Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гандрабурова, И. В. Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения / И. В. Гандрабурова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/561/ (дата обращения: 17.10.2024).

Важным фактором в развитии высшего образования выступает информатизация как реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Процесс информатизации, возникнув одновременно с распространением электроники, компьютеров, связи, интенсивно развивается и изменяет характер труда и место человека в образовательном пространстве.

Современное профессиональное образование, направленно на подготовку специалистов, обладающих динамичной профессиональностью, т.е. подготовленных к выполнению разнообразных социальных и педагогических функций. Профессиональная компетентность специалиста-эколога является составной частью его профессиональной культуры, рассматривается как процесс становления профессионализма, где образование и самообразование является одним целым двустороннего процесса.

Мы считаем, что в современном информационном обществе профессиональная компетентность будущего специалиста должна включать такие компетентности, как:

- практическую (специальную) компетентность как высокий уровень знаний, техники и технологий и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

- социальную компетентность, подразумевающую способность брать на себя ответственность и принимать решения, работать в команде, разрешать конфликты, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, готовность к нестандартным, креативным решениям, обладать навыками самоорганизации; гибкости в отношении вновь появляющихся требований и изменений, выносливости и целеустремленности;

- психологическую компетентность как понимание того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

- коммуникативную компетентность как способность взаимодействовать в соответствии с ситуацией, находить вербальные и невербальные средства и способы формулирования мысли, высокий уровень культуры речи;

- экологическую компетентность, основывающуюся на экологической ответственности за профессиональную деятельность, на знании общих законов развития природы и общества, взаимодействия, функционирования, развития природных систем и их компонентов, основных процессов, протекающих в сферах Земли, умении работать с полевой, технической документацией, картами, уметь синтезировать и анализировать полученную информацию, обладать знаниями и умениями, в области информационных технологий, использования возможностей персонального компьютера и информационных технологий, геоинформационных систем, баз данных, наглядно- представлять результаты экологических исследований.

- информационную компетентность - владение новыми инновационными педагогическими и информационными технологиями, включающая получение, переработку, выдачу, преобразование информации, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, владение электронной, Интернет-технологией [1, 2].

Министерством образования и науки РФ были разработаны стандарты третьего поколения для профессионального образования, с введением которых создаются условия для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применения с учетом требований современного рынка труда. Стандарты предыдущего поколения подразумевали формирование у обучаемых ЗУНов – то есть знаний, умений и навыков, сегодня эти понятия практически исключены из стандартов и заменены компетенциями.

В образовательных стандартах ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров «Экология и природопользование» отмечено, что область профессиональной деятельности включает научно-исследовательскую, проектно-производственную, контрольно-экспертную, административную и педагогическую работу, связанную с экологией и использованием природных ресурсов [3].

Для подготовки к перечисленным видам профессиональной деятельности выпускник должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Причем интересующая нас информационная компетентность относится к общекультурной и включает знание современных компьютерных технологий, применяемых при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способность самостоятельно использовать современные информационные системы для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности.

В стандартах отмечено, что в программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общенаучные и профессиональные компетенции. Мы считаем, что информационная компетентность не достаточно полно отражена в образовательном стандарте по направлению подготовки магистров «экология и природопользование» и предлагаем дополнить следующими требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

Общекультурные компетенции:

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в работе новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

В научно-исследовательской деятельности:

- уметь разрабатывать рабочие планы и программы, а также подбирать методики и средства проведения занятий с использованием информационных технологий.

В проектно-производственной деятельности:

-уметь разрабатывать информационные системы различного назначения комплексного и отраслевого типа глобального, национального, регионального, локального и муниципального уровней;

-внедрять и эксплуатировать информационные системы.

В административной деятельности:

-уметь организовывать и контролировать работы по моделированию компьютерных программ, руководить подготовкой к изданию электронных карт, атласов, учебников, практикумов, справочников и других электронных произведений, выполнять редакторские работы.

В педагогической деятельности:

- разрабатывать методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ на основе информационных технологий, используемых студентами в учебном процессе

- обладать знаниями компьютерных средств и методиками регламентирующие их использование в процессе обучения, осознание и принятие свое роли в технологически организованном процессе обучения, умение использовать ресурсы современных информационных средств в педагогических целях.

Использование компьютеров и программных продуктов в образовательном процессе будущих экологов с учетом современных тенденций позволяет дать разностороннюю подготовку, затрагивающую специальные знания, а также философские и психологические аспекты и позволяет говорить о формировании информационной компетентности.

К средствам педагогического воздействия, применяемым в процессе формирования информационной компетентности, относятся как капитальные, обеспечивающие оптимальные условия деятельности учебного заведения (компьютерные классы для проведения занятий, учебные принадлежности и прочие), так и средства текущего применения (учебные и учебно-методические пособии, учебники, специальная литература, технические средства информации и контроля, СМИ и пр.), а так же различные виды деятельности обучаемых, способствующие решению задач образовательной работы в процессе подготовки (учебно-познавательное, учебно-практическое, самостоятельное, практическое, общение).

При определении форм организации процесса формирования компетентности, мы опирались на общие положения педагогики об активном характере взаимодействия формы и содержания в педагогическом процессе, что предполагает рассмотрения формы, как устойчивой, завершенной организации в единстве всех его компонентов.

Результат процесса формирования информационной компетентности определяется совокупностью критериев для оценки уровня сформированности компетентности, к которым относятся: знания, необходимые для осуществления данного вида деятельности; умения применять эти знания в практической деятельности; наличие необходимых личностных качеств, положительных мотивов и интересов к данному виду деятельности[4].

Процесс формирования информационной компетентности отличает ряд особенностей:

- направленность процесса на формирование универсальной базы знаний, необходимых для эффективного использования компьютера в образовательном процессе, а так же для успешного самостоятельного освоения и привлечения в данный процесс новых технических устройств;

- ярко выраженный прикладной характер профессиональной подготовки будущих экологов по данному направлению, проявляющихся в овладении практическими умениями и навыками освоения и применения компьютера, и направленный на реализацию творческого потенциала будущего специалиста;

- прогностических характер данного процесса, предполагающий его ориентацию на потенциальную способность эффективно взаимодействовать с техникой будущих поколений.


Литература:

1. Дьяченко Л.Г. Мультимедийные технологии как средство совершенствования профессиональной подготовки инженеров-экологов: на примере дисциплины "Науки о Земле": дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Ульяновск, 2009, стр. 281.

2. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с., стр. 34-35.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 29.03.2010 N 243 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование (квалификация (степень) "магистр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2010 N 17439).

4. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации / В.С. Безрукова // Интегративные процессы в педагогической теории и практике.- Свердловск: СИПИ, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, профессиональная деятельность, знание, умение, будущий специалист, направление подготовки магистров, программа, процесс формирования, система, средство.

Похожие статьи

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников

Похожие статьи

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование языковой компетенции будущих медицинских работников