Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Берлёв, С. В. Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин / С. В. Берлёв. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/433/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из мировых тенденций в развитии современного инженерного образования является распространение электронных и мультимедийных обучающих средств [1].

Подготовка технического специалиста с использованием последних достижений науки и техники – это одно из приоритетных направлений нынешнего высшего профессионального технического образования.

На сегодняшний день образовательные технологии тесно связаны с новыми информационными технологиями. Под информационной технологией обучения предлагается понимать поучительный процесс с применением комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и студентом с целью достижения результата обучения.

Об информационной технологии обучения можно вести речь только в том случае, если она:

  • решает задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически или практически решены;

  • удовлетворяет основным признакам технологизации обучения (предварительное проектирование, целеобразование, воспроизводимость и т.п.);

В качестве средства сбора, обработки, хранения и представления учебной информации студенту выступает комплекс мультимедийных и других информационных средств, выбор или разработка которых обусловлены целями и задачами, решаемыми преподавателем.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, которые позволяют:

• представить учебный материал, с высокой степенью наглядности, в особенности при моделировании явлений физических процессов в динамике;

• повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, в которых основополагающие учебные вопросы, сопровождаются звуковыми маркерами, что способствует усилению эмоционального фона образования;

• расширить потенциал по индивидуализации образования;

• обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми;

• предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов;

Анализ научных источников показывает, что традиционная организация обучения требует внедрения в образовательный процесс высококвалифицированных специалистов и современных средств технического обучения. В связи с этим пополнение содержания преподаваемых дисциплин большим потоком информации, неотвратимо требует увеличения сроков подготовки специалистов, количества часов на изучение учебного предмета. При этом в свою очередь развитие науки влечет за собой появление новых отраслей, что приводит к увеличению числа преподаваемых в вузах дисциплин. Также достаточно большое количество изучаемых предметов, усложняет учебный процесс, затрудняет усвоение материала, порождает дублирование его содержания, создает трудности в комплексной подготовке специалиста.

На сегодняшний день, можно сформулировать некоторые задачи, которые следуют из требования информатизации обучения.

Первая – овладение выпускником вуза комплексом знаний, навыков и умений, выработка качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное функционирование в условиях информационного общества, в котором информация становится решающим фактором высокой эффективности труда.

Вторая – повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения, применяемых сегодня в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс электронных обучающих средств, и технологий. [2]

Основной задачей использования современных информационных методик является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью различных телекоммуникационных систем.

Применение данных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. При этом мультимедийность создает положительные моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением интуитивных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания преподавателя.

Применение мультимедийных технологий на любых этапах учебного процесса, таких как объяснение нового материала, самостоятельная работа обучающихся и контроль знаний, может значительно повысить качество конечного результата. Рассмотрим преимущества современных технических средств в учебном процессе, например, электронный учебник, позволяет увидеть следующее:

1. иллюстрацию динамических процессов и явлений, скрытых в условиях обычного образовательного процесса;

2. увидеть развитие и многообразие всех моделей на фотографии, а также их подробные технические характеристики в виде таблиц;

3. оперативно находить устаревший материал или неточности и вносить соответствующие изменения;

Внедрение учебных презентаций и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но, несмотря на разнообразие технических средств, и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

Так, например, при разработке модели учебных презентаций необходимо соблюдение ряда принципов:

&#; слайд-фильм должен задавать ритм прохождения материала и иметь специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала.

&#; динамика предъявления текста задается преподавателем (это происходит либо заранее при разработке слайд–фильма, либо в процессе демонстрации);

&#; слайд-фильм предлагает студенту свою логику изучения материала;

&#; допускаются перекрестные ссылки;

Поэтому, в традиционной схеме обучения, возникает много проблем, связанных с постоянно нарастающим потоком новой информации, усложнением знаний, отсутствием иллюстративного материала. В этих условиях акцент на интенсивную самостоятельную работу не дает положительных результатов по тем же причинам.

Появление мультимедиа средств и технологий позволяет решить эти проблемы. Внедрение электронных учебно-методических обучающих средств в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.

При отсутствии технических возможностей наглядного представления материалов, простейшими средствами визуального воздействия на обучающихся являются плакаты, реже материальные модели и совсем редко специальные кино-видео фильмы. При сравнительном анализе недостатки этих средств очевидны, а возможности мультимедийных учебных презентаций объективно шире.

Основным способом повысить количество воспринимаемой информации является повышение наглядности. Возрастающая плотность информационного потока вынуждает максимально задействовать все каналы восприятия обучаемых. Следовательно, наибольшее внимание необходимо уделять зрительной составляющей теоретического курса, в противовес слуховой составляющей (голосу лектора), которая может иметь вторичное значение.

Учебные видео-презентации позволяют представлять усваиваемый материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а так же совмещать указанное дробление со структурированием. Помимо этого электронные видео-презентации позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам – анимация отдельных элементов, использование видеовставок.

Диапазон материалов, которые могут быть использованы в качестве исходных составляющих при разработки мультимедийных наглядных пособий, необычайно широк – начиная от иллюстраций в учебниках и имеющихся обычных плакатов, и до самостоятельно полученных фото и видео материалов.

Применение современных технических средств обучения предполагает одновременное использование как средств наглядности проблемного содержания, т.е. установление прямой обучающей связи преподаватель-студент, так и средств программированного обучения и контроля, т.е. обратной контрольной связи студент-преподаватель. Поэтому для эффективного изучения курса технических дисциплин должны использоваться специализированные лекционные аудитории, оборудованные комплексами информационных и контролирующих технических средств обучения. При таком комплексном применении и использовании этих средств, важным моментом является разработка различных мультимедийных учебно–методических материалов и комплексов по всем темам курса, с целью помочь студентам правильно понять сущность проблемы и найти пути ее решения, а не быть только средством передачи информации.

Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, ВУЗы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого студента.

В библиотеке учебного заведения должны быть размещены учебные полнотекстовые и мультимедийные пособия, разработанные в виде курсов по дисциплинам, включающие в себя различные презентации, интерактивные электронные учебники, представляющий собой системно-организованную совокупность информационных учебных ресурсов, ориентированный на удовлетворение образовательных потребностей обучаемых. Учащиеся во время самостоятельной подготовки должны иметь доступ к данным образовательным ресурсам, освоение которых что будет способствовать активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс.

Возникает новая ситуация, когда студент сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из базы электронных учебных видеоматериалов, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. [3]

Внедрение подобных информационных технологий в учебный процесс должно быть качественно обоснованным и не повсеместно заменяющим, а дополняющим фактором в системе современного образования. Однако применение данных комплексов в профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Литература:
  1. Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев. // Высшее образование в России − 2008 – №10. – С. 43–49.

  2. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия», 2006.

  3. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия», 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, средство, возможность, иллюстративный материал, информационная технология обучения, качество обучения, комплекс, преподаватель, техническое средство обучения, учебный материал.

Похожие статьи

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Методика разработки и применения компьютерных презентаций на занятиях

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Методика применения интерактивных методов организации при проведении урочных занятий

Особенности использования проектной методики в процессе обучения математике детей дошкольного возраста

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе

Похожие статьи

Особенности применения игровых образовательных технологий в преподавании специальных технических дисциплин в вузе

Методика разработки и применения компьютерных презентаций на занятиях

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий

Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного профиля в вузе

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе

Методика применения интерактивных методов организации при проведении урочных занятий

Особенности использования проектной методики в процессе обучения математике детей дошкольного возраста

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе