Применение метода Case-Study в обучении математике будущих учителей начальных классов в педвузе
Автор: Тимофеева Наталья Борисовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1104 раза
Библиографическое описание:
Тимофеева, Н. Б. Применение метода Case-Study в обучении математике будущих учителей начальных классов в педвузе / Н. Б. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/606/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения. Одним из таких методов обучения является case-study – метод конкретных ситуаций.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций [1], зародившийся в институтах бизнеса при определенной мере адаптации, может использоваться и в подготовке других специалистов, в том числе и учителей.
Кейс-метод – это комплексный метод обучения на основе использования некоторой конкретной ситуации. В структуре кейс-метода можно выделить методы работы преподавателя (способы предъявления ситуации студентам, организации самостоятельной работы студентов и ее мотивации, совместного обсуждения ситуации и др.) и методы учебной деятельности студентов (методы познавательной деятельности, индивидуальной и групповой самостоятельной работы, дискуссии, и др.). При таком подходе кейс-метод будем рассматривать и как метод обучения, и как метод учения (учебно-познавательной деятельности студентов). В этом смысле кейс-метод действительно можно понимать и как некоторый «кейс-чемоданчик» содержащий целый комплекс методов (способов), приемов, учебно-методических и других ресурсов обучения и учения студентов на основе использования конкретной учебной ситуации.
Для отечественного образования кейс-метод не является абсолютно новым. Его элементы, так или иначе, используются при реализации принципа профессиональной направленности и контекстного обучения в подготовке будущих специалистов. Психолого-педагогические основы реализации этого принципа разработаны в исследованиях С.И. Архангельского, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, З.И. Решетовой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.
Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать необходимым набором компетенций, позволяющих организовать поиск оптимальных решений в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в новых условиях.
Реализуя кейс-метод преподаватель решает следующие задачи:
– содействует освоению необходимых технологических средств, используемых для организации группового взаимодействия;
– обеспечивает быструю обратную связь каждому студент;
– отслеживает своевременное включение и активную вовлеченность всех студентов в различные формы групповой деятельности, начиная с момента ознакомления их друг с другом в первом модуле;
– использует различные формы для вовлечения их в групповую деятельность;
– наблюдает за ходом и оценивает результаты совместной деятельности студентов в различных видах учебного взаимодействия;
– контролирует успешность усвоения студентами нового материала или приобретение ими необходимых навыков и умений в ходе актуализации учебного материала в совместной деятельности;
– добивается формирования у студентов навыков социального взаимодействия и чувства толерантности друг к другу;
– делит студентов на малые группы в процессе работы над разнообразными проектами с учетом индивидуальных особенностей и способностей, уровня сформированности у них учебных навыков, психологической совместимости, типа темперамента и т.д.;
– на всем протяжении обучения поддерживает психологически благоприятный климат для взаимодействия.
Успешное решение вышеперечисленных задач позволяет преподавателю создать учебную среду, в которой становится возможным формирование математической и коммуникативной компетенций.
Кейс-метод не является универсальным. Им нужно пользоваться не вместо, а в совокупности с классическими учебными методиками, то есть кейс-метод позволит дополнить арсенал методических приемов.
Использование кейс-метод в подготовке будущего учителя начальных классов предполагает организацию учебной среды, направленную на:
- самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
- проектирование ситуации студентом (группой студентов) на себя с позиции учащегося и с позиции учителя, рефлексия;
- совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
- прогнозирование развития ситуации;
- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Организация работы группы студентов с применением кейс-метода делится на несколько этапов:
1. Представление кейса преподавателем.
2. Индивидуальное изучение кейса каждым студентом в группе.
3. Разработка вариантов индивидуальных решений.
4. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе.
Технология работы при использовании кейс-метода в обучении математике будущих учителей начальных классов.
Схема реализации кейс-метода
Для реализации
case-study при обучении студентов мы выделили следующие этапы (см.
таблицу №1).
Таблица 1
Подготовка и обучение кейс-методу
Этапы работы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Подготовительный |
1. Подборка содержания учебного материала кейса.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы
для подготовки студентов. |
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Аудиторный |
1. Организует предварительное
обсуждение кейса. |
1. Задает вопросы, углубляющие
понимание кейса. |
Внеаудиторный |
1.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. 2. Оценивает работу студентов. |
1. Составляет устные, письменные отчет о проделанной работе или готовиться к защите кейса по данной теме. |
Работа студентов начинается со знакомства с содержанием кейса. Студенты самостоятельно в течение 10-15 минут анализируют содержание кейса, выписывая конкретную информацию. В результате у каждого студента должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса. Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия. В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп до 4 человек. Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте аудитории, по возможности, не небольшом удалении друг от друга. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат. На этом этапе преподаватель, более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе. После того как распределены темы, студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя конспект лекций, учебные пособия и другие методические издания. Во внеучебное время студент сможет пользоваться рекомендованными учебниками.
Метод case-study – как инструмент, может позволить применить теоретические знания студентов к решению практических задач, способствовать развитию у них самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода возможно создать условия, в которых могут проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в группе, в парах сменного состава, находить наиболее рациональное решение поставленной задачи.
- Литература:
1. Электронный ресурс: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.