Место и роль социального педагога в системе коррекционной педагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колыданова, Е. А. Место и роль социального педагога в системе коррекционной педагогики / Е. А. Колыданова, А. А. Неваров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/453/ (дата обращения: 16.10.2024).

Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. В современную педагогическую науку термин был введён в 1988 году Г.Ф. Кумариной. [См.1]

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема.

Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

На современном этапе развития коррекционной педагогики существует проблема и перспектива реализации интегративного подхода к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.[См. 2] Помощь в решении этой проблемы может оказать социальный работник, но так как ставки в коррекционных учреждениях ограничены недостатком государственного финансирования, то необходимо наделять дополнительным комплексом функций социального педагога.

Социальный педагог – сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения – взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами.

Основные цели деятельности социального педагога в специальных (коррекционных) учреждениях:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального развития);

  • оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании;

  • защита ребёнка в его жизненном пространстве;

  • оказание помощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог должен устанавливать контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Маллер А.Р. в журнале «Дефектология» указывает , что «Деятельность социального педагога специальных коррекционных учереждениях должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социокультурное; функционально-организационное; профилактическое; правовое» [3. с28].

В разделе диагностико-прогностической работы социальный педагог совместно с практическим психологом изучают возрастные и личностные особенности детей, выявляет факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.

Суть коррекционно-образователъного и социокультурного направления представляется как обеспечение помощи в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения [Подробнее см.4]. Здесь уместна консультативная работа с педагогическим коллективом, особенно с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями.

Особый раздел деятельности — влияние на содержание активных форм досуга и трудовой занятости вне учебного процесса.

В процессе реализации функционально-организационного направления социальный педагог выполняет посреднические функции, являясь связующим звеном между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами вне школы — с другой [5]. В части организационных вопросов он оказывает помощь администрации школы и семьям в профориентации, трудоустройстве подростков. Прежде чем принять решение о профиле трудового обучения, школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, изучена перспектива наличия рабочих мест, видов труда и специальностей бывших выпускников, стаж работы и причина смены мест работы и т.д. Такой социологический анализ может быть проведен под руководством социального педагога. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей-сирот, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами учащихся.

Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах милиции и суда. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, оформление опекунства, своевременная подготовка документов для получения жилья выпускниками, его подбор и т.д.

Служба социально-педагогической помощи в коррекционных учреждениях должна строиться на основе следующих принципов: объективность в работе, коммуникативность, независимость в принятии принципиальных решений, индивидуальный подход, — принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности.

Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Это и характерная для детей из учреждений неспособность самостоятельно структурировать свое свободное время, и остающиеся значительные пробелы в кругозоре, и проблемы профессионального самоопределения и полной социальной адаптации детей. Работа по этим направлениям на данный момент является приоритетной, именно в этой области обмен опытом представляется особенно важным.

Социальный педагог, работая в специальной коррекционной школе, призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием данной категории людей, оказывать им всестороннюю помощи и поддержку, способствуя их успешной социализации.

Социальному педагогу во взаимодействии с воспитанниками коррекционных учреждений важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально-значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Работа социального педагога будет эффективной и реализуемой, если на первом месте у него в работе будет выступать желание помочь детям адаптироваться в обществе, приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде, а также помощь в профориентации и постинтернатной адаптации. Работа будет вдвойне эффективной, если желание будет выступать не только со стороны социального педагога, но и самого ребёнка. Вот поэтому здесь особенно важно расположить ребёнка к себе и создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность в работе социального педагога.


Литература:

  1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 2002.

  2. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. М., 1996.

  3. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

  4. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.

  5. Там же.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, коррекционная педагогика, интеллектуальное развитие, работа, учреждение.

Похожие статьи

Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе

Роль личности педагога в образовательном процессе

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Похожие статьи

Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе

Роль личности педагога в образовательном процессе

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Роль и место кружковой работы по технологии в системе внеурочной деятельности начальной школы

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка