Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа
Автор: Васильева Людмила Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 5124 раза
Библиографическое описание:
Васильева, Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа / Л. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/506/ (дата обращения: 16.11.2024).
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста и конкурентоспособности нашей страны. Проблема подготовки кадров в профессиональном образовании обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в нашем обществе. Повышение качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования рассматривается как одна из важнейших задач концепции модернизации Российского образования. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.
Под профессиональной компетентностью можно понимать совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной и плодотворной профессиональной деятельности. Профессионально компетентным специалистом можно назвать того, кто на достаточно высоком уровне осуществляет свою профессиональную деятельность, добивается стабильно высоких результатов в достижении поставленных задач. Формирование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся профессиональной среде.[2,с.31] Изменения, происходящие в современном мире, делают необходимостью формирование профессиональной компетентности у выпускников профессиональных образовательных учебных заведении.
Основная цель современного среднего профессионального образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, профессиональной трудовой деятельности, способный к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творческую, конкурентоспособную личность, способную адаптироваться в современном, динамично меняющемся мире, принципиально новым подходам в решении поставленных задач [4, с.27].
Подготовка высококвалифицированных медицинских работников среднего звена, напрямую зависит от формирования профессиональной компетентности в стенах образовательного учреждения, от взаимодействия образовательных услуг колледжа с институтами рынка труда, общественными организациями, которое основано на реализации интересов всех сторон.
Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста в стенах учебного заведения. Обучение в колледже следует рассматривать как процесс формирования качественных основ профессиональной компетентности на основе деятельной позиции субъекта в сочетании с развитием ценностной сферой личности. Для формирования профессиональной компетентности студента в среднем медицинском учебном заведении принципиально важно соблюдать принципы педагогического сотрудничества в решении проблем как профессионального, так и личностного становления в процессе профессиональной подготовки: общности цели, задач и понимания проблемы; обмен ценностями, опытом, при этом каждая из сторон получает определенный виток развития. Разноуровневое педагогическое взаимодействие внутри учебного процесса, становится действенным фактором формирования профессиональной компетентности, если основной единицей проектируемого образовательного процесса выступает ситуация формирования профессиональной компетентности студента будущего медицинского работника среднего звена. Необходимо понимать, что, профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена содержит и творческую составляющую, которая характеризуется новизной в профессиональной деятельности и может проявляться в личностной и профессиональной сфере деятельности. Результативность формирования профессиональной компетентности выпускника медицинского колледжа, можно охарактеризовать положительно, если студент может работать самостоятельно, формировать цели своей профессиональной деятельности, концентрировать внимание на выявлении и решении профессионально ориентированных задач, используя при этом новейшие технологии, уметь плодотворно сотрудничать, планировать и качественно осуществлять свою профессиональную деятельность на основе милосердия, толерантности, эмпатии, с учетом требований организации, видеть и реально оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения эффективности и целесообразности [1, с.127].
В то же время наблюдения показывают, что студенты медики недостаточно стимулированы к реализации внутреннего потенциала в учебной деятельности, что естественно негативно влияет на эффективность формирования личностных качеств и профессиональной компетентности будущего специалиста. Объясняется это тем, что в профессиональных учебных заведениях довольно долго не ставилась задача по индивидуальному развитию и совершенствованию способностей личности, не проводились специальные исследования по проблеме анализа педагогических условий, стимулирующих студента к самоанализу, самосовершенствованию и самореализации.
Реализация компетентностного подхода в системе среднего медицинского образования позволяет по-новому рассматривать проблему качества подготовки специалистов. «Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (Н.Ф. Радионова, О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына)
Формирование профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа – будущих медицинских работников среднего звена, направлено на развитие профессионализма, на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, милосердия, толерантности, эмпатии и практической направленности. В то же время можно с уверенностью утверждать, что сущность понятия «профессиональная компетентность» должна рассматриваться и с позиции целеполагания., т.к основной целью при подготовке медицинского работника среднего звена выступает его готовность к реальной профессиональной деятельности.
Говоря о формировании профессиональной компетентности необходимо акцентировать внимание на аксиологических компонентах, которые являются важнейшими элементами структуры личности, выполняют направляющие и регулирующие функции и проявляются во всех областях деятельности человека [3, С. 186] Мы придерживаемся мнения А.В. Кирьяковой, что ценности выступают связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности – это, своего рода, смыслообразующая основа, которая и определяет профессиональную компетентность специалиста, в том числе и будущего медицинского работника среднего звена. От того, в каких плоскостях личность в процессе своего профессионального становления в стенах учебного заведения, выстраивает свою систему ценностей и зависит эффективность формирования профессиональной компетентности медицинского работника среднего звена. Процесс ориентации личности на ценности проявляется как непрерывный и постоянно развивающийся процесс от начальных, общедоступных ценностей к ценностям высокого уровня и включает преобразование себя на основе имеющихся ценностей и использование этих ценностей в процессе формирования профессиональной компетентности.
Профессиональной компетентности будущего среднего медицинского работника присуща полная реализация подлинных способностей и ценностей личности, как профессионала, выявление и формирование своих возможностей, познание своей собственной природы и стремление стать тем, кем он хочет стать. Это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия личности, своей собственной активности и индивидуальности, реализация собственных усилий, развитие личностных и профессиональных качеств в избранной профессии [6,с.43]. Ценности определяют центральную позицию личности, оказывают непосредственное влияние на процесс формирования профессиональной компетентности, на деятельность человека в целом, на его поведение и поступки. Значение аксиологических компонентов заключается и в том, что они являются стимуляторами и мотиваторами поведения человека в любой сфере деятельности. В тоже время на процесс формирования профессиональной компетентности студента медицинского колледжа – будущего медицинского работника среднего звена, непосредственное влияние оказывают такие обстоятельства как: фундаментальный уровень образования субъекта, наличие или отсутствие профессионального опыта, социальный и профессиональный статус, характер профессиональной деятельности в медицинской сфере, наличие возможностей для самообразования, самоутверждения и самореализации. В зависимости от сочетания и проявлений этих обстоятельств и находится динамика формирования, а в дальнейшем и развития профессиональной компетентности студента медицинского колледжа – будущего профессионала своего дела.
Таким образом, в настоящее время, обнаруживаются противоречия между объективно растущей потребностью в повышении уровня профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа и традиционной системой обучения в профессиональных учебных заведениях, ориентированной в большей степени на формирование профессиональных знаний, умений и навыков. В основе указанной проблемы выступает недооценка ценностной сферы личности, когда студент выступает объектом массового процесса педагогического воспроизводства. Актуальной становится и проблема выявления психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление субъектности, стимулирующих готовность к формированию профессиональной компетентности и потребность в ней, разработки дидактических условий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе его подготовки в среднем медицинском учебном заведении.
Таким образом, модель профессионально-компетентного медицинского работника среднего звена должна включать такие аспекты как: высокий уровень профессиональных знаний, стремление и возможность их совершенствовать, развитие профессиональных умений и навыков, навыков общения, милосердия, стрессоустойчивости, эмпатии, самосовершенствования, саморазвития и самореализации. Формирование профессиональной компетентности студента медицинского колледжа представляет собой комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, связанных с:
аккумуляцией знаний, определяющих профессиональное ядро специалиста;
аккумуляция знаний, определяющих дополнительную альтернативную область;
ориентация на витальные и социальные ценности;
развитие коммуникативно – прагматических качеств личности [5, с.58]
Профессиональная компетентность это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности в профессиональной деятельности. Это самоутверждение в жизни и профессиональной деятельности, поиск своего пути в этом мире, во взаимодействии с другими людьми. В зависимости от сочетания этих обстоятельств и находится динамика формирования профессиональной компетентности студента медицинского колледжа – будущего профессионала. Выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области медицинской деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.
Профессиональная компетентность – это многофакторное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента, как профессионала, а ценностная сфера личности является центральным звеном, регулирующим деятельность человека в обществе, является смыслообразующей основой, определяющей значение профессиональной компетентности, как для личности, так и для общества в целом.
Таким образом, профессиональная компетентность является важным критерием качества подготовки специалистов медицинского профиля и базируются на взаимосвязи личностных ценностей и профессиональных качеств, определяющих направленность личности на осуществление медицинской деятельности и решение профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности медицинского работника среднего звена, становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе среднего медицинского образования.
Литература:
Арасланова, А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа / А.Т. Арасланова // Вестник Башкирского университета. 2007.- № 2. - С. 127.
Букаяс Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии. – 1997 - №3 – с.31
Кирьякова А.В. Теория ориентаций в мире ценностей // Монография Оренбург- 1996, С 188
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2004 - №4 - с27
Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. // вестник Оренбургского государственного университете 1999. - №3 с.58
Стрельникова А.Н. Зачем медсестре самооценка. // Медсестра. 2000.- №1 - с. 43