Поликультурное воспитание в системе муниципальной оценки качества образования в Республике Саха (Якутия)
Автор: Фоменко Оксана Евгеньевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 624 раза
Библиографическое описание:
Фоменко, О. Е. Поликультурное воспитание в системе муниципальной оценки качества образования в Республике Саха (Якутия) / О. Е. Фоменко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/549/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современная проблематика активно развивающихся интеграционных процессов, происходящих на территории Российской Федерации, охватывает практически все стороны общественной жизни. Формирование и развитие поликультурной личности в многонациональном социуме занимает ключевые позиции. Однако вопросы способности личности к эффективному взаимодействию при реализации ее потенциала в условиях поликультурности остаются актуальными и занимают одно из основополагающих мест в образовании.
Вышесказанное обретает особую значимость в контексте реализации первоочередных задач развития образования в территориальных субъектах РФ. В Республике Саха (Якутия) приоритетным направлением образовательной политики становится создание модели системы образования коренных малочисленных народов Севера с дифференцированным обучением на национальном языке, позволяющим сохранить культуру, национальные традиции, язык народа и сформировать личность с высоким творческим потенциалом, способную к интеграции в мировое сообщество и профессиональной самореализации (Указ Президента РС(Я) «Об объявлении английского языка рабочим языком РС(Я); Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)).
На основе анализа научных дефиниций Е.Бондаревской, А.Джуринского, Х.Томаса, Ф.В. Габышевой, Д.А. Данилова, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева и др., под поликультурностью мы понимаем интегральное системное понятие, охватывающее все стороны жизнедеятельности человека и социума, ориентированное на хранение, приумножение и трансляцию этнокультурного наследия территориального субъекта посредством образования на всех его уровнях, направленное на формирование личности, активно взаимодействующей в мультикультурном пространстве и ориентированной на организацию и обеспечение ее жизнедеятельности на основе межкультурной коммуникации в условиях диалога культур.
Важной составляющей поликультурного воспитания в современной школе становятся педагогические условия, полнота реализации которых обуславливает успешность формирования поликультурной личности. К числу таких условий мы относим:
1) создание развивающей образовательной среды, способствующей личностному саморазвитию обучающегося в условиях формирования поликультуртной компетентности.
В настоящее время республика располагает широким инструментарием формирования поликультурной личности, компонентами которого являются:
а) разработка и внедрение в образовательное пространство республики целевых программ на 2009-2011 гг. [1];
б) внедрение в образовательную программу школ республики национально-регионального компонента, отличающегося широким диапазоном учебных предметов, в числе которых «Якутский язык как государственный», «История и культура народов Якутии» и др.;
в) внедрение в образовательный процесс программ духовно-нравственного воспитания личности обучающегося с опорой на духовное наследие народов, проживающихся на территории республики («Ураанхай Саха о5ото», «Айыы», «Кыыс Куо», «Урун Уолан» и др.);
2) развитие у обучающихся мотивации к достижению успеха, эффективной информационной коммуникативности и культуры межличностного взаимодействия, которые в республике Саха (Якутия) реализуются по следующим направлениям:
а) организация вариативных форм поликультурного воспитания в образовательных учреждениях республики, в том числе военно-патриотических клубов, школьных музеев, детских общественных организаций, школьных библиотек, творческих фестивалей и др.
б) реализация инновационных форм организации поликультурного воспитания школьников:
- экологические и культурные маршруты и экскурсии в национальные парки республики;
- реализация форм внеурочной деятельности посредством приобщения к памятникам истории и искусства;
- организация разноуровневых учебно-исследовательских и научно-исследовательских проектов, с последующим представлением на конференциях различного уровня, в том числе Республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее», организованной Национальным фондом возрождения «БАРГАРЫЫ» при Президенте Республики Саха (Якутия) и др.
Таким образом, сложившаяся в системе образования Республики Саха (Якутия) система поликультурного образования охватывает учебную и внеучебную, в том числе внешкольную деятельность обучающихся, и направлена на формирование поликультурной компетентности обучающихся.
Безусловно, накопленный опыт в республике является многоплановым и разнообразным по форме и содержанию. Однако существует ряд проблем, необходимость решения которых обусловила поиск адекватных потребностям времени организационных форм контроля качества реализации поликультурного воспитания в образовательном пространстве муниципалитета и республики в целом. Отметим, что включение данной задачи в программу настоящего исследования регламентируется и нормативно-правовыми документами, принятыми на федеральном и республиканском уровнях, в которых отмечается необходимость обновления содержания и технологий, создание и внедрение современных средств контроля качества этнокультурного образования [2-4].
Результатом проведения процедуры оценки качества образования, как правило, становятся аналитические и информационные материалы для различных категорий потребителей образовательных услуг, базы данных по направлениям, рейтинги образовательных учреждений по направлениям деятельности.
Основной для разработки и апробирования оценочных программ в области качества образования, в том числе в области поликультурного образования, должна стать категория «компетентность», реализующаяся на всех уровнях организации и функционирования образовательного процесса. Причем показателями качества образования должны стать не только результаты, но условия и процесс. Отсюда технология оценки качества образования должна включать уровни организации и реализации образовательного процесса, степень материально-технического оснащения образования требования федерального государственного образовательного стандарта, информационная и научно-методическая компетентность педагогов и обучающихся, степень включенности педагогов в инновационные процессы в образовании, а также оценка удовлетворенности качеством образования основных его потребителей: обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогического сообщества, учредителя и муниципального органа управления образования; общественных организаций и др.
Реализация указанного направления, безусловно, значима и определяет создание новых организационных форм, осуществляющих функции управления и контроля. Отсюда актуальным представляется разработка структуры модели муниципальной системы оценки качества образования, в число приоритетных направлений деятельности которых включается контроль качества реализации поликультурного образования, определение эффективных механизмов формирования поликультурной личности в процессе обучения.
Актуальность разработки модели обусловлена еще и тем, что в Республике Саха (Якутия) свыше 450 (83%) школ располагаются в сельской местности, из них малокомплектных школ – 165 (37%), что требует поиска на региональном и муниципальном уровнях универсальной модели управленческого сопровождении всех субъектов образовательного процесса.
Одним из вариантов решения данной проблемы становится модель регионального / муниципального Центра оценки качества образования. Правовой статус центра может быть обозначен как автономное учреждение, оказывающее услуги как для субтерриториальной образовательной системы в целом (внешняя экспертиза), так и для образовательного учреждения (по запросу в области определенного направления деятельности, т.е. «внутренний» аудит), в частности. В этом случае деятельность организации соответствует принципу независимости, что позволяет объективно определять результаты и достижения образовательного учреждения или муниципальной системы образования. Результатом внешней экспертизы является построение рейтингов достижений образовательных учреждений на основе принципа эвалюации с обязательной их публикацией на образовательном портале или сайте Центра.
Кроме того, Центр на основе сетевых технологий (информационно-коммуникационные технологии, видеоконференцсвязь и др.) способен взаимодействовать с подобными структурами, созданными в территориальных и субтерриториальных субъектах в целях обмена опытом и выстраивания траектории повышения качества образования на муниципальном / региональном уровнях.
К основным целям Центра относятся:
- развитие единого образовательного пространства региона;
- информационное и научно-методическое сопровождения муниципальной и региональной системы оценки качества образования;
- обеспечение административных и педагогических работников информацией о состоянии региональной системы образования для определения перспективных направлений деятельности для повышения качества образования на муниципальном и региональном уровнях;
- реализация государственно-общественных функций в развитии системы образования.
К числу основополагающих принципов деятельности Центра относятся:
- объективность в определении оценки качества образования, обеспечивающейся независимыми органами управления образования;
- научность, валидность и адекватность программ оценки качества состоянию муниципальной системы образования;
- ориентация на социально-экономические и этнокультурные особенности муниципального образования и региона;
- открытость, прозрачность и гласность процедур оценки качества образования и ее результатов;
- эвалюация, в основе которой лежит установка на улучшение качества образования.
Основными функциями Центра становятся:
- разработка нормативных требований к качеству образования на основе социального заказа потребителей образовательных услуг;
- разработка (при отсутствии стандартизированных форм) и апробация системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- организационно-технологическое, научно-методическое и информационное сопровождение процедур оценки качества образования;
- создание и ведение баз данных по направлениям деятельности Центра, в том числе сбор, хранение и статистическая обработка информации о состоянии и динамике развития системы образования в условиях поликультурного общества;
- содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования районе/регионе;
- привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех этапах и уровнях.
- осуществление консалтинговых услуг по направлениям деятельности Центра в области оценки качества образования;
- организация научно-методических мероприятий по результатам процедур оценки качества образования, в том числе на основе использования потенциала сетевых технологий для обеспечения эффективного взаимодействия с учреждениями других районов / регионов, ответственными за оценку качества образования;
- формирование статических и аналитических материалов результатам процедур оценки качества образования;
- прогнозирование развития образования района/региона.
В условиях поликультурного общества в системе регионального / муниципального образовательного пространства при реализации функций оценки качества образования Центр занимает одно из ключевых мест, поскольку является учреждением, обеспечивающим функционирование той части инфраструктуры, компоненты которой прямо или опосредованно определяют перспективы развития муниципальной системы образования, в том числе высшие и средне-специальные образовательные учреждения и центр труда и занятости населения и др.
Концепция Центра может стать основой для разработки организационной структуры систем оценки качества во всех территориальных органах управления образования республики и регионов РФ. Особое значение предложенная система муниципальной оценки качества образования приобретает в муниципальных образованиях, территориально значительно удаленных от центра и объединяющих в систему до 50-60 муниципальных образовательных учреждений различного типа и вида.
-
- Литература:
1. Республиканская целевая программа «Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 гг.», Республиканская целевая программа «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», Республиканская целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы, Республиканская целевая программа «Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», Республиканская целевая программа «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо на 2009-2011 гг.», Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 гг.» [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.sakha.gov.ru/node/1107.
2. Концепция государственной этнонациональной образовательной политики РФ [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/actual/?concept_01.html.
3. Концепция национальной образовательной политики РФ [электронный ресурс] // режим доступа: http://elementy.ru/library9/pr201.htm.
4. Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года [электронный ресурс] // режим доступа: www.sakha.gov.ru/node/10791.