Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе
Автор: Соколова Ольга Викторовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1035 раз
Библиографическое описание:
Соколова, О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе / О. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/469/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время преобладающими и общепринятыми технологиями обучения в вузе являются традиционные, построенные на представлении материала дисциплины на лекции и последующем закреплении его в процессе практических занятий. Однако, они не обеспечивают адекватную передачу нарастающего объема научных и практических знаний по дисциплине и формирования у будущих специалистов навыков, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности.
Отметим наиболее существенные недостатки традиционных технологий обучения:
усредненный темп изучения материала, предлагаемый всем обучаемым без учета скорости протекания мыслительных процессов;
единый, усредненный объем знаний, усваиваемый обучаемыми с разными способностями и интересами;
большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, что приводит к пассивности мышления;
система проверки знаний из-за отсутствия оперативной обратной связи не дает объективных данных о процессе усвоения учебного материала;
недостаточное стимулирование познавательной активности обучающихся, опора в основном на непосредственно побуждающие мотивы, связанные с действиями преподавателя (образность и эмоциональность изложения, использование средств наглядности, умелая система опроса и т.д.);
преобладание словесных методов изложения знаний, создающих объективные предпосылки для рассеивания внимания;
затрудненность самостоятельной работы обучаемых с действующими учебниками из-за недостаточной расчлененности учебного материала, нечеткости в выделении основных вопросов, большого объема изложения каждой темы, недостаточно строгой логики в подаче материала, сухости языка, почти полного отсутствия эмоциональных воздействий.
Поэтому реформирование высшего образования ставит перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных задач.
Ключевыми из них являются:
повышение фундаментальности образования в сочетании с усилением практической направленности;
интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в соответствии с целями и содержанием обучения.
Кроме того, смена образовательной парадигмы сопровождается изменением оценки результата обучения с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятия «компетенция», «компетентность». Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Компетентность трактуется как обобщенная характеристика, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этическую, социальную и поведенческую составляющие личности. Профессиональная компетентность выпускника вуза определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий.
Реализация принципов компетентностного подхода в образовательной деятельности вузов требует существенных изменений, как в проектировании содержания образования, так и в организации процесса обучения студентов. Одним из направлений модернизации образования является информатизация – процесс обеспечения сферы образования практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения.
Информатизация образования призвана обеспечить достижение двух стратегических задач:
повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [1, с.12].
Потенциал информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. В сочетании с инновационными педагогическими технологиями они открывают новые возможности для оптимизации образовательной практики: индивидуализации и дифференциации обучения, повышения эффективности деятельности участников учебного процесса, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения, изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося, совершенствования управления учебным процессом, организации его планирования, контроля и т.д. В идеале, каждому обучаемому должна быть предоставлена возможность для наиболее эффективного изучения материала, а преподавателю — необходимые инструменты для формирования учебных курсов, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения.
Реализация идей информатизации образования требует специальных подходов и организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов и механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новое знание.
И.В. Роберт отмечает, что:
информатизация образования приводит к существенным изменениям форм и методов обучения, содержания обучения;
внедрение средств ИКТ в учебный процесс не приводит к вытеснению педагога или снижению его роли;
средства ИКТ могут быть существенным дополнением к традиционным формам обучения, повышая его эффективность при проведении всех форм занятий;
определенный педагогический эффект достигается при комплексном использовании в учебном процессе средств ИКТ при организации различных форм учебной деятельности[2, с.23].
Изучение любой дисциплины в вузе не сводится только к запоминанию определенного стандартом набора знаний. Дисциплину надо осмыслить в целом, т.е. осознать её роль в профессиональной подготовке специалиста, выделить и усвоить основные ключевые понятия (ядро дисциплины), уяснить связи с другими дисциплинами (межпредметные связи).
Однако, при небольшом количестве аудиторных часов, отведенных на освоение дисциплины, значительное количество материала выносится на самостоятельное изучение. Не будет преувеличением сказать, что самостоятельная работа с учебником и другими источниками информации представляет для современных студентов значительную трудность. Поэтому задача преподавателя - помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу.
Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса потому что:
самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на аудиторных занятиях;
самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации;
самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.
Комплексную поддержку самостоятельной работы студентов на всех этапах познавательной деятельности – от первоначального знакомства с учебным материалом до решения профессионально-ориентированных задач обеспечивает электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), представляющий собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебный процесс средствами информационных технологий.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.
Он позволяет:
эффективно управлять деятельностью по изучению учебной дисциплины;
стимулировать учебно-познавательную деятельность;
обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);
при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.
С точки зрения содержания ЭУМК обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:
достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту;
актуальность, фактографическую, практическую содержательность, системность и целостность;
педагогическую состоятельность посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭУМК.
Учитывая особую важность ЭУМК для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:
реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым с помощью специальных схем всех цепочек рассуждений;
особая четкость постановок задач;
подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;
использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т.п.).
Применение информационных и коммуникационных технологий несомненно повышает эффективность образовательного процесса, развивает у студентов продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности. Успешность их использования во многом зависит от того, насколько четко спланирована и организована деятельность студента, насколько гармонично она сочетается с аудиторными занятиями, каким образом построена связь данного курса с дисциплинами, которые студент изучил или будет изучать в процессе получения образования. Необходима постановка межпредметных задач и самостоятельный поиск их решения с использованием средств информационных технологий как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное время.
- Литература:
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы // Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ под ред. И.В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008.