Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях
Автор: Салихова Лилия Фануровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1705 раз
Библиографическое описание:
Салихова, Л. Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях / Л. Ф. Салихова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/45/ (дата обращения: 16.11.2024).
Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях реализуется на трех уровнях: программно-содержательном, организационно-методическом, технологическом, отражающих процесс конструирования и реализации содержания повышения квалификации, и форму представления этого процесса.
Программно-содержательный уровень включает: структуру, содержание и объем (номенклатуру) содержания повышения квалификации (предметные уровни) в виде соответствующих дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогических кадров, учебно-тематических планов и учебных программ в региональных условиях.
Организационно-методический уровень включает: формы и способы представления содержания образования в процессе повышения квалификации в региональных условиях: блочно-модульные, комбинированные (интегрированные) курсы; проблемно-тематические курсы (спецкурсы); отдельные блоки или модули, включаемые в учебные курсы; отдельный региональный материал как вариативная часть курсов.
Технологический уровень включает: совокупность форм, методов и средств изучения содержания образования, в соответствии с уровнем компетентности педагога, регионально значимыми потребностями и интересами (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, педагогический практикум, конференции, тренинги, «круглые столы», открытые уроки и т.д.).
Следует отметить важное обстоятельство. Деление организационно-методического сопровождения по составляющим уровням весьма условно, они диалектически тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Тем не менее, рассмотрим перечисленные уровни организационно-методического сопровождения конструирования и реализации содержания повышения квалификации педагогических кадров по порядку как относительно самостоятельные, а затем в комплексе.
Программно-содержательный уровень. Содержание повышения квалификации (предметные уровни) в региональных условиях формируется в рамках соответствующих дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации педагогических кадров и реализуется по следующим направлениям:
включение в содержание образовательных программ того или иного учебного материала элементов региональной ориентации;
включение в общее содержание гуманитарных предметов культурологического материала для создания междисциплинарного регионального содержания;
интеграция материала на основе региональных содержательных элементов;
системное (целостное) представление регионального материала содержания повышения квалификации в отдельных образовательных областях.
В структуре образовательного процесса в системе повышения квалификации региональный социально-образовательный опыт может быть представлен как специальные учебные предметы (полный объем), так и имплицитно в качестве «сквозных включений» в содержание учебных предметов и образовательных областей (частичный объем). Так, конструирование и реализация регионального социально-образовательного опыта содержания повышения квалификации педагогических кадров в условиях Татарстана осуществляется на следующих предметных уровнях:
Предметы, где региональное содержание является целостным содержательным ядром социально-регионального образовательного опыта: знаний, умений, способов деятельности, ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности педагога (например, история Татарстана и татарского народа, татарский язык и литература).
Предметы, основное содержание которых составляет художественный и конфессиональный разделы национальной культуры (изоискусство, фольклор, история религии, народное творчество, народная педагогика). Предметы этих групп должны целостно раскрывать региональный социально-образовательный опыт, способствовать духовному и профессиональному развитию педагога на основе усвоения традиций, понятий, представлений народов, проживающих в данном регионе.
Предметы, в содержание которых частично можно включать элементы достижений национальной культуры (математика, физика, биология, география, труд, физкультура и др.).
Кроме того, элементы регионального содержания являются предметом интеграции учебных дисциплин: обществоведческих, естественно-математических, а также различных интегративных курсов повышения квалификации «Культура народов Поволжья», «Национальная культура», «Изоискусство и художественный труд», «История Татарстана и краеведение», которые способствуют целостному усвоению педагогами элементов национальной культуры и истории.
Интересно реализуются идеи интеграции физики и иностранного языка, истории и музыки, географии и иностранного языка, литературы и музыки, в результате чего происходит творческое усвоение научных понятий регионального содержания повышения квалификации, проникновение в масштаб теоретических идей, законов и интеграции национального и поликультурного.
Организационно-методический уровень. Содержание повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях может получить свое разрешение и развитие только в рамках специально организованного образовательного процесса в системе повышения квалификации, направленного на:
формирование у педагогов целостного представления о региональном содержании, включая такие его основные направления и образовательные области как язык, литература, история, музыка;
создание в процессе повышения квалификации таких условий, при которых педагоги могли бы в полной мере освоить (обновить, расширить, углубить) свои знания о региональной составляющей своего учебного предмета;
формирование и развитие у педагогов умений распознавать, вычленять национальные особенности культуры из разных предметных областях и создавать единое представление о региональном содержании, умения обобщать и систематизировать свои знания;
формирование толерантной личности педагога, развитие его российского самосознания.
Данные задачи в региональных условиях реализуются в процессе организации повышения квалификации через учебные курсы, отражающие инвариантное и вариативное содержание, общее и региональное; проблемные (тематические) учебные курсы (спецкурсы); интегрированные учебные курсы; блоки или модули, включаемые в учебные курсы; использование регионального содержания как вариативной части этих курсов [3, с.34].
В качестве основной «организационной единицы» оптимальной реализации содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях выступает модуль (модульный принцип) организации образовательного процесса.
Содержание модульного курса должно отвечать определенным требованиям: содержание курса должно быть направлено на профессионально-личностное развитие педагога; при переходе от одного модуля к другому способ предъявления учебного материала должен оставаться единообразным; курс, состоящий из ряда модулей, необходимо строить так, чтобы предоставить слушателю возможность для изучения того или иного модуля при условии, что содержание других ему уже известно, а целостное представление обо всем курсе сохраняется; развертывание содержания идей курса должно происходить таким образом, чтобы учебная деятельность максимально приближалась к проблемам профессиональной деятельности; раскрывать идеи в содержательных блоках лучше всего через разнообразие взглядов и подходов к изучаемому содержанию, предметам и явлениям его составляющим.
Как свидетельствуют наши наблюдения, особое значение в процессе организации и реализации содержательных модулей в региональных условиях принадлежит логике циклического процесса, в основе которого лежит опыт педагога. Идея цикличности деятельности слушателей реализуется через связанные между собой циклы (конкретный опыт – рефлексия – абстрактная концептуализация – активное экспериментирование). В рамках каждого цикла через квазипрофессиональную деятельность осуществляется переход как от профессиональной к учебной деятельности, так и наоборот.
Вторая идея связана с представлением о процессе восхождения слушателей по уровням освоения содержания как учебного материала (знать, уметь, владеть, создавать новое), что, с точки зрения развития их компетентности, позволяет выстраивать систему развивающих целей.
Третья идея касается взаимосвязи содержания программ повышения квалификации с особенностями тех общеобразовательных учреждений, где педагоги работают, например, наличием (или отсутствием) этнокультурного компонента (школа с родным языком обучения и т.д.), их конкретными проблемами по реализации регионального содержания образования. Это обеспечивает возможность поддержания актуальности содержания учебного процесса, учета действительных и развивающихся потребностей обучения.
Четвертая идей связана с ориентацией на компетентностный принцип. Его использование обеспечивает процессу обучения новое качество, что проявляется в конструктивном характере целеполагания, практической ориентированности образовательных технологий, а также других компонентах образовательной практики. При этом ведущей целью становятся уровни компетентности, квалификации педагога, а конечная цель образовательного процесса представлена уровнем готовности педагога к реализации содержания образования в региональных условиях.
Последовательная и целенаправленная реализация перечисленных идей создает ситуацию, когда содержание повышения квалификации не будет просто сводиться к передаче слушателям простой совокупности знаний-сведений общего и регионального характера, а будет представлять собой педагогическую систему, обеспечивающую профессионально-личностное развитие педагога с учетом характера потребностей образовательной практики и самих педагогов, уровня развития соответствующих наук (учебных предметов) и специфики региональных условий.
В ходе учебного процесса с использованием модульных образовательных программ у педагога появляется возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Педагог может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.
Технологический уровень. В условиях проектирования содержания повышения квалификации в региональных условиях проектируются и требования к формам и методам организации учебного процесса (обучению), а значит, к уровню подготовки преподавателей, методистов системы повышения квалификации, роль которых становится несколько иной по сравнению с традиционной.
На курсах повышения квалификации используются интерактивные, стимулирующие познавательную активность педагога формы и методы обучения. Так, в рамках курсовых мероприятий в ходе совместной проектной творческой деятельности в педагогических мастерских, мастер-классах все педагоги участвуют как равноправные субъекты образовательного процесса. В основе подобных занятий лежит деятельностный подход, цель которого – создать условия для самосовершенствования педагога с учетом его педагогических интересов, опыта, уровня профессионального мастерства, его ресурсов и возможности их реализации в практике педагога.
Такие условия создаются на учебном занятии в процессе диалога, работы над учебной задачей. На практических занятиях слушатели «погружаются» в проблемные ситуации, создаваемые преподавателями, и сами их моделируют, посещают уроки коллег, просматривают и анализируют видеозаписи уроков. Такие формы работы предполагают самостоятельность мышления, неприятие готовых ответов, неординарный способ решения проблем, поиск собственных вариантов решения проблемной ситуации.
Результатом такой организации учебного занятия становится осознание педагогом совершенствования собственного педагогического опыта на основе совместной деятельности учителя-мастера и учителя-ученика. На таких занятиях слушатели курсов и преподаватели находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Учебно-образовательным процессом управляет не только преподаватель, но и слушатели. Учителя воздействуют на преподавателя и в ряде случаев изменяют характер его действий [4, с. 61-64].
Таким образом, содержание курсов повышения квалификации педагогов в региональных условиях приводит к растущей содержательной вариативности и уровневой дифференциации реализуемых образовательных программ.
Наличие всех трех уровней организационно-методического обеспечения проектирования содержания повышения квалификации педагогов в региональных условиях позволил нам смоделировать соответствующие образовательные программы: учебно-тематические планы и учебные программы, педагогические средства сопровождения их реализации.
При этом содержание программ включает в себя следующие блоки:
- научно-педагогический блок: овладение педагогами теоретическими аспектами содержания образования, общим социально-образовательным опытом;
- методический блок: формирование таких умений и навыков, которые позволяют более продуктивно осуществлять педагогическую деятельность в региональных условиях;
- практико-ориентированный блок: проведение практических занятий на базе конкретного образовательного учреждения, анализ уроков и внеклассных мероприятий, решение практических ситуаций, организация стажировок.
-
- Литература:
1. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаев // Педагогика. – 2001. - №2. – С. 25-32.
2. Законодательство Российской Федерации об образовании. Базовые федеральные законы. 4-е изд. – М.: ИФ «Образование в документах», 2002. – 152с.
3. Исламшин Р.А. Научные основы функционирования системы непрерывного образования педагогических кадров в национально-региональных условиях / Р. А. Исламшин. – М.: Наука, 1996. – 345с.
4. Плесовских, М. Н. Современные формы курсовой подготовки в системе профессионально-личностного развития учителя начальных классов [Текст]/ М.Н. Плесовских // Педагогическое образование и наука.-2008.-№ 3.- С. 61-64.
5. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учебное пособие/ Э. М. Никитин. – М.: РИПКРО, 1995. – 191с.