Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии
Автор: Ковалевский Андрей Николаевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1599 раз
Библиографическое описание:
Ковалевский, А. Н. Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии / А. Н. Ковалевский. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/51/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современная декоративно-прикладная живопись понятие, обширное для того, чтобы можно было ограничить всё какими-то определёнными рамками. В сегодняшнем времени, как отмечают С. Михайлов и Л.Кулиева, трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не принял участие художник. Причём, декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – не какое-то отрешённое понятие, возникшее на рубеже ХIХ и ХХ-го веков. Это основная определяющая стиля, жизни и поведения человека в обществе. Знакомиться с ним человеку желательно с начала своего обучения. Но ДПИ до сих пор не включено Министерством образования в программу обучения школьников.
В работе с каждым учащимся необходимо с самого начала опираться на практику, накопленную ранее. Пример: уровень живописного понимания, владение цветом, светом во многом определяет качество обучения детей. В этом – актуальность проблемы.
Имея представление о декоративно-прикладном искусстве, человек будет способен для создания комфортной среды для обитания, деятельности и творчества. Именно на это были рассчитаны программы обучения в русских гимназиях.
Что бы ни происходило в обществе – новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба – всё находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций». ( С.Михайлов).
По нашему мнению, самостоятельность к художнику, как творцу, приходит при понимании следующих факторов:
1. Всякое знание и понимание живописи говорит о том, что дано человеку в чувственном восприятии;
2. То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью и делиться этим с окружающим миром через свои произведения;
3. Все функции знания и понимания сводятся к изображению предмета или же композиции предметов.
В процессе обучения важны научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории – именно так школьник начинает быстрее понимать преподавателя. Далее, важна последовательность в овладении методами и приёмами передачи характера освещения и создании композиции. Необходимо обращать внимание школьников на «болезнь искусственного упрощения», так как это вызывает недоверие зрителя. А это, в свою очередь, приводит к полному непониманию и неприятию образа. Из этого убеждения естественно следует:
1) понимание образного и научно обоснованного знания как набора догадок о мире декоративно-прикладного искусства и дизайна – догадок, истинность которых установить нельзя, но можно обнаружить их ложность;
2) критерий демаркации (разграничение, определение границ) – лишь то знание научно, которое фальсифицируемо;
3) метод изучения образа – пробы и ошибки.
Развития в мастерстве художника нет, признается только изменение: сегодня вы вышли из дома в пальто, но на улице жарко; завтра вы выходите в рубашке, но льет дождь; послезавтра вы вооружаетесь зонтиком, однако на небе – ни облачка, и вы никак не можете привести свою одежду в соответствие с погодой. Даже если однажды вам это удастся, все равно вы этого не поймете и останетесь недовольны. Так и в создании этюдов, композиций и подборе для этого подручных средств учащийся всё понимает с начальных образных примеров.
Анализируя творчество родоначальников современного декоративно-прикладного искусства, приходишь к выводу о том, что творчество не может быть рациональным, как считает большинство философов и ученых. Действительно, что отличает творчество от мифа или сказки? К характерным особенностям мифа обычно относят то, что его основные идеи объявлены священными: всякая попытка посягнуть на эти идеи наталкивается на табу. Любое творчество, не согласующееся с центральными идеями мифа, отбрасывается, никакие идеи, альтернативные по отношению к основным идеям мифа, не допускаются.
Декоративно-прикладное искусство обычно определяют как сферу человеческой деятельности, направленную на получение, обоснование и систематизацию истинного знания о красоте мира, которую каждому необходимо усвоить с ранних лет обучения.
Оно является искусством изготовления предметов быта, имеющих, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Дополнительное определение специфики произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления.
Функциональный принцип представляется наиболее рациональным, хотя он и обладает определенной ограниченностью – недостаточно подчеркивается то обстоятельство, что полезный предмет приобретает значение произведения прикладного искусства только тогда, когда лежащий в его основе материал обработан в соответствии с требованиями законов красоты. Современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации.
Нынешние публикации во многих периодических изданиях затрагивают лишь отдельные сектора и структуру дизайна, но почти никто не упоминает об изучении ДПИ со среднего школьного возраста. Многие материалы могут быть использованы только для чтения, либо для научно-теоретических решений, но никак не для обучения школьников.
Следует обращать внимание школьников на примеры плоскостной живописи, пуантилизма и особенно мозаики. Вся живопись была первоначально плоской, и только Ренессанс внес в нее перспективу, третье измерение и, позднее, светотень. Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии. Эта живопись всегда функционировала главным образом в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архитектурным членениям. Сразу же необходимо дать понять школьникам интерпретацию цвета и света в живописи, дизайне и архитектуре.
Во время работы над статьей мы пришли к выводу, что преподавателю-художнику во время работы с подростками нужно учитывать:
а) систематизировать отдельные разрозненные публикации для ознакомления школьников с уже существующими стационарными фактами;
б) обсуждать со школьниками возможности целостной картины дизайна как феноменального явления декоративно-прикладного искусства и вообще художественной культуры современности;
в) обращать внимание на поиск определённых светотеней в декоративно-прикладном искусстве и дизайне;
г) учитывать философию искусствоведческой интерпретации света и цвета в создаваемом образе и постоянно обращать внимание школьника на специфику дизайна с момента его возникновения и до настоящего времени.
Литература:
Аксёнов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. М., 1986.
Алексеев С.С. О колорите. – М., Искусство, 1962.
Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М., 1964.Мадьцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. М.: Издательский дом «Искусство», 2002.
К. Юнг "Подход к бессознательному" (В сб. "Человек и его символы", Б. С. К., 1996.
Колорит как основа живописи (учебное пособие). http://abc.vvsu.ru/Books/up_kolorit_kak_osn_zshivop/