К вопросу об организации интегрированных занятий по физкультуре и иностранному языку в условиях ДОУ
Авторы: Вишневецкая Татьяна Владимировна, Горина Елена Владимировна, Горшенина Виктория Вячеславовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 523 раза
Библиографическое описание:
Вишневецкая, Т. В. К вопросу об организации интегрированных занятий по физкультуре и иностранному языку в условиях ДОУ / Т. В. Вишневецкая, Е. В. Горина, В. В. Горшенина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/490/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема сохранения здоровья интересовала людей с древних времен и по-прежнему остается одной из актуальных. Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон утверждал, что «Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья». Приоритетность данного вопроса основывается на том, что общество нуждается в здоровом поколении. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве. Однако данные физического состояния современных детей свидетельствуют, что здоровье большинства из них далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. К сожалению, статистика указывает, что 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. Так, по данным заведующей лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, г. Москвы, доктора медицинских наук, М.И. Степановой лишь 5–7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения.
Немалую часть времени дети дошкольного возраста проводят в дошкольных образовательных учреждениях. Вопросы сохранения и укрепления детского здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» (Закон РФ «Об образовании» ст. 51 п. 1), «Сеть дошкольных образовательных учреждений действует для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей» (Закон РФ «Об образовании» ст. 18 п. 3), «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии» (Концепция дошкольного воспитания), «Основная задача ДОУ – охрана жизни и укрепление здоровья детей» (Типовое положение). Несмотря на оправданный интерес государства к проблеме здоровья детей, одним из нерешенных вопросов современного дошкольного образования состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка. Много часов дети проводят на занятиях в статическом положении «сидя».[1]Ограничение двигательной активности влечет за собой отставание в развитии моторики, усвоении двигательных навыков, задерживается формирование организма, происходит отрицательное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость к инфекции. А ведь физическое развитие необходимо для установки нервных связей опорно-двигательного аппарата, нервной системы и внутренних органов, для формирования развитой мускулатуры, правильной осанки, налаживания процессов обмена в организме, для улучшения кровообращения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Малоподвижный образ жизни у детей приводит к более тяжелым последствиям, чем у взрослых, возможно даже снижение умственных способностей. Еще Л.Н.Толстой заметил: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда — сущее горе»[2]. В этой ситуации одним из главных средств профилактики заболеваемости выступают доступные и экологически чистые средства физической культуры, значение которых зачастую недооценивается как медицинскими работниками, так педагогами и родителями [3,4]
Следует отметить, что не все однозначно в данном вопросе. Какова же вторая сторона медали? В настоящий момент, очевидно неизбежное форсирование образовательного процесса в детском саду. Такое явление вызвано в первую очередь социальным заказом общества, а, следовательно, и родителей на воспитание образованной, интеллектуальной личности. Специалисты разных стран рассматривают ранний и дошкольный возраст в качестве важных ступеней интеллектуального развития ребенка. Дошкольный возраст - это период, в течение которого идёт обогащение и упорядочение чувственного опыта ребёнка, овладение специфическими формами восприятия и мышления, развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Интеллектуальное воспитание детей в нашей стране начинается с дошкольного возраста, и именно дошкольные учреждения являются первым звеном в системе народного образования.
Таким образом, изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречия между потребностью общества в здоровом поколении детей и тенденцией к форсированному обучению в дошкольных образовательных учреждениях, негативно сказывающемся на их здоровье. Как же осуществить успешное обучение детей в детском саду, не допустив при этом отставания в физическом развитии? Ведь информационная перегрузка дошкольников, высокая интенсивность занятий, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. На наш взгляд существуют два основных подхода к решению проблемы. Первый - количественный, предусматривающий расширение двигательной активности и снижение показателей заболеваемости детей посредством выделения дополнительных часов на физкультурные занятия и внедрение оздоровительных технологий (Н.В. Астафьев, Л.Н. Литош, 1999; В.И. Ильин, 1997; О.Н. Коган, 2000; М.М. Хакунова, 2000 и др.), что возможно только за счет времени, отводимого на познавательную деятельность в рамках образовательного процесса, что приведет к ряду негативных последствий.
И второй - качественный, по нашему мнению наиболее приемлемый, может разрешить сложившиеся противоречия и в определенной степени решить отмеченную выше проблему – поиск новых научных направлений в физическом воспитании детей дошкольного возраста (С.В. Менькова, 1998; Н.А.Фомина,2004; И.В.Стародубцева 2009).
Мы считаем, что одним из механизмов решения данной проблемы может стать именно интегрированный подход к организации занятий. В инструктивно-методическом письме "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. [5]. Одно из инновационных направлений в контексте вышеизложенного - разработка программы интегрированных занятий по иностранному языку и физкультуре. Данная программа подразумевает проведение физкультурно-оздоровительной языковой гимнастики, направленной на совершенствование процессов физического воспитания, оздоровления и обучения английскому языку старших дошкольников. Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении иностранного языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных образовательных учреждений. Иностранный язык - один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить дошкольное образование, так как дети обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, которые в свою очередь, могут стать действенным средством развития дошкольников.
Исследования физиологов подтверждают правомерность создания данной программы. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых (Jensen and Dabney (2000). Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. В исследованиях видных отечественных и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно представить следующим образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Еще один положительный момент интеграции занятий иностранным языком и физкультурой состоит в том, что ребенок может применить полученные им знания на практике. Ведь как точно заметил еще Эйнштейн « Обучение - есть опыт. Все остальное - только информация». Все вышесказанное позволяет нам утверждать, что создаваемая нами программа интегрированных занятий по английскому языку и физкультуре, является своевременной для дошкольников. А апробация занятий в течение нескольких лет в рамках городской экспериментальной площадки на тему «Теоретико-методические основы интеграции познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий», проводимой на базе детского сада № 271 г. Волгограда, а также результаты полученных диагностик свидетельствуют о ее эффективности. В содержание разрабатываемых нами занятий физкультурно-оздоровительной гимнастикой мы включаем:
песни, рифмовки, считалки, сопровождаемые движениями
комплексы упражнений на английском языке;
пальчиковую гимнастику;
фонетическую зарядку;
дыхательную гимнастику;
гимнастику для глаз;
подвижные игры;
эстафеты;
- упражнения на релаксацию;
Результаты нашей экспериментальной деятельности доказывают, что именно двигательная активность является неотъемлемой частью развития ребенка в целом, а также необходимой составляющей занятий по иностранному языку. Усвоение материала по иностранному языку дошкольниками может и должно происходить как результат двигательной активности, а средства физической культуры используются для совершенствования познавательной деятельности. Лучше всего сказал об этом Конфуций: « То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я знаю».
-
- Литература:
Фомина Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста наоснове сюжетно-ролевойгимнастики: Монография.-Волгоград:Государственноеутверждение «Издатель»,2004.-210с.
http://www.filosofi-online.ru/o-fizicheskoj-kulture/1054-aforizmy-o-fizicheskoj-kulture.html
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - 3-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1987. - 64 с.
Меньшиков В.Я. Оздоровительные системы / В.Я. Меньшиков. -Волгоград, 2001.-119 с.
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения Письмо Министерства Образования РФ 14 МАРТА 2000г N 65/23-16 (НЦПИ)