Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита
Автор: Картавых Марина Анатольевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 201 раз
Библиографическое описание:
Картавых, М. А. Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита / М. А. Картавых. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/644/ (дата обращения: 16.11.2024).
Инновационные тенденции, ценности и смыслы современного высшего профессионально-экологического образования предполагают его ориентацию на достижение лично- и социально-значимого результата, преодоления диссонанса между профессиональным образованием и профессиональной деятельностью.
Феномен концепции устойчивого развития актуализировал новые стратегии в экологической политике, связанные с развитием системы экологического менеджмента и аудита. Экологический менеджмент, как специальная система управления, направлен на сохранение качества окружающей среды и рациональное природопользование, обеспечение нормативных, социальных, экологических и экономических параметров. Благодаря внедрению систем экологического менеджмента достигается соответствие между экологической политикой конкретного хозяйствующего субъекта и государственной экологической политикой; соответствие международным стандартам, важным в условиях интенсивной глобализации; инвестиционная привлекательность.
Понимание теории рационального природопользования как российского аналога концепции устойчивого развития (Д.Л. Арманд, Ю.К. Ефремов, В.А. Анучин, Ю.Н. Куражковский, П.Г. Олдак, С.Г. Струмилин, Т.С. Хачатуров, К.Г. Гофман, М.Я. Лемешев, В.С. Преображенский, Н.Ф. Реймерс) и ее роль в сфере государственного управления определили востребованность механизмов и инструментария, адекватных принципиально новой социально-экономической формации, сложившейся в современной России.
В этой связи возрастает значимость профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита. Методология и теоретические основы экологического менеджмента и аудита рассматриваются в исследованиях Ю.В. Бабиной, А.Т. Никитина, И.М. Потравного, В.П. Рыжикова, В.Ю. Коннова, О.М. Розенталь, П.Г. Серова, В.Л. Сидорчука, Т.А. Трифоновой, А.С. Яковлева.
В условиях стремительности и динамизма социально-экономического развития, беспрецедентного роста информационных ресурсов высшая школа приобретает опережающий характер. Прогностическая направленность предполагает проектирование модели образования, опирающейся на методологию компетентностного подхода.
В системе высшего профессионально-экологического образования компетентностный формат Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусматривает оценку качества профессиональной подготовки через компетенции выпускника [2, с. 4].
Образовательные компетенции, по мнению Э.Ф. Зеера, А.М. Павловой, Э.Э. Сыманюк, представляют собой взаимосвязанную совокупность ценностно-смысловых ориентаций, теоретических, нормативно-правовых и эмпирических знаний, умений, способов и опыта деятельности [1, с. 36]. Будучи интегральным результатом освоения студентом образовательной программы, компетенции обеспечивают успешность работы и конкурентноспособность выпускника в избранной профессиональной сфере, означают формирование общекультурных и личностно-профессиональных качеств, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Экология и природопользование» используется система общекультурных и профессиональных компетенций, а также компетенции в области природопользования, являющихся профильно-специализированными. Среди профильно-специализированных компетенций особая роль принадлежит компетенциям в области экологического менеджмента и экологического аудита.
Определение круга профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита исходило из анализа индивидуальных, общественных и государственных потребностей, рассматриваемых в качестве главного мотиватора деятельности, а также опиралось на подходы высшего общего профессионального и профессионально-экологического образования, объединяющего процессы профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки и профессионального становления личности [3, с. 23].
Выделенные потребности и структура профессионального образования как педагогической системы легли в основу конструирования педагогической концепции высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита. Концепция включает в себя модель профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита, а также условия ее реализации в практике высшей школы.
Модель профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита представлена тремя группами компетенций: контекстно-средового характера; предметно-специализированного характера; аксиологического характера личностно-профессионального становления.
1. Компетенции контекстно-средового характера - формируют мотивационную, ценностно-смысловую и целевую стратегическую платформу образования в области экологического менеджмента и аудита. Они обеспечивают общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды. Предполагается понимание студентами ведущих идей общецивилизационного развития и роли экологического менеджмента и аудита в их реализации, приоритетных стратегий профессионально-экологического образования, личностно-профессиональных смыслов и устремлений. Этот компетентностный план характеризуют виды деятельности: проблематизация, мотивация, целеполагание (когда происходит «сдвиг мотива на цель»), актуализация имеющегося индивидуального опыта для освоения нового содержания, коммуникация, позиционное самоопределение, рефлексия.
2. Компетенции предметно-специализированного характера обеспечиваются системой научно-теоретических, нормативно-правовых, прикладных знаний и способов деятельности в области экологического менеджмента и аудита. Фундаментальная направленность содержания образования и его методологизация связаны с необходимостью формирования широкого круга информационно-познавательных компетенций, включающих готовность и способность студентов к самостоятельному поиску, анализу, интерпретации, систематизации, критической оценки информационных ресурсов с позиций решаемой задачи.
Студенты проявляют готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации в электронном виде; владеют современными ГИС-технологиями и телекоммуникационными технологиями. Готовность к будущей профессиональной деятельности обеспечивается владением методологией познания, стратегиями и способами развития креативности и рефлексии. Компетентностный план предполагает информационно-познавательную, когнитивную, практико-ориентированную, коммуникативную, рефлексивную виды деятельности.
3. Компетенции аксиологического характера личностно-профессионального становления. Они формируются в процессе личностно - профессионального становления при освоении программного материала. Становление студента как специалиста тесно связано с развитием его личности. Наиболее способствуют личностно-профессиональному становлению будущего специалиста такие черты, как следование профессиональной этике, индивидуальная и социальная ответственность, самоконтроль, гибкость и вариативность, смыслотворчество, внутренняя диалогичность, адекватная самооценка, готовность к дифференцированной диагностике уровня своих достижений. В числе важнейших аксиологических компетенций личностно-профессионального становления: толерантность, способность к социальной адаптации, ответственность, коммуникативность, конфиденциальность, позитивная самооценка, гражданская идентичность на основе демократических ценностей.
Выделенный круг профессионально-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита потребовал отбора учебного содержания и способов его усвоения, нацеленных на их формирование. Содержание образования нашло отражение и оформление в виде разработанной нами модульной образовательной программе по экологическому менеджменту и аудиту. Спроектированная модульная образовательная программа «Экологический менеджмент и аудит» представляет собой документ, который определяет содержание образования соответствующей направленности. Содержательной основой нормативного текста образовательной программы является система комплементарных друг другу трех функциональных модулях: контекстно-средовом, предметно-специализированном, личностно-профессиональном.
Каждый функциональный модуль объединяет логически завершенный блок учебного материала и способов его усвоения. Представляя фрагменты образовательного процесса, каждый из выделенных модулей имеет собственное программно-целевое назначение и соответствующее ему дидактическое сопровождение в виде целостного блока учебно-профессионального материала, обладающего содержательной целостностью адекватных технологий и методов его изучения.
Контекстно-средовый модуль включает содержание, отражающее современные экомировоззренческие идеи, закладывающие идеологический фундамент образовательной среды. Выполняя ценностно-смысловую, проблемную, мотивационную, целеполагающую функции, он не только способствует формированию компетенций контекстно-средового характера, но и запускает механизм всего компетентностно ориентированного профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита. В рамках данного модуля студентами осваивается учебная дисциплина «Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента и экологического аудита»
Предметно-специализированный модуль – это предметно-профессиональное поле деятельности, в процессе которой закладывается фундаментальный базис подготовки будущего специалиста в области экологического менеджмента и аудита, формируются его профессионально-специализированные теоретические знания, прикладные умения, личный опыт, экологический стиль мышления, отношения. Активизируются информационные, когнитивные, практические, креативные функции личности на основе соответствующих видов деятельности. Второй функциональный модуль объединяет учебные программы дисциплин: «Экологический аудит в системе экологического менеджмента», «Экологический менеджмент и аудит природопользования», «Экологический аудит экологической безопасности». В логике данного рассуждения они преимущественно акцентированы на формирование профессионально-специализированного знания и способов деловой активности в сфере экологического управления и независимого контроля его качества.
Личностно-профессиональный модуль основан на ценностях личностного отношения к деятельности в области экологического менеджмента и аудита и связан с личностно-профессиональным становлением будущего специалиста, формированием его важнейших личностно-профессиональных качеств. Их многообразие проявляется в индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, профессионально-деятельностных и внешне поведенческих особенностях будущих выпускников. Выполняя коммуникативную и рефлексивную функции, личностно-профессиональный модуль, представляя личностно-профессиональный компонент содержания, пронизывает всю профессионально-экологическую подготовку. Третий функциональный модуль представлен содержанием учебной программы «Экологический консалтинг», которая завершает в данной образовательной программе личностно-профессиональное становление будущего выпускника, формируя аксиологические компетенции личностно-профессионального становления, связанные с самостоятельной активностью, инициативностью, ответственностью, разнообразной коммуникацией, толерантностью, рефлексией.
Апробация образовательной программы показала правильность выбранной образовательной стратегии, что положительно отразилось на качестве профессионально-экологического образования.
- Статья выполнена при поддержке РГНФ (грант № 08-06-00272а)
Литература:
Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 211 с.
Инновации в географическом и экологическом образовании / Под ред. Н.С. Касимова. – М.: МГУ, 2007. – 348 с.
Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.