Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ
Авторы: Кудрявцева Анна Ивановна, Горлевская Елена Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 10615 раз
Библиографическое описание:
Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / А. И. Кудрявцева, Е. Л. Горлевская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/570/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Содержание комплексной программы “Детство” под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.
Целью педагогического проектирования мы видим:
создание модели по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»
Задачами педагогического проектирования:
Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
Установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого воспитанника с окружающим социумом путем объединения усилий для развития, воспитания, оздоровления.
Новое в организации проектной деятельности нашего ДОУ – разработка её содержание, формы общения детей с педагогом, использование новых технологий и материалов, ориентация детского изделия на непосредственное полезное использование в жизни ребёнка, детского сада, семьи, окружающего социума.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
создание единого образовательного пространства;
постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
создание банка данных;
обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
реорганизация, видоизменение и совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
активное многофункциональное взаимодействие с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями региона;
адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
Содержание методической работы по организации работы по данной теме включили: изучение теоретического материала по определению сущности педагогического проектирования, изучение и анализ опыта работы других дошкольных учреждений по данному вопросу, презентации проектов. Подобрали наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары, педагогические тренинги, коллективные просмотры презентаций, творческие отчеты проектов, практикумы, консультации, мастер-классы, деловые игры, методические выставки.
Сам процесс проектной деятельности строим в три этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику. Состав проектного совета формируется из инициативных педагогов, стремящихся к совершенствованию и развитию профессиональной компетентности в вопросах развития ДОУ. Проектным советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даны рекомендации для участия проектов в фестивалях, конкурсах на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов (систем, условий, моделей), разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит осмысление и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся итоги работы над проектами, работы проектного совета за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического электронного сборника, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на проблемных семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях Презентации результатов оформляется в виде мультимедийных презентаций, рукописных книг, журналов, видеоальбомов, информационных листов с фиксированием всех видов детской деятельности по заданной теме.
Основные направления в организации проектной деятельности в ДОУ
Сейчас, работая по методу проектов уже более пяти лет, можно сделать следующие выводы:
Метод проектов успешно реализуется в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. (Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно педагогом-психологом детского сада).
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
Большинство проектов, представлены на конкурсы, фестивали различных уровней (такие, как «Проблемы города решаем вместе», «Зеленый наряд образовательного учреждения, «Изюминка», «Хочу все знать», «Открытый урок»), занимают призовые места, и некоторые из них опубликованы в печатных и электронных сборниках. В настоящее время собран консультативный методический материал, оформлен электронный сборник «Наши проекты», проработаны теоретические аспекты педагогической технологии проектной деятельности, отработана методика организации познавательно-творческой деятельности детей и этапы воспитательно-образовательного процесса, функции всех участников проектной деятельности, созданы различные варианты и темы проектов.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
- Литература:
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.., Мозаика-синтез Москва, 2008
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткитна и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. ТЦ «СФЕРА»,2008
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселев, Т.А.Данилина и др.М.:Аркти,2003
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.Изд.Дом «Карапуз»,2001.