Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства педагогов третьего тысячелетия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Худотеплова, Е. Н. Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства педагогов третьего тысячелетия / Е. Н. Худотеплова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/502/ (дата обращения: 16.11.2024).

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адапта­ции, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды дея­тельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступа­ет тогда, по мнению Вершловского: «когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результа­те профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками пе­дагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.

Каждая личность инди­видуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства дан­ного человека.

В структуре личности психологи выделяют три составля­ющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте [4,c.12]

  1. познавательная составляющая включает представ­ления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая лич­ность отличается тем, что она, оценивает себя как активного субъекта жизнедея­тельности, совершающего свободные выборы и несу­щего за них ответственность; воспринимает других людей как уникальных и рав­ноправных участников процесса жизнедеятельности. Действительно, только тот человек, который способен видеть в других уникальность может это развивать в себе;

  2. эмоциональная одна из наиболее ярких и главных составляющих. Через эмоции человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и делает его ярче.

  3. поведенческая составляющая яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру

Таким образом, личностный рост зависит от степени сформированности каждой структуры.

Развитая личность, личность с четко сформированными ценностями, позволяет человеку:

- Четко стаять на своих позициях;

- Иметь собственный взгляд на все происходящее в мире;

- Находить в плохих ситуациях позитив;

- Жить полной, яркой, самостоятельной жизнью;

- Уметь делать выбор от самых простых до жизненно важных вещей;

- Ценить каждую минуту жизни;

- Наслаждаться тем, что имеешь;

- Радоваться победам других;

- Отвечать за свои поступки;

- Уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения;

- Уметь прощать.

Ценности человека это его внутреннее богатство, его внутренний потенциал.

Потенциал личности - это комплекс психологи­ческих свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оце­нивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутрен­них представлений и критериев.

Разные авторы: В.Г. Маралов, С.Ю. Головин, Гудинг Д. предлагают различные показатели лич­ностного потенциала:

- личностная автономия и независи­мость;

- внутренняя свобода;

- осмысленность жизни;

- жизне­стойкость в сложных обстоятельствах;

- готовность к внутренним изменениям;

- способность воспринимать новую неопределенную информацию;

- постоянная готовность к действию;

- особенности планирования деятельности;

- времен­ная перспектива личности.

Разные ученые подошли к разработке содержания понятия личностного роста определяя главную составляющую раскрытие собственного потенциала.

А. Маслоу назвал эту цель самоактуализацией. Основной закон личностного роста опирается на известную формулу К. Роджерса «если – то». Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.

Главный смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.

Приведем критерии личностного роста:

интраперсональные (принятие себя):

Принятие себя это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору». Открытость внутреннему опыту переживаний – «опыт переживаний» чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна защитится от искажающего влияния и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим». Понимание себя как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я-концепция». Ответственная свобода во взаимоотношениях с самим собой это означает, прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание принятие своей свободы. Целостность взаимосвязанность всех аспектов жизни человека, а особенно целостности внутреннего мира и самой личности. Динамичность личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. Рост личности есть способ ее существования.

интерперсональные (принятие других):

Зрелая личность способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверия им. Отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers..., 1989.- 251с.). Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» [6, c.81]

Рассмотрим механизмы личностного роста:

Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признаться самому себе в своих недостатках, найти их причину и шаг за шагом искоренять их.

Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стра­тегию. Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, со­гласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей, эффективности стратегии жизни человека выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Внешние стратегии связаны со стремлением человека мак­симально быстро и просто адаптироваться к внешней среде. В этом случае человек старается как можно лучше соответ­ствовать ролевым ожиданиям, господствующим социальным ценностям и требованиям, т. е. быть таким, каким хотят его видеть окружающие. Главный вопрос, который он ре­шает - как жить, как найти смысл в той жизни, которой он живет. Внутренние стратегии базируются на ценностях лич­ностного роста, развития, душевного и духовного здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Эти стратегии связанны не столько с адаптацией, сколько с самореализа­цией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответ­ствие со своим смыслом.

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

Данные теоретические выводы легли в основу разработки экспериментальной программы развития личностного роста педагога, как основа профессионального мастерства в МОУ «Гимназия №1» с. Ташла, Ташлинского района.


Литература:
  1. Агеева И.А.Успешный учитель.Санкт-Петербург:Речь,-2006.208с.
  2. Гуддинг Д. Мировоззрение. Ярославль: ТФ «Норд», - 2001. 384 с.

  3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М: Академия- 2002. 256 с.

  4. Леонтьев А.Н. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол.1989,№3,с11-21.

  5. Соколова Л.Б. Культорологическое содержание педагогической деятельности. Монография. Саратов-2007.172с.

  6. Роджерс К. Свобода учиться М:. Смысл 2002.527с.



Основные термины (генерируются автоматически): личностный рост, зрелая личность, внутренний мир, жизненная стратегия, личность, мир, представление человека, принятие, развитая личность, составляющая.

Похожие статьи

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования

Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Непрерывное профессиональное образование и профессиональный рост современного педагога

Похожие статьи

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Творчество педагога как норма профессиональной деятельности в условиях современных стандартов образования

Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Непрерывное профессиональное образование и профессиональный рост современного педагога