Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку
Автор: Ден Анна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 868 раз
Библиографическое описание:
Ден, Анна. Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку / Анна Ден. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/501/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации, невозможно научиться на всю жизнь, важно развить в обучаемых интерес к получению знаний, к непрерывному самообразованию.
Интенсивные преобразования в обществе, вызванные развитием новых информационных технологий, обусловили потребность в изменении системы образования. Первостепенной задачей методики обучения является достижение нового, современного качества образования, которое обозначено в последних правительственных документах как ориентация не только на усвоение обучаемыми определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. определяет основную цель профессионального образования как «подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [6].
Концепция модернизации российского образования, как известно, имеет 3 направления: доступность, качество и эффективность. Все три направления непосредственно связаны с внедрением в образование инновационных технологий.
Так, социально-политическое устройство мира, тесно связанное с информационными технологиями и глобальной информатизацией коммуникации, потребовало новых подходов к извлечению и переработке колоссальных объемов знаний, а также к образованию как инструменту передачи этого знания. Одним из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране выступает компетентностный подход, который рассматривался в трудах таких исследователей-методистов, как Н.В. Баграмовой, А.В. Хуторского, Б.Д. Эльконина, А.П. Тряпицыной, В.А. Болотова, Р.П. Мильруда и др.
Универсальной компетенцией, на которой базируется достижение компетенций во всех сферах самоопределения студента, в условиях расширения и усложнения коммуникационно-информационной среды, тотальной компьютеризации, Интернетизации и виртуализации коммуникации признается учебно-познавательная компетенция [2, с. 4].
В данной работе под понятием «учебно-познавательная компетенция» понимается готовность к автономной познавательной деятельности в рамках овладения корейским языком. Сформированность учебно-познавательной компетенции проявляется в способности учащегося самостоятельно управлять процессом учения от планирования до оценки и коррекции результатов, в осознанном владении стратегиями и приемами изучения иностранного языка, в способности поставить перед собой задачу и найти способы ее решения, в умении рефлектировать процесс изучения иностранного языка и в способности к переносу опыта в другие учебные ситуации [2, с.11].
Учебно-познавательная компетенция имеет сложную структуру, которая включает в себя следующий комплекс учебно-познавательных умений. В первую очередь, необходимо отметить учебно-управленческие умения, которые обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебно-познавательной деятельности учащихся. К данным умениям, кроме умения организовывать самостоятельную работу, относится умение пользоваться компьютером, Интернетом в учебных целях, участвовать в проектной деятельности. Учебно-информационные умения, в свою очередь, способствуют накоплению, переработке и использованию информации для решения учебно-познавательных задач на иностранном языке. Так, речь идет об умении ориентироваться в письменном тексте в целях выбора необходимой информации, веб-сайта, веб-страницы и об умении просмотреть источник и найти нужную информацию [5, 12].
Возможности использования компьютеров в современной дидактической литературе рассматривается в двух планах: а) компьютеры как вспомогательные средства обучения для организации прежде всего самостоятельной учебной деятельности (в основном тренировочного характера); б) компьютер как средство создания новой обучающей среды, инструмент познания и др.
Как подчеркивается в современной научно-методической литературе, компьютер дает возможность в преподавании иностранного языка: полнее реализовать принцип наглядности в обучении; осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся; максимально использовать аналитические и имитативные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние резервы; создать условия для контроля за формированием речевых навыков и умений; обеспечивать самоконтроль.
На наш взгляд, необходимо рассмотреть проблему Интернет ресурсов, как одного из аспектов использования компьютерных технологий, в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов, изучающих корейский язык. Как показывает практика, процесс получения и передачи знаний о стране изучаемого языка, Республике Корее, невозможен без Всемирной сети. К тому же, получаемой информации из печатных изданий, источников недостаточно для формирования полного представления о стране. Поэтому научить студентов самостоятельно пользоваться информацией, которая предлагается средствами Интернет-технологий, является важной и актуальной задачей методики преподавания корейского языка на сегодняшний день.
Интернет, всемирная компьютерная сеть – глобальное средство массовой информации, включающая в себя разнообразные данные различных сфер деятельности. Важнейшими характеристиками Интернет технологий являются используемые обучающие средства (гипертекст, мультимедиа); инструментальные системы (языки программирования, авторские системы, базы данных, текстовые редакторы, средства мультимедийных презентаций).
Гипертекст выступает как основная форма представления информации в Сети [1, с. 26]. Понятие «гипертекст» было впервые введено Тедом Нельсоном в 60-е годы 20 столетия [9, с. 42]. Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи между отдельными фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным по тематическим линиям.
Основными видами деятельности по развитию учебно-познавательной компетенции с применением Интернет-технологий является работа с веб-сайтами, разработанными для обучения корейскому языку; использование Интернета, как источника аутентичных материалов о культуре страны изучаемого языка; проведения веб-форумов или телекоммуникационных проектов, а также применение Интернет-технологий для разработки и проведения веб-квест проектов.
Под веб-квест проектом понимается веб-проект, в котором студенту дается задание собрать материал в Интернете по определенной теме, решить поставленную задачу, используя полученную информацию. Ссылки на часть источников дает преподаватель, дополнительные веб-сайты учащиеся находят самостоятельно, пользуясь информационно-поисковыми системами. По завершению веб-квеста студентам предлагается выполнение самостоятельной творческой работы [3, с. 153]. Основой данной Интернет-технологии является проектная методика, которая возникла в начале прошлого столетия в США. В отечественной методике проблема использования методов проектов в преподавании иностранных языков рассматривается Е.С. Полат, И.А. Зимней, Н.Ф. Коряковцевой и др.
Обширная работа с веб-сайтами в обучении корейскому языку определяется тем, что такие сайты предоставляют возможность работы с неограниченным количеством информации и интерактивных ресурсов. Важным аспектом использования компьютерных технологий является необходимость обработки и упорядочения информации в Интернете. Как известно, в Интернете содержится огромная по объему образовательная информация, но часто она находится в исходном, не упорядоченном виде, что снижает эффективность ее использования. В связи с этим необходимо провести рациональное управление и освоение разных видов информации в Интернете. Для этого нужно знать ее особенности и характеристики, обработать и упорядочить данные по определенным критерия, например: глобальностьь, разнообразность, доступность, оперативность.
Особенностью веб-сайтов, представленных в виде различных документов, статей, аудио- и видеозаписей, созданных носителями изучаемого языка, является то, что они не разработаны для учебных целей, но представляют собой аутентичный материал [8, с. 191]. Перечень материалов, которые находятся на веб-сайтах, представляют собой ценность в плане изучения особенностей культуры Республики Кореи, содержит профессионально-ориентированные статьи разных профилей, новости, видеофильмы, радиопередачи, документы, освещение различных мероприятий, фотографии, рекламные объявления, песни, литературные произведения и многое другое. Примерами веб-сайтов, которые представляют большую ценность для студентов, изучающих корейский язык, которые популярны среди носителей изучаемого языка, являются: http://www.ied.go.kr; http://www.kosnet.go.kr; http://naver.com. В качестве примеров информационно-поисковых систем, могут выступать: http://www.hotmail.com; http://www.daum.net; http://www.yahoo.net и многие другие.
Анализ опыта использования Интернет-технологий в обучении корейскому языку показал, что студенты испытывают затруднения при ориентации в иноязычном виртуальном пространстве сайта или веб-страницы, вследствие чего у учащихся возникает потребность действовать самостоятельно, решать поставленные задачи.
В данном случае, речь идет о включении в процесс формирования учебно-познавательной компетенции принципа саморазвития учащихся, который обеспечивает условия для саморазвития студентов в языковой и образовательной среде. Таким образом, расширяются возможности формирования и развития познавательной мотивации, способности видеть собственный учебный потенциал, что определяет установку на непрерывное самообразование.
Кроме принципа саморазвития, использование Интернет-технологий в процессе формирования учебно-познавательной компетенции у студентов позволяет реализовать принцип аутентичности образовательного контекста. Данный принцип, выделенный Н.Ф. Коряковцевой, означает сокращение разрыва между учебным и реальным использованием иностранного языка, обеспечивает расширение возможностей подготовки учащихся к социально-культурной деятельности [7, с. 35].
Использование Интернет-технологий, веб-квест технологий в процессе обучения корейскому языку заключается в реализации принципа креативности учащихся, творческой самореализации студента. Вслед за Н.Ф. Коряковцевой, мы считаем, что при реализации данного принципа необходимо учитывать то, что опорой творческого, креативного изучения иностранного языка является «проблемность, заложенная в характере языковой и текстовой деятельности» [7, 38].
Таким образом, применение Всемирной сети Интернет в процессе обучения корейскому языку является актуальной в свете современного образования. В результате погружения в аутентичную виртуальную среду у учащихся появляется возможность «пребывания» в стране изучаемого языка, что, несомненно, способствует повышению мотивации к овладению корейским языком, к использованию компьютерных технологий в своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности, к дальнейшему самообразованию, т.е. к формированию учебно-познавательной компетенции.
К тому же, как известно, все учатся по-разному, имеют разный стиль обучения, овладения тем или иным видом деятельности, т.е. использует разные учебные стратегии. Под понятием «учебные стратегии» понимается набор операций и ресурсов, планируемых и используемых с целью эффективного самостоятельного решения поставленной образовательной задачи [10, с. 123] В рамках Интернет образования каждому учащемуся предоставляется возможность создать свой образовательный маршрут, используя наиболее оптимальные учебные стратегии посредством Интернет-технологий, что, непосредственно, способствует эффективному формированию учебно-познавательной компетенции. Так, студент, изучающий корейский язык, согласно обновленной стратегии высшего образования, проявляет себя как «активная личность, субъект познавательной деятельности, который самостоятельно осуществляет свою учебную деятельность, овладевая учебными стратегиями, приобретая образовательный опыт» [7, с. 32], в частности, в сфере применения Интернет-технологий в процессе обучения студентов корейскому языку.
В настоящее время важным направлением в обеспечении эффективности использования компьютеров являются педагогические и психологические проблемы компьютеризации и интернетизации обучения. В настоящее время психологи и педагоги активно разрабатывают такие проблемы, как характеристики языка общения с компьютером, соотношение формального и неформального, логического и интуитивного, алгоритмического и неалгоритмического в языке и мышлении, создают различные модели поведения человека, работающего с компьютером. Специалисты подчеркивают, что компьютеризация обучения может вызвать как положительные, так и возможные негативные последствия. Среди отрицательных факторов работы с компьютером психологи выделяют следующие: слишком большие затраты времени на подготовительную работу и др., снижение творческого начала, рост автоматизмов, а также усиление недифференцированного подхода к различным по своей природе явлениям и процессам. В то же время работа с компьютером имеет немало положительных сторон, о которых было сказано ранее, кроме того компьютер усиливает интеллект человека, способствует развитию логического и оперативного мышления, специализирует восприятие, мышление, память и др.
Литература:
1. Брановский Ю.С., Шапошникова Т.Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Краснодар: Изд-во Куб ГТУ, 2001. – 415 с.
2. Еремина Л.Я. Оптимизация обучения иноязычной устной речи на начальном этапе языкового вуза на основе компетентностного подхода. Автореф. диссер. …. кандидата пед. наук. СПб., 2005. - 22 с.
3. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
4. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Cambridge University Press. 2001. – 224 с.
5. Константинова С.И. Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старшей профильной школы. Автореф. диссер. …. кандидата пед. наук. СПб., 2006. – 20 с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
7. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
8. Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам. Диссертация …. кандидата пед. наук. СПб., 2006. – 256 с.
9. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2004. – 95 с.
10. Brown H. Douglas Principles of language learning and teaching. NY: Longman, Inc, 2000. – 35