Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств
Авторы: Сидорова Светлана Николаевна, Козыренко Татьяна Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 6037 раз
Библиографическое описание:
Сидорова, С. Н. Игры-драматизации на основе сказок в содержании занятий по синтезу искусств / С. Н. Сидорова, Т. А. Козыренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/460/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных научных исследованиях проблема художественно-творческого развития ребенка на основе синтеза искусств является одной из наиболее разрабатываемых. В работах ученых поднимаются и рассматриваются вопросы синтеза искусств (М.С. Каган, Б.П. Юсов, Б.М. Неменский, Л.Н. Мун) как средства художественно-творческого развития ребенка, как способа эстетического освоения мира. Педагогика художественного воспитания обогатилась научными достижениями, которые позволяют по иному организовать художественное развитие ребенка, его взаимодействие с искусством. Приоритетным является вопрос о содержании художественного воспитания, где мир искусства предстает не как объективный, предметный материал сам по себе, а как мысли, чувства, ценностные ориентации, мера существующей реальности которую постигает ребенок. Все это обусловлено тем, что в искусстве воплощены универсальность и совершенство человека, искусство создает образно-эмоциональную картину совершенного мира, формирует гуманистические принципы, отвечая тем самым на самые сокровенные вопросы человеческого бытия (о смысле жизни, счастье, любви и пр.), и общение с ним позволяет человеку (с самого раннего возраста) «разворачивать» богатство его духовного мира.
Эффективность осуществления художественно-творческого развития ребенка определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной деятельностью (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).
Механизмом синтеза искусств является художественный образ, создаваемый средствами разных видов искусства:
– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);
– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;
– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);
– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Реализация идеи синтеза искусств на основе интеграции художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир человека в нем, нашло свое воплощение в программе для дошкольников «Синтез искусств» О.А. Куревиной. Содержание программы направлено на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, развитие умения воспринимать произведения живописи, литературы, музыки, театра, прикладного искусства; на организацию творческой деятельности детей.
Одним из важных разделов в содержании программы является обращение к традициям русской народной культуры, которые нашли свое воплощение в различных видах фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы). На основе таких сказок как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» (обр. АН. Толстого), «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова), «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской) и др. строятся занятия по «Ознакомлению с художественной литературой», а также строятся занятия по программе «Синтез искусств».
Передовые русские педагоги указывают на важное воспитательное средство такого вида фольклора как сказка. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Причину успеха сказок у детей К.Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии [1].
По мнению исследователей, важная особенность сказок – образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения [1].
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое [2].
Одной из наиболее эффективных форм организации работы со сказкой являются игры-драматизации. Особенностью игры-драматизации является ее синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой). В играх драматизациях используются диалоги, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка, чем разнообразнее его впечатление об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие.
Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В трудах А.Н.Леонтьева рассматривается развитие игры-драматизации, главным признаком которой является: во-первых, то, что они воспроизводят лишь типичные действия изображаемого персонажа; это не непосредственное подражание и имитация, а скорее свободное творческое построение, отталкивающееся от тех или иных исходных представлений ребенка. Во-вторых, важным для развитой игры-драматизации является не просто то, что ребенок изображает, играя роль, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к продуктивной эстетической деятельности с характерным для нее ведущим мотивом воздействия на других людей [5].
Игры-драматизации на основе сказок включают в себя несколько этапов:
1-й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, презентаций, видеозаписей; рассматривание картин и иллюстраций).
2-й этап. Знания должны быть рационально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры).
3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности; лепке, рисовании, конструирование.
4-й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Рассмотрим использование игры-драматизации на занятиях по синтезу искусств.
Игра-драматизация «Колобок».
Знакомство со сказкой. Чтение сказки и рассматривание иллюстраций. Просмотр презентации или мультфильма «Колобок». Разыгрывание сказки с помощью предметов-заместителей.
Обратная эмоциональная связь. Дидактическая игра «Колобок идет по лесу» (выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности). Словесно-дидактическая игра «Куда покатился Колобок?». Экскурсия в музей «Русская изба». Занятие «Испеку я колобок». Обыгрывание этой же ситуации на прогулке: «испечь» колобок из снега, песка. Эксперимент: почему колобки в группе растаяли? Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Колобок». Просмотр и обсуждение презентаций о приключениях Колобка. Разучивание песни Колобка на музыкальном занятии (творческое воспроизведение танца Колобка). Игры на имитацию движений животных: лисы, зайца, волка, медведя. Выпечка колобка дома с родителями. Игры с колобком и заучивание приговорок: «Ах, ты мой горяченький! Ах, ты мой румяненький!».
Художественная деятельность детей. Лепка «С кем повстречался Колобок?» (лепка и обыгрывание пластилиновых персонажей сказки). Рисование сюжетное по мотивам сказки «Колобок» (организация выставки детских работ). Аппликация «Герои сказки» (составляется из геометрических фигур). Конструирование из бумаги и картона игрушек-самоделок для сказки. Ручной труд - изготовление «рубашек» для варежкового театра по сказке (сшивание частей по готовой выкройке).
Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета. Знакомя детей со сказкой в ходе сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций развиваются нравственно-эстетические чувства, так как в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении к старшим.
При разучивании ролей продолжается формирование у детей умение выделять языковые средства выразительности, развивать эстетическое восприятие сказки, умение представить образ того героя, который достался ребенку, как он будет его воплощать. Затем проводятся занятия по изобразительной деятельности на тему сказки. Дети осваивают живопись, скульптуру, народное прикладное искусство, сказки, читают стихи и рассказы, знакомятся с фольклором и музыкальными произведениями разных эпох и стилей, а также постигают элементы хореографии (ритмопластики), учатся творческой импровизации.
Слушая и разыгрывая народные сказки, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Воспитанники получают представления о добре и зле, радуются удачам героя, ненавидя то плохое, с чем сказочный персонаж борется. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Игры-драматизации являются той формой организации сказок, которая позволяет раскрыть их смысловое содержание на основе различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
- Литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
Батурина Г.И.. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.. 1995. С. 41-45.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Князева О.Л., Маханева М.Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. 497с.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.