одна из актуальных задач современного дошкольного образования- развитие цельной личности с высокой активностью во всех видах деятельности. Заслуженный учитель РФ Мерзлякова С.В. подчеркивает, что по- настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало [10, С.3]. Интегрированное обучение дошкольников, по мнению многих исследователей (Ю.К. Бабанский, А.И. Еремкин, И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, М.М. Поташник, Г.П. Шевченко) является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.
Интегрированное обучение, направленное на развитие цельной личности детей дошкольного возраста – это продуманная во всех деталях совместная педагогическая деятельность нескольких педагогов, направленная на организацию учебного процесса с обеспечением комфортных условий повышения уровня качества знаний учащихся.
Само слово integration означает восстановление, восполнение, integrer – целый, принято к употреблению в двух значениях:
объединение в целом каких-либо частей, элементов;
процесс взаимного приспособления и объединения.
Проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста изучался в различных аспектах. В философии сложились идеи об интеграции как стороне процесса развития, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира, о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (Аристотель, Л. Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д.И. Менделеев, Платон, Г. Спенсер, А. Эйнштейн и др.). Философским обоснованием концепции интегрированного обучения детей дошкольного возраста является интеграция наук, так как именно научное знание является фундаментом формирования содержания образования на всех его ступенях (Б.А. Ахлибинский, Н.П. Депенчук, Б.М. Кедров, А.А. Корольков, О.М. Сичивица, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков, Б.Г. Юдин и др.). В целом интеграция наук заключается в усилении их взаимодействия, взаимосвязей посредством использования общих теорий, идей, средств, методов. Анализ философских понятий показал, что «синтез» и «комплекс», родственные понятию «интеграция», выступают как более узкие и характеризуют определенные уровни интеграции: комплекс – низкий, «синтез» высокий.
Значимыми представляются теоретические основы обучения дошкольников, разработанные Е.А. Флериной, выделившей различные типы и виды занятий, А.П. Усовой, доказавшей необходимость обязательной программы для детского сада и занятий как формы организации обучения, а также исследования в области дошкольной дидактики А.М. Леушиной и ее учеников (Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, З.А. Грачева, В.В. Данилова, Л.И. Ермолаева, Н.М. Зубарева, Т.А. Мусейибова, Р.Л. Непомнящая, П.Г. Саморукова, Е.А. Тарханова, Р.П. Чуднова и др.). В работах последних десятилетий исследования Л.В. Пантелеевой, Г.Н. Пантелеева, Т.С. Комаровой, М.В. Лазаревой, Т.И. Сафроновой ученые сумели доказать: сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Дети одну и туже задачу решают в разных ситуациях. Такой подход, по мнению ученых, раскрепощает детей в творчестве.
В теории и методиках
дошкольного образования идея интегрированного обучения нашла
отражение в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов
искусства и детской художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С.
Комарова, Н.А. Курочкина, О.С. Ушакова и др.). В работах Н.П.
Сакулиной конца 70-хгг. ХХ в. отражен и теоретически обоснован первый
опыт интеграции художественной деятельности и содержания
познавательной деятельности на занятиях с детьми дошкольного
возраста.
Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения
детей в дошкольных образовательных учреждениях воплотились в
концепции художественно-эстетического воспитания Т.С. Комаровой, а
также в ряде выполненных под ее руководством диссертаций: докторских
(А.В. Антонова, О.В. Дыбина, М.Б. Зацепина, Н.М. Сокольникова) и
кандидатских (О.А. Вепрева, Н.Л. Дьячкова, О.Ю. Зырянова, С.П.
Козырева, Е.В. Клюева, Т.И. Лазарь, О.Г. Мурзакова, Г.П. Новикова,
Л.Ю. Павлова, Е.А. Пелих, Г.А. Савостина, А.В. Степанова, Е.Л.
Трусова, Е.К. Янакиева и др.). В работах Т.С. Комаровой и ее учеников
с позиций интегрированного подхода рассматриваются различные аспекты
педагогической интеграции: содержание дошкольного образования на
примере взаимосвязи изобразительной деятельности и ознакомления с
изобразительным искусством, с другими видами искусства, с
представлениями об окружающем мире; затронуты отдельные элементы
интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор,
вопросы о таксономии целей и задач интегрированных занятий, о
направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и многие другие.
Значимыми являются работы Р.М. Чумичевой, в которых сделана попытка
рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их
взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с
произведениями искусства.
Таким образом, интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества:
повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся;
способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствует развитию изобразительных и музыкальных способностей, навыков и умений;
способствует развитию речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
позволяет систематизировать знания;
способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логическое, художественно-образного, творческого);
снимает перенапряжения, перегрузки утомляемости обучаемых, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу на каждой минуте занятия;
способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
В дошкольном возрасте цельное развитие ребенка сроится на основе врожденной готовности к полихудожественному восприятию мира и способности выразить себя в разных видах деятельности. Такой интегрированный подход к содержанию дошкольного образования отразился в комплексных программах («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.), так и парциальных («Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести-семи лет» С.А. Золочевского, «Гармония» Д.И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологической и экологической основах.
Анализ современных программ показал, что все программы имеют несомненные достоинства, выражающиеся в интегрированном подходе к содержанию образования дошкольников, основанном на всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира. Недостатком данных программ является недостаточное использование возможностей культурно-досуговых мероприятий в эстетическом развитии дошкольников.
Учитывая вышеизложенное, автором статьи разработана программа «Формирование основ эстетической культуры детей дошкольного возраста в условиях интегративного воздействия различных видов творческой деятельности на культурно-досуговых мероприятиях», включающая три цикла развлечений:
1. Сказка в красках;
2. В диалоге с природой;
3. Посчитай своих друзей.
Отличительной чертой нашей программы является особенности базисной платформы программы, позволяющей решать задачи по эстетическому воспитанию дошкольников на культурно-досуговых мероприятиях, посредством включения их в разнообразную творческую деятельность. Интеграция культурных знаний о мире, отраженных в развлечениях и праздниках, позволяет ребенку смоделировать в сознании целостную картину мира, в которой все элементы пронизаны невидимыми связями. Для того чтобы дошкольники с радостью принимали положительный образовательный опыт, использование которого стало бы привычкой, обеспечивающим участие в самообразовании на протяжении всей дальнейшей жизни, необходимо сделать так, чтобы учащиеся выполняли действия не по принуждению, а с интересом и желанием Решению этой задачи наиболее всего способствуют культурно-досуговые мероприятия, включающие в себя праздники, развлечения, созерцание и т.п. Составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.
Критериями эстетических интересов, представлений и действий у детей в результате обучения по данной программе являются взаимозависимые процессы ценностного отношения человека к миру в целом. В эту совокупность включаются: наличие эстетического интереса к окружающему миру и человеку (эмоциональный отклик на его эстетические свойства); наличие музыкальных и художественных представлений; умение выражать словами эмоциональные переживания, интерес к образным свойствам музыки, живописи, поэзии; овладение эстетическими действиями в предметной и художественной деятельности; качество, аккуратность изделия, завершенность и оригинальность замысла. Индивидуальные проявления детей в практической творческой деятельности (участие в выставках декоративно-прикладного творчества, в музыкальных фестивалях, театрализованных представлениях, конкурсах, желание обучаться в специальных учебных заведениях - музыкальной и художественной школах) - также показатель степени сформированности у них музыкально-эстетического вкуса.
Литература:
1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.
2. Белая К.Ю. и др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ//Управление ДОУ. 2003. №4.
3. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. УФА, 2005.
4. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
5. Черданцева. А.П. Интегрированный праздник в детском саду // Мир игры ипразднично-игровая культура Детства: Материалы научно-практических конференций по празднично-игровой культуре. Часть II / Ответственный редактор С. В. Григорьев; Под общей редакциией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. - М.: ОДИ-International, МГДД(Ю)Т, 2010. - 196 с. - с. 172-182.