Творческий выбор, принятие и применение норм подростком | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максутова, Л. Р. Творческий выбор, принятие и применение норм подростком / Л. Р. Максутова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/534/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье дается описание содержания, специфики нормотворческого поведения учащихся подросткового возраста. Автор рассматривает нормотворческое поведение как творческий выбор, принятия и применения норм. Раскрываются особенности уровней нормотворческого поведения подростков.

Ключевые слова: норма, подростковый возраст, поведение подростков, процесс нормотворчества, уровни нормотворческого поведения.

Норма - правило, которому подчиняется определенный процесс или его результат, средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц [2]. Усвоение норм, моральных ценностей осуществляется в общении, особенно это характерно для подросткового возраста. В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению системы взаимоотношений: одна с взрослыми, другая со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализированную роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Успехи в среде сверстников в этом возрасте ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако, здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль над ней осуществляется в малых формах. Например: если подросток предал, подвел, бросил, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве.

Поведение подростка представляет собой систему действий сознательной личности, в которой проявляются, в первую очередь, его взаимоотношения с социальной средой. Оно складывается из поступков – действий подростка, рассматриваемых в его соотношении с социальными, в том числе этическими и правовыми нормами, принятыми в обществе. Поступок - не любое действие, для него ведущее значение имеет сознательное отношение подростка к другим людям, к обществу, к нормам. Таким образом, поступок – это особое нравственно значимое действие, совершаемое в условиях альтернативного выбора. Подросток принимает поведенческие образцы, которые предлагает общество, и его поведение соответствует поведенческим нормам, в другом случае – ввиду расхождения между личностными ценностями и стандартами общества – эти нормы отвергаются личностью подростка [3].

По своей специфике, поведение подростков, является коллективно-групповым. Такая особенность поведения объясняется следующим образом: во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые; во-вторых, это специфический вид механических отношений, совместная деятельность вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время, отстаивать свои права, в - третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Таким образом, отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Нормы поведения подростков определяются требованиями со стороны родителей и учителей. И все же правила поведения подростков в большей степени зависят от нормативов референтной группы сверстников.

Сущность процесса нормотворчества заключается в том, что он имеет под собой две основы: социальную и правовую, которые параллельно развиваются и взаимодействуют между собой на протяжении всего этапа становления общества и государства. Еще можно сказать, что первична все-таки социальность нормотворчества, так как она существовала еще на начальных этапах развития общества и государства, выражаясь в санкционировании социальных норм (норм морали, обычаев, религии, ритуалов и т.д.), как основополагающих правил поведения в обществе. Исходя из этого, с точки зрения права, нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства и принятием некоторых из этих основ в качестве, официально незакрепленных, но действующих, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни. Нормы многогранны, механизмы их влияния на поведение личности подростка сложны и в определенных условиях даже разнонаправлены, а поэтому в реальном поведении, как правило, встает вопрос творческого выбора, какой нормой воспользоваться в данной ситуации [4].

Педагогика, в числе своих задач, видит задачу воспитания нормотворчества – творческого выбора, принятия и применения норм. Для подростка норма – это модель, которая дает возможность избрать соответствующий общественным требованиям и индивидуальным интересам вариант поведения, она наполняет мотивацию позитивными образцами поведения, делает ее устойчивой [2]. Нормы, как и ценности, требуют личного осмысления и предоставляют некоторую свободу выбора, особенно в условиях противоречия и конфликта норм, требующих определенного порядка действий. Более того, регулирование поведения людей посредством системы норм создает предпосылки для личной свободы индивида, с том числе и подростка. Степень свободы, а значит, и характер поведения во многом зависят от степени осознанности подростком объективной необходимости определенного поведения, от его умения сделать выбор и определить линию поведения не в разрез, а в соответствии с объективной необходимостью, продиктованной ему жизнью общества, согласовывать с ней свои действия [4].

Существенным фактором в интериоризации и практической реализации норм является волевой элемент сознания. Волевые качества личности есть тот эмоционально - психологический фактор, который в конечном счете играет решающую роль в выборе, а главное, в практической реализации норм поведения. Воля, как элемент механизма регуляции поведения, опосредует сознание и практику, в результате чего вырабатывается, проявляется способность подростка формировать и приводить в исполнение свои поведенческие установки [3].

Целью воспитания нормотворческого поведения подростка является не только творческий выбор, принятия и применения норм, а именно превращение их в привычку. Совсем недостаточно лишь осознать, выбрать ту или иную норму поведения, ее надо еще реализовать в качестве мотива поведения, что возможно при проявлении определенной внутренней активности. Если данный процесс происходит, то принятые личностью подростка нормы, устойчиво проявляясь в его поведении, выступают уже как личностные нормы – регламентирующие собственное поведение подростка. В таких случаях подросток не рассуждает о возможных последствиях своего поступка, не оценивает свои действия. Привычным поведением подростка будем считать не любые его поступки, а только такие, в которых выражается его сущность, отношение к окружающим людям, обществу. Механизм соотношения личностных норм и реального поведения весьма сложен и пока не изучен. Однако, процесс превращения нормы из внешнего требования в индивидуальные поступки является одной из сторон нормотворческого поведения. Функционирование норм как практических регуляторов поведения включает в себя уровни рационального и эмоционального отражения и отношения к нормам со стороны подростка. В первом случае, мотив к определенному поведению включает рациональное отражение ситуации, ее сознательную оценку и на основе этого рационального акта делается выбор соответствующего варианта поведения. Во втором – побуждение функционирует без такого предварительного мысленного анализа ситуации. Это будет такой выбор варианта поведения, при котором рационально – логический поиск решения отсутствует и в качестве мотива поступка выступает привычность [1]. Следует отметить, что не всякая стереотипная привычка, может быть основанием для выполнения какой – либо нормы поведения. В данном случае, имеются в виду лишь те привычки, которые бытуют как нормы поведения, выступающие своего рода закрепляющим фактором правил, требований той или иной нормы, в индивидуальном сознании и поведении подростка. Такие нормы поведения становятся настолько устойчивыми, что выполняя их, подросток может логически каждый раз не «проигрывать» ситуацию, это освобождает личность от многократного обращения к выбору вариантов поведения в той или иной ситуации. У подростка закрепляются навыки поступать определенным образом в тех или иных ситуациях [4].

Нормотворческое поведение подростка, подразделяется на сознательный выбор им моральных ориентаций, норм поведения и, в соответствии с этим, сознательного выбора конкретных поступков. Беспричинного выбора не существует. Предметом же специального осознания оснований выбора моральных ориентации становятся в подростковом возрасте. Именно для этого возраста характерно стремление выработать обоснование своей моральной позиции. Выделяется три уровня обоснования оснований выбора норм: эмпирический, логический и научно-теоретический. Наиболее распространенным и эффективным является эмпирический уровень. Только в непосредственной практике достигается единство личного смысла и объективного значения нормативного требования. Только собственный опыт может убедить подростка в правильности или ошибочности норм. До подросткового возраста собственный эмпирический опыт лишь дает субъекту почувствовать необходимость выполнения той или иной нормы. У подростков появляется возможность рассматривать практику не просто как сферу, где можно применить, но также и проверить моральные принципы, нормы поведения.

В случаях, когда эмпирического уровня недостаточно для возникновения ориентации в ситуации выбора, подросток должен прибегать к логическому способу обоснования. На логическом уровне он мысленно сопоставляет нормы, присутствующие в данной ситуации, между собой и со своей системой ценностей. В результате этих манипуляций устанавливается их непротиворечивость. Таким образом, существует возможность логически обосновать правомерность и некоторых еще неосвоенных норм. У данного способа нравственного выбора есть следующие ограничения. Он может использоваться только в рамках какой-то одной непротиворечивой системы моральных ценностей, при условии, что часть этих ценностей личность подростка уже приняла. Но невозможно данным способом обосновать правильность самих (уже принятых) основополагающих ценностей, норм поведения. Когда же возникает такая проблема, то следует либо обращаться к предыдущему эмпирическому уровню, либо переходить к следующему способу - научно-теоретическому. На этом уровне обоснования оснований выбора моральных ориентации происходит путем апелляции к социально-историческим закономерностям, тенденциям развития общества. Начиная с подросткового возраста человек способен использовать все три способа обоснований [1].

Специфика нормотворческого поведения в данном возрасте, в том, что подростки опробуют не только нормы, существующие среди их родителей и учителей, но и нормы более старших ребят, нормы двора, компании, группы, а они нередко расходятся с морально-этическими представлениями взрослого сообщества. Выбор и освоение той или иной нормы, чаще всего происходит через отвержение этой нормы, особенно если подростку непонятны (не представлены) логические или практические основания нормы. Этот принцип, в данном случае, может быть сформулирован нами следующим образом: хотя правила поведения и предписываются подростку извне, они должны быть таковы, как будто подросток сам их себе поставил. Возникает то, что мы называем экспериментаторской нормотворческой деятельностью подростков: попытки перенести правила из ситуации, где они применяются, в ситуации и отношения, которые такими правилами обычно не регулировались; попытки изменить правила и нормы, попытки придумать свои собственные правила и регулировать ими устоявшиеся отношения [5]. Таким образом, получая в процессе жизнедеятельности различные установки на поведение, в том числе в виде существующих в обществе норм, продумав и выбрав свой индивидуальный вариант поведения, подросток не просто пассивно подчиняется ему, а вы ступает в роли сознательного творца своего поведения.



Литература:

1. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. – М.: Педагогика, 2003. – 326с.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: ЭКСМО, 2000. – 367с.

3. Залевский, Г.В. Личность и фиксированные формы поведения/ Г.В. Залевский. – М.: Ин – т психологии РАН, 2007. – 334с.

4. Пеньков, Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. – М.: Знание, 2001. – 315с.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х томах. Том 2. / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. – 456с.

5


Основные термины (генерируются автоматически): норма, норма поведения, подростковый возраст, подросток, нормотворческое поведение, творческий выбор, отношение, ситуация, объективная необходимость, реальное поведение.