Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований
Автор: Шифрина Диана Венеровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 11741 раз
Библиографическое описание:
Шифрина, Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований / Д. В. Шифрина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/72/ (дата обращения: 19.12.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным [1, с. 3]. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образовании: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного образовании. Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обеспечивающий решение не только функциональных задач обучения, но и как более широкое литературное образование младших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе; развитие культуры восприятия художественного текста, формирование умения ориентироваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора.
Существующие методики чтения ориентировались в основном на становление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас приводит к тому, что дети испытывают трудности с анализом текста: пониманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернутся к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Таким образом, с введением в учебный план предмета «Литературное чтение» изменяются приоритеты в организации процесса литературного образование младших школьников: особое внимание уделяется навыкам осознанного чтения.
Многие учителя констатируют, что растущий человек не любит читать, не понимает важности «бескорыстного чтения» не только для времяпрепровождения, не только для развития своей культуры, но и вообще для жизни.
Одной из причин потери интереса современного школьника к чтению, недооценки роли литературы в развитии человека, отсутствия читательского кругозора и культуры читательской деятельности является педагогически нецелесообразный процесс обучения в начальной школе. «Жесткая привязанность» к дидактическим способам изучения художественных произведений, почти полное отсутствие их полноценного восприятия «в чистом виде» приводит к следующим явлениям:
- с каждым годом сокращается число детей, выбирающих самостоятельное чтение среди других видов деятельности (телепросмотры, игры на компьютере);
- дети с безразличием относятся к русской классике, произведения классиков литературы XIX-XX вв. почти исчезли из области самостоятельного чтения современного школьника;
- дети безразличны к чтению (заучиванию, исполнению) произведений стихотворного жанра; в зону их интереса попадают в основном тексты низкого уровня, печатающиеся сегодня в малохудожественных журналах, рекламных сборниках и т.п.
Среди личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования выделяются те, которые прямо связаны с предметом «Литературное чтение».
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
2) Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение строить совместную деятельность.
3) Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- использование разных видов чтения для самообразования;
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
- пользование справочной литературой.
Формирование способности к учебной деятельности - важнейшая цель обучения любому учебному предмету. Обобщенный результат образования в начальной школе представляется в системе универсальных учебных действий познавательных, регулятивных, коммуникативных, которые и определяют, согласно государственному стандарту второго поколения, предпосылки овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Мотивированное чтение позволяет формировать существенную характеристику навыка чтения: осознанность, то есть умение извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей. Вся классическая дореволюционная дидактика утверждала, что осмысленное чтение – значит «толковое». Об этом писал и К.Д. Ушинский: «Быстрота чтенья должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Если дитя читает быстрее, чем может понимать, то значит, оно читает бессознательно. Быстрота чтения придет сама собой, вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она не только ни к чему не пригодна, но даже вредна»[3, с. 37].
В связи с этим необходимо раскрыть как в содержании, так и методике обучения своеобразие того и другого вида чтения. Младший школьник должен осознать, что цели чтения вслух и про себя различны. Так, научившись читать, человек использует чтение вслух с определенными целями – для кого-то или для чего-то: например, чтобы выучить текст. Подобная ситуация определяет необходимость учебной работы по формированию навыков выразительного чтения. Это содержание должно быть представлено в программе как самостоятельный раздел, который отражен специальными рубриками в учебнике, что позволит учителю обратить особое внимание на решение данной задачи.
Понимание художественного текста начинается с его восприятия. У ребенка должна быть сформирована готовность к слуховому восприятию, которое определяется как целостное понимание элементов словесного сообщения, синтезирующее в себе речевые звуки, настроение говорящего, его отношение к содержанию сообщаемого текста. Воспринимать текст – значит улавливать интонационные, тембровые, темповые оттенки речи, паузы и, конечно, эмоции, которые все это сопровождают. Таким образом, восприятие художественного текста всегда является смысловым, то есть включает акт понимания, осмысления того, что человек слышит (СЛ. Рубинштейн, Л.Р. Лу\ ш: Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, ДБ. Эльконин и др.).
Можно выделить несколько этапов восприятия ребенком чтения (рассказывания) взрослым:
Первый этап восприятия - слежение за развитием действий (событий) в художественном произведении, воссоздание в воображении его образов и возникновение соответствующих переживаний. Младшие школьники воспринимают произведение сначала чувствами, а затем уже пользуются умом и логикой. Дидактика начального обучения должна считаться с тем, что: во-первых, нельзя избежать данного этапа восприятии: во-вторых с этого этапа начинается осознание произведения как сплава эмоций, чувств, идей, мыслей. В начальной школе процесс обучения часто строится таким образом, что ребенок не успевает пережить, осознать возникшие чувства, оценить влияние прослушанного произведения на свое субъективное эмоциональное состояние. Учащихся сразу погружают в дидактическую сущность произведения (чему учит, какая главная мысль, какова идея).
Процесс чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только на его основе возникают оценочные суждения – второй этап восприятия произведения. Теперь, осознав, какие эмоции возникли при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи: осознать воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев и т.п.
Третий этапом – влияние результатов восприятия на личность слушателя, его реализация в оценочных суждениях, в самостоятельной речевой, изобразительной художественной деятельности. На основе произведения возникают игры, драматизации, спектакли, литературные викторины, обсуждения и пр.
Чувства, возникающие у ребенка в процессе слушания, субъективны, и степень этой субъективности различна. Вместе с тем дети шести-семи лет легко поддаются влиянию взрослого и без труда принимают его точку зрения, поэтому одной из задач уроков литературного слушания является бережное отношение к эмоциональному состоянию, которое возникает у каждого ребенка, предоставление ему права на субъективное переживание, даже если оно не совпадает с эмоциями других слушателей.
Школьники 1-2-го классов отождествляют героев произведения, даже если они фантастические, волшебные, с конкретными живыми лицами. Понимая, что так «по правде не бывает», дети предоставляют персонажам право жить «по-настоящему», становятся яркими сторонниками или противниками происходящих событий, как будто сами принимают в них участие. В отличие от восприятия взрослого, у которого эмоции чаще скрыты, у младших школьников они ярко выражены и становятся достоянием не только самого ребенка, но и всех других слушателей. Переживания бывают настолько значимыми для детей, что с ни, слушая произведение, плачут, искрение смеются, злятся, негодуют и т.д. Результатом такого сопереживания является понимание характера, внутреннего мира героя произведения, возможность оценить его с позиций нравственности и этики.
На основе возникших переживаний появляется и общая оценка произведения. При этом младшие школьники, как правило, путают оценку своего состояния с оценкой самого произведения. Следовательно, при обсуждении произведений «конфликтных», не очевидных по своему настроению, нельзя задавать вопрос: «Понравилось ли?» - чтобы не получить неадекватного ответа: «Не понравилось». Если анализ произведения не будет дифференцироваться и дети постепенно не начнут осознавать, что качество произведения оценивается по силе возникающих от его восприятия чувств, то рано или поздно возникнет отторжение художественных текстов, вызывающих сильные эмоциональные переживания, ребенок перестанет хотеть их читать.
Реализация Государственного стандарта требует другого построения учебников как главного средства обучения. Это относится, прежде всего, к обеспечению единства их содержательной и организационной стороны. Методика формирования умения бегло читать вслух и про себя, анализировать изобразительно-выразительные средства (метафора, гипербола, олицетворение, сравнение и др.), внимание к интонационным особенностям разных текстов, сравнение их жанровой специфики, способы развития речи учащихся и др. - все это находится теперь в зоне повышенного внимания учителя [2, с. 17] .
Прежде всего, следует отметить принципы отбора произведений для чтения, работа с которыми обеспечит формирование личностных, предметных и метапредметных умений, которые соответствуют требованиям стандарта[4, с. 23]:
Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные
положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни. Поэтому весьма важным, является обращение к народному творчеству - малым формам фольклора, сказкам, которые могут быть хорошо знакомы детям.
Классики педагогики, известные фольклористы утверждали, что вряд ли можно найти для детского слушания материал более близкий, соответствующий детским интересам и потребностям, занимательный, чем тот, который связан с бытом детей, их повседневной жизнью, а также вырос и развился из исканий народной мудрости и семейной педагогики. Переход от слушания фольклорных произведений к их самостоятельному чтению обеспечивает постепенное расширение видового разнообразия произведений, подведение младших школьников к восприятию легенд, сказаний, осознанию «бродячих сюжетов» в сказках (легендах) разных народов.
Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл,
содержание должно предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и т.п.; стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться, понимать другого человека и т.п. С учетом этого принципа в круг детского чтения должны войти лучшие произведения современной детской литературы, рассказывающие о жизни детей, труде старших, страницах истории родной страны.
Форма произведений должна предоставлять младшему школьнику возможность выразительного чтения, при котором он может использовать различные его средства: темп, ритм, интонация и др.
Дети должны работать с произведениями разных жанров, что позволяет формировать у них литературоведческие представления и понятия.
Произведения должны отличаться доступными для восприятия младших школьников образами и средствами их отображения, предоставлять детям возможность «открытого» анализа художественного текста и объективного понимания его идеи.
Литература:
- Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. № 9.
- Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М., 2007.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. М.,2000.
- Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.