Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность / Т. Д. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/626/ (дата обращения: 18.12.2024).

Не секрет: ячейка общества – семья – претерпевает коренные изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария – основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется, факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей, зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое количество не полных семей, да и простая не грамотность в педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему, воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от 2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Начнем с первых дней ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок, условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха, развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало – нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию. Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям – чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или, напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Необходим поиск причин, объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило, уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой «Расскажи историю»- проективного исследования личности ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна, Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

- ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

- НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ : ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

- СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;

- НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались: подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном «изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс – Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

- ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

- ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

- ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

- НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

- ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК) РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

- ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной, архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях: чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных требований.

Мы можем сделать вывод, что активное участие воспитателя и не менее активная заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе, успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, индивидуальный подход, СЕМЬя, эмоциональная сфера детей, эмоциональное состояние.